Николай Цискаридзе: Не могу смотреть, как талантливых людей уничтожают
В рассылке «Эха Москвы» было указано – в музейном дворе пройдет пресс-конференция. Тема заявлена не была. Зайдя на сайт музея, я нашла новый повод – Николай Максимович решил придти на встречу со зрителями.
Мероприятие так и называлось «У нас в гостях Николай Цискаридзе». Цена билета – 350 рублей. Их продажа была начата с 12 часов 25 июня. Предполагалось, что народу будет человек двести. На этот «объем» устроители вечера аккуратно расставили садовые скамейки. Но через четверть часа выяснилось – их количества категорически не хватает. Спешно принесли все стулья из музея. Журналисты разместились вольно – фотографы на траве. Остальные довольствовались свободным пространством, которое было невелико. К семи вечера зеленый двор переполняла публика - собралось тысячи полторы человек.
Цискаридзе появился минута в минуту – высокий, красивый. Одежда – строгая классика: белые джинсы, рубашка поло, мокасины.
Начальник отдела по связям с общественностью Бахрушинского музея Борис Тарасов сказал, что танцовщик согласился поговорить с поклонниками о творчестве и искусстве, если не будет подниматься тема Большого театра.
И два часа Николай Цискаридзе разговаривал. Нет, это был не монолог – диалог со своими зрителями, журналистами. Включаю диктофон.
- Никаких сенсаций, заявлений, разоблачений. Меня попросили встретиться с людьми, которые любят Николая Цискаридзе – я согласился. Господа журналисты, будьте корректны. Я не собираюсь никого разоблачать. Да и обижаться мне не на кого.
- На днях вы получили награду, став народным артистом Северной Осетии.
- Действительно, за большой вклад в искусство. Я не ожидал такого ажиотажа к своей персоне. Ведь Северная Осетия не моя Родина. Грузия – через горы Кавказа.
- Как вам удалось стать умным человеком?
- Чтобы хорошо танцевать - надо уделять много времени занятиям. На чтение тоже нужно время. И тут все начинается с дома. У меня были хорошие родители. Когда я был совсем маленьким – они читали мне умные книжки. Потом мама стала заставлять читать меня самостоятельно. Но я читать не любил. Предпочитал слушать пластинки и слушать, как читает няня. Но с мамой было спорить сложно. Легче – прочесть книгу, чем препираться. А когда я попал в тбилисское хореографическое училище – там обнаружил потрясающую фамильную библиотеку, видимо, кого-то из раскулаченных. Были даже антикварные книги, связанные с балетом. Потом подобные книги я стал потихоньку покупать, как только появились деньги. Худякова, Плещеева я начинал читать тогда же. А когда попал в Московское хореографическое училище – читал на переменах, во время обеда. Сейчас таких ребят дразнят «ботанами». А тогда – «фанатами». Меня все дразнили, а мне было наплевать.
Когда стал работать в Большом театре, то много читал в метро. Теперь читаю меньше: потому что в метро не езжу.
- Как сочетать работу с чтением?
- Это очень просто: если хотите - прочтете.
- Вы говорили, что Большой театр построен на месте чумного кладбища.
- Правда. Как показывают последние события, место там очень чумное. И, как всем известно, на подобных местах есть призраки. И мы с вами даже знаем их фамилии.
- Знаете ли вы какие-то легенды, связанные с Большим театром? Испытывали ли вы мистическое влияние во время работы?
- Действительно, когда в девяностых годах стали строить маленькое здание (чуть левее Большого театра) раскрыли всю площадь и нашли чумные захоронения. А рядом стоял храм.
Я с духами не встречался. Однако многие из нас читали мемуары и знают, что все не так просто в этом заведении. В общем, как и положено каждому культурному учреждению, там сосредоточено много талантов и большое количество нечисти. Но сейчас в новом здании Большого театра этого нет, а вот в старом - чувствовалось. Знаете, где круг зрительного зала соединяется со сценой – вот там было очень хорошо. И каждый раз, когда у меня было достаточно грустное настроение – я приходил в пустой зрительный зал, и мне становилось лучше. Теперь в Большом театре все другое. Включая ауру.
- Ваше мнение о современных балетных школах.
- Система балетного образования сильно изменилась за последние 20 лет. Перестали преподавать фортепиано, что сильно ударило по музыкальной образованности артистов. Сократили время обучения: нас учили 8 лет, теперь - 3 года. Ко мне на класс ходила артистка, работавшая в Большом театре. Она танцует только характерные роли. И ей мой классический урок не очень и нужен. Потому что основы балетного танца поставлены безупречно педагогами, учившимися в советское время. А сегодня это отсутствует. Вы сами это могли видеть на конкурсах балета. Современные балетные артисты танцуют «мимо музыки». Для меня это неприемлемо. Раньше за многие погрешности, могли снять сразу с первого тура, теперь таких танцоров даже награждают. Для меня это очень странно. Но во многом в этом виноват тот, кто руководит. Теперь не важно: каковы твои успехи. Если ты закончил хореографическое училище – пристроишься в какую- нибудь труппу.
И еще – у нас сейчас модно о физических недостатках говорить, что это – гламурно, звездно. Раньше это запрещалось.
- Что будет с вашей ученицей Анжелиной Воронцовой?
- Она получила приглашение от Михайловского театра. А вообще она девушка взрослая – 21 год. Если б жила в США – могла б употреблять спиртное.
- Как вы себя чувствуете после увольнения из Большого театра?
- Ощущения шикарные. Я был абсолютно к этому готов, я знал, что так будет. Но я не знал, что из этого сделают такой вселенский скандал. Мало того, когда я получил уведомление, я никому об этом не сказал. Я не знаю, зачем был нужен скандал Большому театру. Понятно, что им хотелось отвлечь внимание от «Князя Игоря», премьера которого была в тот вечер. Но я тут ни при чем.
- Какие ваши дальнейшие действия?
- Я целых два дня в отпуске. Не считайте меня жертвой. Или пострадавшим. Я прекрасно знал, на что я иду. С кем имею дело. Смотреть на все это безобразие мне не хочется. И участвовать в этом не хочется.
- Есть ли люди, которым вы с удовольствием пожали бы руку?
- Я уверен, что это будет не Михаил Швыдкой. А вообще ситуация достаточно сложная. Есть категория людей, которые мне говорят «Сам дурак». Я на это улыбаюсь. И вспоминаю Фаину Раневскую. Она сказала: «плыть брасом в унитазе больше не могу». Не могу смотреть, как талантливых людей уничтожают. А на сцену выходят люди с веслами. Пусть теперь сами. Без меня.
- Чем займетесь, когда отдохнете?
- Никаких планов у меня нет. Я ни к кому не обращался. И всех прошу за меня не хлопотать. Я умею разговаривать. Вы в этом убедились.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Николай Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Отец - Максим Николаевич, скрипач. Мать – Ламара Николаевна, учительница. В три года он увидел балет «Жизель». И заявил маме, что станет артистом балета. В 1984 году он поступает в Тбилисское хореографическое училище. Успехи его были таковы, что было очевидно – талантливого мальчика необходимо вести в Москву. Через 3 года он поступает в Московское академическое хореографическое училище. В 1992 году (по приглашению Григоровича) Николай был принят в труппу Большого театра.
Ангелом-хранителем Цискаридзе считает Галину Сергеевну Уланову, которая научила его «подкладывать» под каждую балетную роль литературный текст. В 1995 году Николай Цискаридзе получил серебряную медаль на 7 Международном конкурсе артистов балета в Японии. А в 1997 – первую премию и золотую медаль на 8 московском международном конкурсе артистов балета, а кроме того (на том же конкурсе) – персональный приз Питера Вандерслотта - за сохранение традиций классического наследия.
РЕПЕРТУАР
Германн «Пиковая дама»
Голубая птица «Спящая красавица»
Граф Альберт «Жизель»
Граф Вишенка «Чиполлино»
Джига ("Дон Кихот" Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского)
Дон Хуан ("Любовью за любовь" Т. Хренникова в постановке В. Боккадоро)
Жан де Бриен ("Раймонда" А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Злая фея Карабос ("Спящая красавица" П.И. Чайковского)
Злой гений ("Лебединое озеро" П.И. Чайковского, хореография Ю. Григоровича)
Золотой божок ("Баядерка" Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Золотой раб ("Шехерезада" на музыку Н. Римского-Корсакова, хореография М. Фокина, реконструкция И. Фокиной, А. Лиепы)
Кавалер де Грие ("Манон" на музыку Ж. Массне, хореография К. Макмиллана)
Кармен. Соло (на музыку Ж. Бизе, проект "Kings of the Dance", хореография Р. Пети)
Квазимодо ("Собор Парижской Богоматери" М. Жарра, хореография Р. Пети) - первый исполнитель в Большом театре
"Классическая симфония" (на музыку Первой ("Классической") симфонии С. Прокофьева (I, II, IV части), хореография Л. Лавровского)
Классический танцовщик ("Светлый ручей" Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского)
Классическое па де де (на музыку А. Адана, хореография Л. Лавровского в редакции С. Головкиной)
Конрад ("Корсар" А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки)
Конферансье ("Золотой век" Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича)
Король ("Лебединое озеро"П.И. Чайковского, в редакции В. Васильева) – первый исполнитель
Лорд Вильсон/Таор ("Дочь фараона" Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа)
Матрос ("Золотой век" Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича)
Меркуцио ("Ромео и Джульетта" С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича) - впервые танцевал на гастролях
Меркуцио, Трубадур ("Ромео и Джульетта", хореография Л. Лавровского)
"Нарцисс" (на музыку Н. Черепнина, хореография К. Голейзовского)
Оберон/Тезей ("Сон в летнюю ночь" на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети в постановке Дж. Ноймайера) - первый исполнитель в Большом театре
Паганини ("Паганини" на музыку С. Рахманинова, хореография Л. Лавровского)
Па де де из II акта балета "Лебединое озеро" П.И. Чайковского(хореография Р. Нуреева)
Па де де из балета "Корсар" А. Адана (хореография М. Петипа, В. Чабукиани)
Па де де из балета "Фестиваль цветов в Дженцано" Э. Хельстеда(хореография А. Бурнонвиля)
Па де де из балета "Эсмеральда" Ц. Пуни (хореография В. Гзовского в редакции С. Головкиной)
Падший ангел (музыка Дж. Канчелли и С. Барбера, хореография Б. Эйфмана)
Полифем ("Смерть Полифема", режиссер М. Кранопольская, И. Эпельбаум)
Принц Дезире ("Спящая красавица" П.И. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Принц Зигфрид ("Лебединое озеро" П.И. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского в редакции Ю. Григоровича)
Принц Зигфрид ("Лебединое озеро" П.И. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова в редакции К. Сергеева)
Роза ("Видение розы" на музыку К.М. Вебера, хореография М. Фокина)
"Рубины" (из балета "Драгоценности" на музыку "Каприччио" для фортепиано с оркестром И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина)
Сверстники Джульетты ("Ромео и Джульетта" С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича)
Синий Бог ("Синий Бог" на музыку А. Скрябина, хореография У. Иглинга)
Скрипка (Спектакль "Маэстро" на музыку Н. Паганини, С. Рахманинова, постановка А. Лиепы)
Солист вальса ("Лебединое озеро" П.И. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского в редакции Ю. Григоровича)
Солист III части ("Symphony in C" ("Симфония до мажор") на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина) - первый исполнитель в Большом театре
Солист ("In the Middle, Somethat Elevated" на музыку Т. Виллемса, хореография У. Форсайта)
Солор ("Баядерка" Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани в редакции Ю. Григоровича)
Солор ("Баядерка" Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани в редакции Р. Нуреева)
Солор ("Баядерка" Л. Минкуса, хореография М. Петипа (1900 год) в редакции С. Вихарева)
Судьба (Мюзикл "Ромео и Джульетта" Ж.П. Пресгурвика, режиссер и балетмейстер М. Реда)
Таор/Лорд Вильсон ("Дочь фараона" Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа)
Тезей/Оберон ("Сон в летнюю ночь" на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети в постановке Дж. Ноймайера) - первый исполнитель в Большом театре
"Тотем" для шести ударников в исполнении Ансамбля ударных инструментов М. Пекарского (хореография С. Боброва)
Учитель ("Урок" Ж. де ла Рю в постановке Ф. Флиндта)
Ферхад ("Легенда о любви" А. Меликова, хореография Ю. Григоровича)
Франц ("Коппелия" Л. Делиба (III акт), хореография А. Горского в редакции С. Головкиной)
Французская кукла ("Щелкунчик" П.И. Чайковского в постановке Ю. Григоровича)
Четверка кавалеров (Гран па из балета "Раймонда" А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Щелкунчик-принц ("Щелкунчик" П.И. Чайковского в постановке Ю. Григоровича)
Юноша ("Шопениана" на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина)
Юноша ("Юноша и смерть" на музыку И.С. Баха, хореография Р. Пети)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Балетный критик Владимир Котыхов: Николаю Цискаридзе лучше уйти в сторону и начать все сначала
– Наступает момент, приходит возраст, когда артист уже не может блистать на сцене. В этой истории – большая вина лежит на телевидении. Из Николая Цискаридзе сделали мировую звезду. Но было бы лучше, если бы он больше работал в Большом театре и с хореографами. Тогда его творческая судьба сложилась бы намного успешнее. Телевидение – это очень опасная область. Она захватывает и закручивает как торнадо. А потом выбрасывает. Николай Цискаридзе много не добрал в профессии. Он много обещал в начале карьеры. Но потом пошел более легким путем. Все эти шоу, бесконечное мелькание на экране, интервью. А у артиста балета его работа – это сцена. Там он должен доказывать свою исключительность. Бороться за репертуар, бороться за хореографа. (читайте далее...)
Анастасия Волочкова: Я хочу, чтобы Николай Цискаридзе стал юристом и возглавил Большой театр
– У Николая есть разные пути. Он не пропадет, потому что человек с именем. У него открыты пути в мировые театры. Он сейчас получает юридическое образование. Я ему желаю, чтобы он стал юристом и в дальнейшем возглавил Большой театр. И, конечно, что ни делается, все к лучшему. Я когда буду Коле звонить, напомню ему, что когда меня уволили, я дико плакала. Мне казалось, будто почву из-под ног убрали. (читайте далее...)