Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Мирный атом

Сюжет: 

Пресса в образовании
Технологии
Мирный атом
1 марта 1980 г. Атомный ледокол «Арктика» / Фото: Николай Зайцев РИА Новости
О том, чем сегодня занята атомная наука, какими разработками мы можем гордиться, мы поговорили с директором Автономной некоммерческой организации для поддержки развития сферы атомной науки, техники и образования «АтомИнфо-Центр» Александром Уваровым.

– Александр, сколько в России АЭС и какое место атомная энергетика занимает в общей картине?

– В стране — 37 реакторов. Станций немного меньше. Доля — порядка 18 процентов в общей структуре энергетики, если смотреть по всей стране. Но в Ленобласти, например, АЭС дает половину необходимой энергии.

– 18 процентов — не мало?

– Больше и не надо. Во Франции, например, этот показатель под 80 процентов. АЭС генерирует энергию постоянно, в базовом режиме, а потребление ее естественным образом колеблется. Доходило до абсурда. Ночью люди потребляют меньше. И Франция продавала излишки энергии в Швейцарию, там ее на ночь закачивали в гидроаккумулирующие станции, которые использовали эту энергию, чтобы крутить турбины гидроэлектростанции, поднимающие уровень воды в водохранилище. Процесс бессмысленный, но энергию надо куда-то девать. А днем воду спускали и продавали сгенерированную энергию обратно французам.

– После Чернобыля была еще одна крупная авария на АЭС, которая потрясла мир. Это Фукусима.

– На Фукусиме — это чисто японская авария. У них проявился некий технологический снобизм: японская техника не ломается. И когда цунами затопило дизель-генератор, рабочие не знали, что делать. Они забыли главный постулат — что работают с опасным видом энергии.

– В «Росатоме» часто говорят, что АЭС значительно чище экологически, чем другие способы генерации энергии.

– Это правда. АЭС не выделяет парниковые газы. Кроме того, у любой другой генерации энергии есть проблема транспортировки. Уголь надо возить, машины потребляют бензин, выбрасывают выхлопные газы. Поезд также не совсем чист. А топливо на год для АЭС — это три рейса самолетом.

– Где еще применяется атомная энергия?

– В военной сфере есть атомные подводные крейсера, есть атомные ракеты, теперь еще заговорили о ракетах с атомным реактором. В гражданской жизни прежде всего применяют всевозможные ядерные изотопы, которые производятся в маленьких специализированных реакторах. Их используют в промышленности для диагностики и неразрушающего контроля. Их применяют и в медицине — это в первую очередь борьба с онкологическими заболеваниями. Для лечения рака и диагностики есть радиофармпрепараты. Так называемые «меченые атомы». Это та самая технология, когда в тело больного вводят радиоактивный раствор, а затем на приборах смотрят, где есть метастазы.

– А в сельском хозяйстве атомные технологии применяются?

– Редко. Делают гамма-обработку продуктов пучком излучения, чтобы микробы не испортили продукт, а срок хранения удлинился. Но в нашей стране это непопулярно.

А вот за границей такая технология используется. Еще, например, гамма-лучи используют для спасения рукописных и старопечатных книг. В бумаге заводятся жучки, тля, микроорганизмы, паразиты, банальный грибок. И все это постепенно убивает книгу. Конечно, мало кто проводит такие мероприятия в личной коллекции. А вот в крупных библиотеках да.

– СССР первым создал атомный ледокол. Они есть сейчас?

– «Ленин», «Арктика» и «Сибирь» уже в музее, либо порезаны на металл. Ходят «Вайгач», «Таймыр» и «50 лет Севморпути». Но готовится проект серии новых атомных ледоколов «Лидер». Они будут всепогодные и смогут работать по всему Северному морскому пути, в том числе по его восточной части, где серьезная толщина льдов.

Конечно, цифры проводки по Севморпути несравнимы с Суэцким каналом. Но есть тенденция увеличения объемов проводимых по этому пути грузов — из Китая в Европу быстрее и дешевле возить напрямую, чем вокруг всего континента. И без атомных ледоколов здесь не обойтись. Китай в этом очень заинтересован. А мы сможем зарабатывать на транзите, на проводке их путей.

Мирный атом
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.