Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Может ли современный человек не работать

Все остальные
Может ли современный человек не работать
Питер Брейгель Старший. «Страна лентяев» (Лейлеккеланд). 1567 год. Картина — острая сатира на праздность и лень, пустопорожние мечтания и инертность людей. К 60-м годам XVI века большинство населения Нидерландов было реформаторами (протестантами), относившими труд к числу наивысших добродетелей чело / Фото: картина Питера Брейгеля Старшего
Такая возможность у многих есть. Но стоит ли ложиться на диван? Этот вопрос обсудили эксперты в эфире телевидения "ВМ".

Что такое вообще работа? Согласно Библии, это наказание. Всевышний изгнал человека из рая со словами «В поте лица будешь добывать хлеб свой». А Фридрих Энгельс сказал, что труд — это благо, ибо он «сделал из обезьяны человека».

ТРУД КАК НЕОБХОДИМОСТЬ

— Я не считаю, что труд — это наказание. Скорее — необходимость, - считает научный сотрудник Лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН, кандидат психологических наук Светлана Тихомирова. — Если человек не трудится, то есть не напрягает ум, мышцы, душевные силы, волю, он деградирует как личность. Дело в том, что ни биология, ни психика человека быстро не меняются. Мы тысячелетиями — с самых древних времен — привыкали постоянно трудиться. Труд включает в нас практически все психические процессы. Если человек не работает, психика страдает.

Наталья Смирнова, независимый финансовый советник, финансовый эксперт, писатель, блогер, ведущая телепроектов, также считает, что труд нужен:

— Это не только деньги на жизнь, это еще и самореализация.

С другой стороны, в Москве немало людей, которые сдают бабушкины квартиры и могут в принципе вообще не работать. И при этом самореализоваться. Скажем, петь, писать картины или активно заниматься спортом, «лепя» идеальную фигуру.

— Все это досуг, и он, как правило, «для себя», для своего удовольствия, — возражает Светлана Тихомирова. — Но мы — существа социальные. Мы не можем реализоваться, не принося пользу обществу. И такую возможность нам предоставляет именно работа. Ведь работая, производя какой-то продукт или услугу, мы обеспечиваем чьи-то потребности!

ЧТО СЧИТАТЬ РАБОТОЙ

В ходе круглого стола возникла дискуссия: считать ли трудом то, за что платят деньги?

— Деньги и труд сочетаются не всегда. Русские писатели золотого ХIХ века, конечно, получали гонорары, но работали явно не для заработка, — считает Светлана Тихомирова. — Толстой писал «Войну и мир» точно не ради гонорара.

Сергей Поляков, руководитель Центра социально-политических исследований и программ, считает, что работу и хобби разделять нельзя.

— Есть люди, для которых работа и увлечение — одно и то же, — пояснил эксперт. — Взять тех же русских писателей, создававших гениальные произведения. Но, к сожалению, есть очень много людей, для которых их труд в тягость. Если человек вынужден ходить на нелюбимую работу, чтобы зарабатывать деньги, это несчастный человек. Это серьезнейшая социальная проблема, и решать ее нужно на уровне страны. Например, развивая систему профориентирования.

ГОРДИТЬСЯ ПРОФЕССИЕЙ

Наталья Смирнова внесла в дискуссию нотку прагматизма.

— С точки зрения финансиста, человек должен работать, чтобы зарабатывать. Ведь мы живем в мире денег. И если денег не хватает, то нет и удовольствия от жизни. Ведь человек просто не в состоянии заниматься тем, что ему нравится. Даже если это совсем невинное занятие вроде чтения книг на диване. Ведь нужно на что-то питаться, платить за квартиру и т. д. Но я соглашусь с мнением, что работа в идеале должна быть в кайф. Как говорил Конфуций, «если вы будете заниматься делом жизни, вы не будете работать ни дня». Я, например, могу спокойно, не проклиная жизнь, проснуться в четыре утра, чтобы поговорить по скайпу с клиентом из Петропавловска-Камчатского. Могу лечь в два ночи из-за разговора с Америкой. Если же человеку не так повезло и свою работу он не любит, то, я считаю, нужно либо искать себя и найти занятие, которое в удовольствие, либо на нелюбимой работе заработать капитал и выгодно его вложить.

Ну, скажем, купить пару квартир, сдавать их, жить на эти деньги и одновременно искать себя. Думаю, что «просто жить» и не искать ничего не получится. Иначе ты превратишься в овощ. Ну или в животное. Вот поел. Можно и поспать. Этим мой кот занимается. Но мы же не коты, мы люди!

Василий Воропаев, основатель сервисов для фриланса Rubrain.com и Free-lance.ru, считает, что все зависит от отношения к труду.

— Если вы работаете кем хотите, как хотите, да еще и получаете за это деньги, то это, конечно, плюс. Я уже довольно продолжительное время живу не в Москве и убедился: во многих развитых странах люди своей работой гордятся! Даже если человек работает парковщиком, он «выкладывается» на 100 процентов и всем с гордостью говорит: «Я парковщик. Я приношу людям пользу». Вот нормальное, здоровее и продуктивное отношение к труду.

ОТКУДА ТАКОЙ СКЕПСИС?

Между тем, как отметили участники круглого стола, в России отношение к труду несколько иное. «Работа не волк — в лес не убежит». «От работы кони дохнут». «Если хочешь поработать, ляг поспи и все пройдет». «От трудов праведных не наживешь палат каменных». Практически все русские пословицы демонстрируют, как минимум, скептическое отношение к работе. В чем дело? Кандидат исторических наук Антон Ильичев считает, что все дело в особом историческом пути России.

— Еще 160 лет назад существовало крепостное право, и труд фактически был рабским. Причем рабским он был на протяжении многих веков. А какое отношение к труду может быть у крепостного, вынужденного работать на барина? Конечно, отрицательное. Труд он воспринимает как наказание. Именно во времена крепостного права и сложились подобные пословицы.

Как пояснил Антон Викторович, в советское время отношение к труду было двойственным.

— Официальная версия утверждала, что «труд в СССР есть дело чести, славы, доблести и геройства». Существовали соревнования стахановцев и прочих широко разрекламированных «ударников труда». Иными словами, официально труд был в большом почете, — рассказывает историк. — Но была и обратная сторона медали. Например, рабский, как во времена Рима, труд зэков, строивших Беломорканал, валивших лес, добывавших урановую руду и золото. То есть одновременно труд был и наказанием, бременем, адом, которого всеми силами старались избежать. Существовала пословица «В лагере губит не маленькая пайка, а большая». Потому что большую давали тем, кто работает на самых тяжелых работах, откуда часто выносили вперед ногами.

В более позднее советское время ценность труда еще больше нивелировалась.

— С одной стороны, существовала статья за тунеядство, человека буквально заставляли работать. А кому нравится, когда его заставляют? — рассуждает Антон Викторович. — С другой стороны, можно было где-то числиться и вообще не работать. Помните, как у Жванецкого? «Ты хорошо собираешь велосипед — тебе 120. Ты плохо собираешь велосипед — тебе 120. Ты вообще не собираешь велосипед — тебе 120». Возникал вопрос — а зачем вообще его собирать? Ну, мы не особо и собирали. Производительность труда в СССР была в несколько раз ниже, чем в развитых странах.

С приходом капитализма, как ни странно, ценность работы как общественного явления тоже не особо выросла.

— Стала все более популярна идея не честного заработка, а скоробогатства, — пояснил историк. — Кто у нас сегодня популярен? Миллиардер. Но ни один российский миллиардер своих денег, собственно, не заработал. Никто, как Форд или Джобс, не создал «с нуля» производства и не «раскрутил» свой бренд. Миллиардерами у нас стали те, кто что-то приватизировал: завод, пароход, скважину или целую отрасль. Поэтому «героев капиталистического труда» — как, например, Билл Гейтс, создавший «Майкрософт», у нас нет. Честным труженикам равняться просто не на кого. Поэтому, к сожалению, многие и мечтают любыми средствами «сделать» капитал, заставить его крутиться и жить, как миллиардеры, на эти доходы. И не работать.

Антон Викторович вспомнил и о наших религиозных традициях.

— В православии, как, кстати, и в католичестве, труд важен, но все-таки — не главное в жизни. Главное — это взаимоотношения с Богом, — пояснил историк. — А вот в протестантизме труд — основа основ. Принцип, грубо говоря, такой — работай в поте лица, и если Бог доволен количеством и качеством твоих усилий, то станешь богат. А это и есть счастье. Неудивительно, что наиболее экономически процветающие страны по большому счету протестантские: США, Великобритания, Норвегия, Швеция, Германия. Другой вопрос, хотим ли мы работать как протестанты, видим ли смысл жизни в загородном доме в ипотеку и трех машинах, как в США? Ментальность многих русских людей, как считает эксперт, выражена в сказке про Иванушку-дурачка. «По щучьему велению, по моему хотению, идите ведра в избу сами». Иными словами, мы хотим «халявы», чтобы все как-то крутилось само собой. А мы бы лежали на печи.

Что же получается? Наш национальный тип выражен скорее в образе Обломова, который противопоставлен немецкому Штольцу?

ВАЖНА ПРАВИЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

Георгий Федоров, руководитель Центра социальных и политических исследований «Аспект», член Общественной палаты, считает, что русские — не такие лентяи и «халявщики», как может показаться.

— Желание «халявы» на самом деле свойственно всем народам. Я был в США и отлично знаю, как у этой нации трудоголиков популярны всевозможные лотереи. Купи билет, выиграй миллион и живи на эти деньги. Победители лотерей — национальные герои. Тем не менее, по мнению эксперта, жить на миллион долларов и не работать — неважная идея.

— Нормальный человек хочет развиваться, расти. Ведь все мы живем в обществе, и этому обществу — чтобы быть человеком уважаемым — ты должен представить некий результат. Диплом, должность, звание. Одних денег, как правило, мало! А чтобы этого добиться, необходимо работать. Причем много и усердно.

Как пояснил Георгий Владимирович, обществу и государству нужно задуматься о том, как повысить престижность труда и отдельных профессий.

— Вспомните, в советские годы активно пропагандировались рабочие профессии. Если ты фрезеровщик, слесарь, шахтер, строитель, то ты — соль земли, ты гегемон. И ты не просто крутишь гайку, ты строишь самое справедливое и передовое в мире общество, — пояснил эксперт. — Иными словами, к работе «прикручивалась» идеология, которая позволяла человеку чувствовать свою общественную значимость, повышала самооценку и заставляла работать эффективнее. То же самое сейчас происходит в развитых странах. Ты устраиваешься в «Макдоналдс» мыть пол, а тебе говорят, что это первый шаг в карьере и ты большой молодец, потому что через пять лет можешь стать директором ресторана. Иными словами, любая, даже самая низкоквалифицированная работа становится поводом к саморазвитию.

В противном случае даже работая, человек будет не расти, а деградировать. Получается, дело не столько в работе, сколько в желании человека постоянно расти и развиваться.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Шевцов, заместитель председателя Банка России:

— Очень важно повышение производительности труда, внедрение роботов. Я уверен, что на горизонте 15 лет мы будем серьезно обсуждать вопрос, что пятница должна стать выходным днем. Потому что мы развиваем медицину, развивается производительность труда и возникает вопрос, а чем будут заняты все эти люди. Если будет три выходных дня, это открывает совершенно новые сектора, связанные с личным временем, с предоставлением услуг по личному времени. Сегодня уже около двух процентов населения кормит всех остальных, в будущем это будет гораздо меньше.

ЕСТЬ МНЕНИЯ

Двухчасовой рабочий день: быть может...

Колонка обозревателя "ВМ" Екатерины Рощиной 

По итогам выступлений на Петербургском экономическом форуме то и дело происходят информационные вбросы. То общество возбудилось в связи с обещанием Ольги Васильевой ввести по всей России обязательный ЕГЭ по иностранному языку. Потом, правда, выдохнули: через пять лет (далее...)

Свободу мы пока не тянем...

Колонка обозревателя "ВМ" Никиты Миронова

Эка тебя разнесло... Я, конечно, ничего не сказал, но Серега по глазам понял. 

— Да, видишь, поправился. 104 килограмма. Доктор говорит, 35 кило лишних. Худеть надо, да? А как?

Я сижу с одноклассником в ресторане. Серега весело рассказывает, что не работает уже четвертый год. Но ездит, как я убедился, на джипе. Отдыхает за границей. Деньги есть, много. Еще лет на пять хватит (далее...)

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.