Национальное единство под знаменем футбольных побед
Наблюдаемые на улицах российских городов небывалое единение и народная радость вокруг игры национальной футбольной сборной вновь вызвали дискуссию на тему объединения общества на базе каких-то общих ценностей или одинаково переживаемых событий. Действительно, в истории многих стран, и не только России, случалось, что люди самых разных, подчас противоположных взглядов объединялись перед лицом, например, общей беды.
— Безусловно, общая радость может послужить поводом для объединения людей, — считает руководитель Центра по изучению отечественной культуры Института истории РАН Александр Голубев. — Но не стоит забывать, что и беда может послужить не меньшим цементирующим фактором. Из самых ярких таких примеров в нашей истории — 22 июня 1941 года, когда все общество осознало грозящую ему опасность. Что касается радости, то я бы вспомнил 12 июня 1961 года — полет в космос Юрия Гагарина. Но гораздо более сложный вопрос — целеполагание такого объединения.
Свое видение ответа на вопрос: «Для какой цели должна объединяться нация?» — предложил член Общественной палаты города Москвы Игорь Круговых.
— Нам необходимо воспитывать подрастающие поколения в духе успешной нации, — считает он. — В истории нашей страны было много кризисных, по-настоящему тяжелых моментов. Это и ордынское нашествие, и интервенция 1612 года, и вторжение Наполеона. И народ наш успешно все это преодолел. Вот она — история успеха нашей страны, которая продолжает существовать и развиваться. Формированию чувства успешности как раз и должны способствовать общие победы, такие как над командой Испании.
Но что считать объединением народа? Сколько процентов населения формируют кворум, достаточный для констатации национального единства?
— Говорить о полном единении считаю несколько преждевременным, поскольку даже во время Великой Отечественной войны нашлись люди, которые поддержали генерала Андрея Власова, выступившего на стороне противника. И таковых были не единицы, а тысячи, — высказался философ-россиевед Игорь Чубайс.
Ему оппонировал политолог Олег Матвейчев. По его мнению, в любой стране всегда найдутся те, кто не будет разделять мнение большинства.
— Да, власовцы были. Но каково их количество относительно тех людей, которые не изменили присяге? Треть? Нет. Ничтожно мало. То, что футбольная победа так сплотила россиян во всеобщем ликовании, — это хорошо. Однако нужно помнить, что всетаки футбол пока не наша национальная игра. Хоккей в большей степени соответствует этой роли. Поэтому нужно помнить не только о футбольных победах. Не стоит забывать и о других наших достижениях, — отметил Олег Матвейчев.
Эту точку зрения полностью разделяет социолог Александр Журавлев.
— Нам не стоит так уж часто сосредотачиваться на неудачах. Нужно мыслить позитивно и в радости видеть именно радость, а не скорбь, — сказал Александр Журавлев.
Свое мнение высказала и заместитель директора Центра геополитических экспертиз Наталья Макеева.
— Я слышала разговоры современной молодежи. Приведу простой пример. Один старшеклассник как-то в беседе со мной признался, что, если бы объявили целью полет на Марс, он был бы готов трудиться на заводе даже за очень маленькую зарплату, лишь бы знать, что в покорении космоса есть и его вклад. Самое главное — дать молодым людям такую цель. Победа над Испанией и наш триумф лишний раз показывают, что потенциальная энергия для действия есть, — говорит Макеева.
В любом случае участники круглого стола согласились, что праздник на улицах, последовавший после выигрышей футбольной сборной России, носит небывалый по масштабу характер и демонстрирует огромный внутренний потенциал в народе, который истосковался по победам.