Обратно в СССР? Будут ли россияне летать за рубеж на советском Як-42
Сюжет:
Эксклюзивы ВМРоссийским авиакомпаниям предложили взять в лизинг советские самолеты Як-42 для рейсов за рубеж. Об этих воздушных судах и перспективе их использования — в материале «Вечерней Москвы».
Что случилось
По данным «Известий», весной и летом как минимум трем авиаперевозчикам («Ираэро», Utair и Red Wings) предложили взять в лизинг самолеты Як-42. Предложение поступило от компании «АТ-Лизинг», в собственности которой находятся 14 модернизированных «Яков» с увеличенной дальностью полета.
Авиаперевозчики изучили возможность их использования и пришли к выводу, что эксплуатация «Яков» экономически выгодна только при серьезной господдержке. В одной авиакомпании отметили, что в нынешних условиях «отсутствия многих заграничных рейсов на ближайшие три года отрасли хватит и существующего парка».
Что известно о Як-42
Визитная карточка самолета:
- разработчик — ОКБ им. Яковлева;
- первый полет — 1980 год;
- пассажировместимость — 120 человек;
- дальность полета — 4000 километров;
- максимальная скорость — 700 километров в час;
- произведено единиц — 187.
Як-42 разрабатывался в СССР в середине 1970-х годов. В 2003 году серийное производство этой модели было прекращено. Сейчас в России и на постсоветском пространстве регулярно используются около 20 «Яков».
Есть ли у «Яка» перспективы
Опрошенные «ВМ» эксперты полагают, что авиакомпании решатся взять в эксплуатацию Як-42 только в крайнем случае, «когда уже не на чем будет летать». Дело в том, что использование этого самолета экономически невыгодно.
— Як-42 очень дорог в эксплуатации. Во-первых, у него три двигателя вместо двух. Отсюда больший расход топлива. Во-вторых, экипаж «Яка» состоит из трех человек, помимо пилотов в него нужно брать бортинженера. Это увеличивает зарплатный фонд. Кроме того, таких бортинженеров уже не готовят, на рынке их дефицит, — объясняет «ВМ» главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.
К тому же для Як-42 уже нет серийного производства деталей, в случае серьезной поломки перевозчики могут остаться у разбитого корыта.
— Выйдет из строя какая-нибудь нестандартная, нерасходная деталь. И все. Ее никто не производит, на складах ее нет. И получится, что в разгар сезона, когда продана куча билетов и нужно возить пассажиров, самолет простаивает. При этом за него еще требуется платить лизинговые платежи. Кому это надо? — задается вопросом главный редактор портала «Авиа.ру», авиаэксперт Роман Гусаров.
Современный аналог «Яка»
Аналогом Як-42 является Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Это современный российский самолет, который в ближайшие годы станет основным ближнемагистральным лайнером в России. Перед ним Як-42 имеет лишь одно преимущество — полную локализацию. Полностью импортозамещенная версия самолета SSJ-100 появится только в конце 2023 года.
В целом же сравнивать эти две модели бессмысленно, так как производство «Яков», скорее всего, возобновлять не будут — самолет морально и технически устарел. С SSJ дело обстоит иначе.
— В случае успешной замены импортных составляющих на отечественные можно будет производить около 40–45 SSJ в год, — отметил Гусаров.