Соль

Кухня

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Библиотеки

Мамонты возвращаются. Ученые верят, что скоро гигантов можно будет клонировать

В минувшие выходные в столице прошел десятый фестиваль науки Nauka 0+. Главными фестивальными площадками стали фундаментальная библиотека МГУ и Экспоцентр на Красной Пресне.

Среди огромного количества интерактивных стендов, представленных в Экспоцентре, наибольшее количество любопытных всех возрастов собрала площадка секции палеонтологии, действующей при Палеонтологическом музее в Москве. Всему причиной последние новости от ученых, посвятивших себя изучению древних животных.

На днях исследователи, ставшие участниками экспедиции «Северная Ойкумена», заявили: найдена кожа мамонта, которая может сделать мечту реальностью — возродить мамонтов на планете Земля путем клонирования. Правда, пока это лишь догадки и надежды. Исследования добытого на Ляховских островах материала начнутся только в ноябре.

С уверенностью говорить о том, что через пару-тройку лет по Земле будут бродить легендарные гиганты, пока рано.

— Мы действительно обнаружили большой кусок кожи мамонта в ходе крупной международной экспедиции на остров Ляховский, — рассказал «Вечерке» руководитель экспедиции и директор Музея мамонта в Якутске Семен Григорьев. — В ней приняли участие 16 исследователей со всего мира.

Экспедиция прошла при содействии Русского географического общества.

На вопрос об уникальности находки Семен отвечает уклончиво.

— Мы пока не можем назвать эту кожу по-настоящему уникальной, ведь исследования еще не начались, — поясняет ученый. — Сейчас к нам прибыли наши основные партнеры, мы отобрали образцы для проведения исследований и скоро сможем сказать, можно ли использовать найденные клетки мамонта в экспериментах по клонированию. Работа будет проходить на базе Северо-Восточного федерального университета, где находится наша совместная с корейскими коллегами лаборатория.

Ученые из Кореи немало помогли российским исследователям в их нелегкой работе. Оборудование, которым на сегодняшний день располагает лаборатория по очищению клеток ископаемых животных, — их подарок Северо-Восточному университету.

— Параллельно исследования будут идти в Корее, — продолжил Семен Григорьев. — Но образцы поедут туда не ранее чем через два месяца. Нужно собрать массу документов и получить разрешение от Минпромторга.

Если исследования пройдут успешно, ученые надеются получить мамонта «из пробирки».

— Даже в этом нестандартном случае мы планируем использовать классичевания, — рассказал Семен Григорьев. — Из яйцеклетки индийской слонихи будет удалено собственное ядро и внедрено ядро мамонта. В нем находится весь генетический материал. Вынашивать плод слониха будет почти два года — 22 месяца. Конечно, здесь много проблем, но мы не теряем надежды. Сейчас у нас достаточно образцов для масштабных исследований.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Ливанов, министр образования и науки России:

- Главная миссия фестиваля Nauka 0+ — пропаганда современных знаний, привлечение к научной деятельности как можно большего количества молодых людей, воспитание интереса к исследованиям, популяризация фундаментальных знаний, налаживание диалога между наукой и обществом.

Алексей Шмаков, старший научный сотрудник Палеонтологического Института:

- Вероятность клонирования мамонта, конечно, есть, но сделать это пока никому не удавалось. ДНК, являющаяся носителем информации, разрушается быстрее белка. Даже мясо, пролежавшее в холодильнике несколько недель, меняет свой вкус. А тут речь идет о нескольких десятках тысяч лет.

СПРАВКА

Первый в России Фестиваль науки был проведен в МГУ в 2006 году. За три дня его посетили более 20 000 человек. Успех убедил организаторов в необходимости проведения мероприятий ежегодно. С 2007 года Фестиваль науки стал общегородским и ежегодно проводится при финансовой и организационно-технической поддержке правительства Москвы.

МАМОНТЫ КАК ОНИ ЕСТЬ

Вопреки распространенному мнению, мамонты не были предками современных слонов: они появились на Земле позже и вымерли, не оставив даже отдаленных потомков.

Мамонты возвращаются. Ученые верят, что скоро гигантов можно будет клонировать Фото: «Вечерняя Москва»

НАХОДКИ

Север России богат на интересные находки.

Милая Юкка

Уникального мамонтенка нашли в 2010 году, но достать его из вечных льдов получилось лишь в 2013-м. Юка сохранилась так хорошо, что выглядит как живая. Сегодня ее называют настоящим посланцем мира. Год назад Юка побывала в столице.

Костяное поле

Самое крупное кладбище мамонтов в начале осени обнаружили ученые из Томского государственного университета. Во время раскопок на Волчьей гриве близ села Мамонтово Новосибирской области они нашли более 600 гигантских скелетов. По мнению исследователей, именно здесь мамонты дольше всего сражались за свое выживание.