Московские ученые придумали, как избежать разрушения тоннелей метро
Специалисты Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» придумали, как предотвратить разрушение тоннелей метро. Ученые обозначили основные факторы, которые провоцируют обвалы и трещины. Корреспондент «ВМ» выяснила подробности.
Как рассказала профессор кафедры «Строительство подземных сооружений и горных предприятий» НИТУ «МИСиС» Елена Куликова, качество строительства подземных сооружений, срок службы и даже капитальные затраты зависят, в первую очередь, от типа отделки и технологии возведения. Проведенные исследования показали, что причиной возникающих дефектов чаще всего является фильтрационное воздействие воды.
— Раскрытие механизма образования дефектов в футеровке позволяет разработать меры по предотвращению их образования и удешевить эксплуатацию и строительство подземных сооружений, — сообщила Куликова. — В тоннелях глубокого заложения места фильтрации воды находятся на боковых частях тоннеля. Что касается тоннелей мелкого заложения, то там они сосредоточены почти на уровне лотка тоннеля и у перекрытия. Таким образом, получается, что места фильтрации находятся слишком близко от стыка изоляции и шва бетонирования.
Кроме того, в числе разрушающих факторов — гидроабразивное изнашивание лотковой части тоннеля, выщелачивание свободной извести из бетона из-за влияния внешних грунтовых вод, а также газовая и химическая коррозия, которую провоцируют протекающие в тоннелях агрессивные жидкости.
— Если при проектировании и установке несущих конструкций подземных сооружений уделить должное внимание выбору материалов конструкций и обеспечению гидроизоляции, а также применить технологические методы организации водонепроницаемых стыков между блоками бетонирования, можно надолго избежать потенциального аварийного состояния туннелей, — добавили ученые.