Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Русские выходные. Чем привлекает туристов наша провинция

Общество
Русские выходные. Чем привлекает туристов наша провинция
Участники праздничных гуляний в Суздале, посвященных проводам Широкой Масленицы / Фото: Алексей Куденко/РИА Новости

Мы продолжаем рассказывать о том, куда можно отправиться на выходных. В номере «Вечерней Москвы» от 19 декабря речь шла о Подмосковье. Продолжение темы — Нижний Новгород. В столичных кинотеатрах начали крутить видеоролики об этом городе — первом, к раскрутке которого приступил Ростуризм. Главной целевой аудиторией проекта станут жители Москвы. О том, как регионы перестраивают свою жизнь в расчете на серьезный турпоток — в рубрике «Туризм».

«Русские выходные» — так называется проект Ростуризма по популяризации «коротких» внутренних туров, рассчитанных на субботу-воскресенье. Вслед за Нижегородской в ближайшее время следует ждать информационной раскрутки Тульской, Ивановской, Калужской, Владимирской и других областей страны.

Никакой Америки Ростуризм не изобретает — он всего лишь следует одному из основных туристических трендов последних лет. Например, по статистике популярного сервиса по онлайн-бронированию отелей, больше половины (53 процента) путешественников планируют в ближайшее время чаще проводить свои уик-энды в другом городе. Цель — получить за короткое время больше новых эмоций и впечатлений. А по данным фотохостинга Pinterest, чаще всего людей на такие поездки в этом году стимулировали маленькие городки (количество поисковых запросов по малым городам за год выросло на 276 процентов), острова, о которых мало кто слышал (плюс 179 процентов), заброшенные замки и усадьбы (рост на 142 процента), велосипедные маршруты (плюс 64 процента) и горячие источники (плюс 32 процента). Ничего удивительного — не вылезающие из интернета миллениалы охочи до всего нового… Добавим к ним пенсионеров, которым в последнее время тоже не сидится на месте, семьи с детьми (далеко и надолго с ними не наездишься, а на выходные — в самый раз), а также дачников, которые, закрыв сезон, наверстывают упущенные летом впечатления, — и аудитория получается внушительная.

В России в авангарде таких поездок находятся москвичи, потратившие в прошлом году за пределами столицы примерно столько же, сколько приезжие туристы — в Москве.

— Не только малые, но и средние, и крупные города ориентируются на турпоток из Москвы, что объяснимо и с точки зрения платежеспособности, и с точки зрения человеческого капитала, — говорит директор Центра территориального маркетинга Константин Гаранин. — Поэтому все, что находится в двух часах лета от столицы, ориентируется на поток из нее. Но далеко не все могут москвичам угодить, потому что часто предлагают им то, что те и так уже сто раз видели. Ведь Москва по части досуга и развлечений разнообразнее и в большинстве своем содержит в себе все то, чем малые города пытаются завлекать туристов. А теперь вспомним, зачем люди едут в другие страны. Как правило, для того, чтобы пожить в сценарии, отличном от своего. В Финляндии, Индии, Марокко, да том же Египте мы можем окунуться в иную культуру и пожить в ней, то есть получить совершенно другие визуальные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения. Поэтому малые города, которые предлагают не просто созерцание наличников и региональных музеев, но и какую-то смену сценария, непременно будут востребованы у избалованного впечатлениями жителя мегаполиса.

Бизнес и люди

Получается, сначала сам город должен поменять внутренний уклад, а потом уже в него поедут туристы. Не слишком ли большая цена — менять свою жизнь ради приезжих? Нет, уверен наш эксперт:

— Это делается не ради приезжих, а в первую очередь ради самих жителей. Но если у малого города есть свой внутренний интересный сценарий для себя, он становится интересен и туристу. В Мышкине больше 15 лет занимались собирательством мышей не ради туристов, а в первую очередь потому, что им самим это было интересно. Ну и туристам — впоследствии — тоже. И таких примеров уже много — Городец, Торжок, Старая Русса, Муром, Коломна, Суздаль... Например, Выкса постепенно становится городом, где правит современное авангардное искусство. Торжок переосмысливает классику. Городец становится местом игр, в которые играют горожане, там идет активная геймификация всего и вся. Старая Русса вспомнила, что была когда-то императорским курортом, и активно развивает эту тему, параллельно становясь еще и городом Достоевского (он тут жил) — в городские детективные квесты по его произведениям вовлечены многие жители. Они же часто инвестируют в новые проекты — например, в отличный музей средневекового рушанина — усадебный комплекс, состоящий из типичных построек того времени (жилых домов, бань, соляной варницы, загона для скота, заборов из частокола, мостовых и т.д.). Параллельно там восстанавливают свою кухню, градирни, парки... Это все очень любопытные кейсы, в которых горожане объединились и сделали место своего обитания очень интересным не только для себя, но и для приезжих. А когда на показ выставляют формальные вещи, это никого не трогает — ни жителей, ни гостей.

Справедливости ради стоит сказать, что не одними лишь усилиями горожан происходит сейчас преображение малых городов. Часто локомотивом перемен выступают градообразующие предприятия, которым надо, чтобы молодежь оставалась на родине, а не бежала в поисках счастья за тридевять земель. По такому пути сейчас идут, например, Кировск, Тихвин, та же Выкса и многие другие.

Бизнес, разумеется, тоже не дремлет.

— С малыми городами часто ассоциируется некая безысходность: серость, рутина, денег нет, перспектив нет, жизнь кончилась, потому что все плохо, — говорит Игорь Кехтер, вице-президент Ассоциации малых туристских городов России. — Но никто не отменял значения личности в истории. У нас в Гавриловом Посаде все было именно так. Промышленность рухнула, 1,5 тысячи рабочих мест просто исчезли, люди не знали, чем себя занять. Но там оставался неприкаянным дворцовый конезавод, построенный в XVII веке. И мы решили создать первый в мире музей национальных напитков страны. И этот новый смысл, который мы придали музею, очень взбодрил город, потому что появилась некая перспектива, движение, которого так не хватало. Сейчас запущена первая очередь музея, где представлены 16 безалкогольных и шесть алкогольных напитков, дегустационные залы, промышленное историческое производство, конный театр (Гаврилов Посад — родина владимирского тяжеловоза, еще одного бренда России, который мы потеряли, и, кстати, единственной лошади в мире, которая совершила кругосветное путешествие). В общем, я думаю, что, если применить ум, желание и руки, любой самый депрессивный город сможет ожить, начать развиваться и стать интересным. И это обязательно надо делать, ведь малые города являются как раз теми узлами, которые на самом деле и связывают нашу страну в единое целое.

Наглядная агитация

О многих городах страны сейчас можно подробно узнать уже на вокзале — благодаря проекту РЖД «Исторический багаж».

Мультимедийные историко-просветительские модули в виде приоткрытого старинного багажа сейчас активно устанавливают на разных железнодорожных станциях страны. В центре такой конструкции располагается тачпад, с помощью которого можно из достаточно большого меню выбрать, просмотреть и при желании скачать то, что интересно — информацию об истории места, его достопримечательностях, людях, культуре, промышленности и т.д. Причем речь идет не только о текстах, но и о видео-, аудио- и фотоконтенте.

Пока информационные «чемоданы» устанавливают на станциях бывшей Николаевской железной дороги (первой в России), а в перспективе планируется, что такими же (или более скромными в случае с мелкими станциями) конструкциями обзаведется каждая остановочная платформа страны.

— Как только мы начали делать этот проект, мы вдруг осознали, сколько всего таится в истории малых городов, какой большой пласт информации тут можно обнаружить, сколько всего там происходило. И это стало для нас настоящим открытием, — рассказывает Анна Писарская, директор фонда поддержки и развития культуры и искусства «Культурное пространство». — Проект еще очень молодой — первая конструкция появилась в конце марта, но он активно развивается. Сейчас наши багажи стоят на вокзалах как минимум 13 городов — в Бологом, Великом Новгороде, Владивостоке, Вышнем Волочке, Клину, Любани, Малой Вишере, Москве, Санкт-Петербурге, Спирове, Твери, Тосне, Чудове и в нескольких точках на БАМе. В 2020 году планируем установить багаж в городах-героях и городах воинской славы. Ну а далее — хотелось бы везде.

СТАТИСТИКА

По данным портала ТурСтат, рейтинг самых лучших малых городов в 2020 году будет выглядеть так: Суздаль, Переславль-Залесский, Звенигород, Плес, Ростов Великий, Углич, Великий Устюг, Торжок, Печоры, Старая Русса, Болгар, Касимов, Боровск, Городец, Солигалич.

Рейтинг составлялся на основе интернет-голосования — люди сообщали, какой, на их взгляд, город стоит непременно посетить в будущем году.

Читайте также: Москва снова стала самым популярным туристическим регионом России

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.