Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Детский психолог назвала расстройства, которыми чаще всего страдают российские школьники

Общество

В ходе исследования, проведенного агентством Harris Insights & Analytics, выяснилось, что учебный процесс вызывает чувство тревоги и подавленности у 79 процентов российских школьников. В этом показателе мы оказались на первом месте, обогнав Китай и Германию, у которых результат составил соответственно 64 и 61 процент.

«Вечерняя Москва» обратилась к детскому психологу, кандидату психологических наук, старшему преподавателю кафедры проектирующей психологии Института психологии им. Выготского РГГУ Жанне Сугак, которая рассказала, почему нашим детям психологически непросто учиться в школе. 

— Какими расстройствами чаще всего страдают наши школьники?

— Есть разного рода исследования, вопрос, стресс ли это вообще. Но если даже это так и мы опустим все нюансы, хоть они и важны, я должна сказать, что дело в том, что у младших школьников, средних и старших разного рода тревожащие события и явления. У младших школьников есть такой диагноз — школьная неуспешность. Чаще всего это связано с тем, что в школу приходят дети психологически не готовые к ней. Они маленькие психологически — не умеют учиться, не понимают условность этого процесса, и они не столько учатся, сколько пытаются пристроиться, и у них это, естественно, не получается. И если попадаются учителя к ним не очень лояльные, то у ребенка формируется понимание того, что они доброго слова не заслуживают и вообще непригодные ученики. И эта школьная неуспешность выражается в очень тяжелых формах — от энуреза до вообще нежелания никогда больше в школу не ходить.

Если говорить об учениках средней школы — с 5 до 9 классы, то у них меняется интерес к школе и отношение к учителю. Для них человек — источник знаний уже не так интересен, им важнее человек, который что-то умеет. А у наших школьников, к сожалению, сейчас практики фактически нет, мы все перевели в уровень теории. Она даже не теория вовсе — какие-то нелепые задачи, не связанные с их жизнью. Таким образом, происходит отчуждение от школы.

У детей старшей школы проблема связана с тем, что у них формируется отношение к себе как к будущему человеку определенной профессии. А школа их по-прежнему гонит по пути «сдай ЕГЭ!». И поэтому он живет одной жизнью, а школа требует совершенно другого и вдобавок невротизирует тем, что надо будет сдавать экзамены и как бы чего не вышло.

— Как психологически подготовить детей к школе?

— Это целая отдельная наука. Этим занимаются психологи, педагоги, предшкольные группы и очень много кто, но, как правило, они готовят его не по ситуации, не пытаясь его «подрастить», чтобы он мог, а чтобы он знал, что ему предстоит. И они его пичкают информацией, на которой он еще какое-то время живет, месяца два–три, но она быстро иссякает, и он погружается в кошмар. Эта подготовка совершенно не психологическая. Маленький ребенок идет в школу играть. А его заставляют жить серьезной жизнью.

— Не действует ли негативно система оценок и открытого сравнения результатов по унифицированным предметам совсем разных людей?

— От того, что оценки в начальной школе заменили на тучки или солнышки, предполагая, что дети, наверное, клинические идиоты и не понимают, что плохо, а что хорошо, лучше не становится. Оценка хороша тогда, когда человек понимает ее критерий — за что он ее получает. То есть он отделяет себя от своей работы. И тогда плохой результат может быть отрефлексирован, можно найти ошибки и сделать работу над ними. А поскольку он эти критерии не понимает, то каждая плохая отметка превращается в свидетельство нелюбви учителя. Тогда уж и смысла в оценках и проверочных работах нет. 

В самой по себе оценке ничего плохого нет. Вопрос в том, каким образом ее выставлять и с какой целью. Соревновательность присуща младшим школьникам — нет такого младшеклассника, который бы не хотел соревноваться. Они все любят дружить друг против друга, объединяются: «ашки» против «бэшек» и тому подобное. Но когда идет соревнование, кто больше получил хороших оценок или у кого больше четверок или пятерок, то тогда и работа идет не для того, чтобы учиться и понимать новое, а чтобы получать хорошие оценки, и тогда весь пар уходит в гудок. Вместо того чтобы по-настоящему учиться, он только соревнуется.

— Сейчас обучение проводится по очень унифицированным критериям, а люди очень разные. И в таком случае, какой образ могла бы иметь система образования, чтобы учитывать эту разницу?

— Вот вы сейчас очень хорошо сказали про образ. Образование оно как раз от слова образ. У человека формируется образ учителя как идеала, одноклассника, школы, отношений. И если у него это правда формируется, то это замечательно. Что касается направлений или характера знания, то школа должна давать комплексные знания. И очень часто человек не любит математику просто потому, что он ее не знает, а если бы знал, то любил. И проблема не в том, что кому-то одно, а кому другое. Школа должна давать общие усредненные знания обо всем. Но эти знания, во-первых, должны соответствовать возрасту, а во-вторых, ребенок должен понимать, зачем ему эти знания.

— Какие могут быть практические советы для родителей, как помочь своим детям в школе?

— Есть очень хороший универсальный совет. Во-первых, родители, любите своих детей. Во-вторых, перестаньте плясать перед школой на цыпочках и угождать школе и учителю. Не надо бояться школы — она всего 11 лет, а ребенок навсегда. И так же, как родители у ребенка одни, так и ребенок у родителей один. Посему, родители, вы всегда должны быть по другую сторону от школы. Ваша задача — поддерживать человека, вступающего в школьную жизнь. И не надо дублировать школу и ее требования, не надо делать домашние задания вместо ученика. Пусть он учится как может, ваша задача — помочь устроиться. Самое страшное для человека, входящего в школу, — это даже не объем информации, который школа предлагает, это одноклассники, каждый из которых тянет оделяло на себя и не расположен кого-то любить и уважать. Ему надо встроиться в эту жизнь, и это самая тяжелая история. Спрашивать надо не про оценки, а про то, что получилось, а что нет. Нужно создать такие условия, чтобы ребенку хотелось с вами делиться своими победами, горестями, поражениями, чтобы вы вместе разбирали его проблемы и рефлексировали. И тогда он поймет, что он не один в этой трудной ситуации, что рядом с ним есть родные люди, и ему ничего не будет страшно. Рано или поздно ваш ребенок достигнет тех успехов, о которых вы мечтаете.

Читайте также: Как привить ребенку любовь к учебе

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.