Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Что такое электронный рецепт и как его получить

Все остальные
Лидия Казанцева первый раз получила лекарства по электронному рецепту.
Лидия Казанцева первый раз получила лекарства по электронному рецепту. / Фото: Пётр Болховитинов

Это раньше, прежде чем попасть на прием к врачу, нужно было отсидеть длинную очередь. А теперь можно прийти в поликлинику к конкретному времени, заранее записавшись к доктору через Интернет или позвонив по телефону. «Модернизация здравоохранения», - гордо улыбаются главврачи, показывая отремонтированные кабинеты и демонстрируя недавно закупленное новейшее оборудование. Городские поликлиники постепенно переходят на международные стандарты, приобретая современный вид, снаружи и изнутри.

Пионером в данном направлении по праву считается консультативно-диагностический центр №6. На базе его филиалов то и дело тестируются новинки в системе медицинского обслуживания населения, которые планируются к внедрению на территории не просто Москвы, а всей страны. Одно из таких нововведений – «электронные рецепты» – сейчас проходит апробацию в городской поликлинике №138. Она является первым из пяти филиалов шестого КДЦ. Может быть, поэтому здесь и открываются двери к новым возможностям в работе с пациентами.

На приеме у врача

Заходим в четырехэтажное здание нейтрального, кремового, цвета. В холле первого этажа нас приветствует зеленый инфомат. Это сокращенное название информационного терминала, оборудованного большим сенсорным экраном. С его помощью легко можно узнать расписание любого врача и тут же записаться к нему на реальный прием.

- Без информатизации в 21 веке никуда, - замечает заведующий первым филиалом КДЦ №6 Геннадий Терешин. – В планах, ввести электронную запись вызова врачей на дом.

А пока персонал поликлиники сосредоточен на пилотном проекте под кодовым названием «Электронные рецепты», которые выписываются не всем пациентам, а только льготникам на обычном листе А4. С чем это связано и, самое главное, почему бумажные рецепты называются электронными? Разобраться во всем можно, только побывав на приеме у врача.

Преобразованием столичной системы здравоохранения, во многом, движет IT-революция. На столах у всех медицинских работников стоят компьютеры, оснащенные специальным программным обеспечением. Чтобы его активировать врачу необходимо воспользоваться персональной смарт-картой. Это своего рода ключ, который открывает доктору доступ к базе данных о пациентах, прикрепленных к конкретной поликлинике.

Перед тем как начать прием, врач находит человека по номеру его медицинского полиса и открывает персональную страницу пациента, на которой делает какие-то основные пометки: диагноз, назначенная терапия и проч. При этом если у врача на приеме сидит пациент-льготник, то ему выписывается рецепт в электронном виде.

- Вот здесь есть вкладка «Лекарственная терапия», открываем ее, нажимаем мышкой кнопку «Новый рецепт». Все данные о пациенте, начиная с имени-фамилии и заканчивая кодом заболевания, отображаются автоматически. Мне остается указать препарат и способ его применения, - описала процесс оформления электронного рецепта врач-терапевт Людмила Лысова.
При этом набирать сложные названия лекарств с первой до последней буквы вовсе не обязательно. Достаточно ввести несколько символов, как на русском, так и на латинском, чтобы на экране появился необходимый препарат.

- Все это существенно упрощает врачам задачу. Мы же сейчас работаем по международным наименованиям, т.е. мне, чтобы выписать, например, офтан катахром, витаминный препарат, который часто используется при лечении катаракты, надо безошибочно указать: «цитохром С аденозин никотинамид». А ведь есть препараты совсем труднопроизносимые, - покачала головой офтальмолог Елена Привалова.

Тем временем, терапевт Людмила Юрьевна выбирает нужную дозировку и кликом мыши «выписывает» рецепт. Сначала он выводится на экране. Три секунды на проверку беглым взглядом, что все поля заполнены правильно. Можно отправлять на печать.

Принтер старательно выводит строчки. Через несколько минут, заверив своей подписью и печатью, терапевт передает бумаги пациенту.

- Если честно, я первый раз вот такой рецепт вижу, - призналась Людмила Казанцева, разглядывая серые листы. Женщину мучает гипертония. И по рецепту Людмила Ивановна раз в месяц получает лекарства от давления. – Сократилось ли время? Наверное, да. Ведь когда от руки пишешь, получается все равно медленнее.

Тем не менее, сами врачи отмечают, несмотря на то, что на заполнение рецептурного бланка стало уходить в два раза меньше времени, чем раньше, на компьютерную обработку и печать одного рецепта может понадобиться нескольку минут. Поскольку на каждый препарат выводится отдельный рецепт, да еще в трех экземплярах, то на всю процедуру оформления электронных рецептов уходит чуть больше времени, чем хотелось бы. Плюс техника иногда подвисает.

И все же, положительные стороны есть. Во-первых, рецептурный бланк – документ строгой отчетности. Поэтому исправления, и уж тем более ошибки, в нем недопустимы. Отвлекся, сделал помарку – переписывай. А с компьютерным набором это исключено. Во-вторых, перечень лекарственных препаратов в аптеке связан с программным обеспечением поликлиники. Таким образом, у врача есть возможность в реальном времени отслеживать, какие медикаменты в наличии, а каких нет, и выписывая рецепт, при отсутствии оригинала он может назначить аналог. Если же пациенту подходит только конкретный препарат, то здесь два варианта: либо он обращается в другие льготные аптеки, адреса которых распечатываются вместе с новым рецептом, либо лечащий врач заказывает редкое лекарство, и в течение 10 дней его привозят в необходимый аптечный пункт.

- К тому же, информационная программа, которой мы сейчас пользуемся, позволяет врачу отслеживать, какие препараты выписывали его пациенту другие доктора. Это особенно актуально для врачей смежных специальностей, - подчеркнул главврач поликлиники №138 Геннадий Терешин. - Например, если невролог назначил сосудорасширяющие лекарства, то терапевт их уже выписывать не станет.

Подтвердить печатью

Дальше с выписанным рецептом пациент идет в аптеку. Как правило, пункты выдачи льготных препаратов для удобства больных находятся прямо в здании лечебных учреждений. В 138-й поликлинике аптека расположена на втором этаже.

- У вас на рецепте не хватает одной печати, - вежливо указала Людмиле Казанцевой место на бумаге, где должна стоять отметка, фармацевт аптечного пункта №10 Евгения Тихонова. Казанцева спохватилась и тут же уверенно куда-то побежала.

Поскольку рецепты новые, и некоторые пациенты видят их впервые, еще не все привыкли или знают о том, что прежде чем идти за лекарством, необходимо бумагу, выписанную врачом, заверить печатью поликлиники. По утверждению работников медучреждения, в этой процедуре нет ничего нового. С электронным рецептом, как и раньше, нужно обратиться в окно выдачи больничных листов. В первом филиале консультативно-диагностического центра №6 (городская поликлиника 138) оно находится на одном этаже с аптекой.

- В моей работе ничего не изменилось. Бланки новые, а печати те же, - подтвердила медицинский регистратор Марина Кондрашова и с особым усердием поставила синий оттиск.

У аптеки

Вот теперь рецепт Лидии Казанцевой принимают в аптечном пункте №10 без проблем. Между прочим, он работает без перерыва на обед. В будние дни с 8:00 до 20:00, в субботу с 9:00 до 18:00.

- С появлением электронных рецептов нам уже не надо вбивать данные пациента, - фармацевт Маргарита Акулова точно в супермаркете просканировала бланк, и на экране появилась электронная карточка всего с одной пустой строчкой: Вот видите, фамилия, имя, отчество, номер полиса – все есть. Мы только вбиваем полное (международное) наименование препарата и количество выданных упаковок.

Однако, как признались нам в аптеке, если старые рецепты можно набить в свободную минуту, то с новыми все надо сделать в ту же секунду, не отходя от кассы. Соответственно, процесс отпуска лекарств замедляется. Особенно это ощутимо, когда у окошка скапливаются люди.

- Еще рано делать какие-то конкретные выводы. Думаю, со временем, все утрясется. Надо просто немного подождать, - оптимистично заключила Акулова.

Пока мы пытались разобраться в тонкостях бумажной работы, пациенту, обратившемуся за лекарством, вернули электронный рецепт. Оказалось, что препарат должен быть выписан врачом от руки на бланке старого образца.

- Как так? – недоумевая смотрим на заведующего первым филиалом консультативно-диагностического центра №6.

- Такое бывает, - спокойно отвечает Геннадий Терешин. - Есть препараты, которые выписываются по врачебной комиссии. Они не входят в общий перечень препаратов и назначаются больным по жизненным показателям с индивидуальными, редкими заболеваниями.

К подобным лекарствам относятся, например, психотропные и наркотикосодержащие медикаменты. По утверждению Терешина, в 138 поликлинике выписываются они не часто. Если брать за показатель месяц, то на 8000 рецептов, только около 400 будут выданы по врачебной комиссии.

Есть и другие случаи, когда на практике появляются бланки старого образца. В аптечный киоск нередко обращаются прикрепленные к нему пациенты из других ведомственных поликлиник, которые еще не задействованы в эксперименте. И, в конце концов, проект все-таки пилотный.

- Все абсолютно новое. Бывает, что система просто зависает. Вот тут и выручает старый бланк, - с облегчением заметил главврач поликлиники №138 Геннадий Терешин.

Старые бланки как подстраховка до сих пор остаются в обращении для удобства, в первую очередь, пациента, чтобы в случае технической неполадки, он не тратил впустую свое личное время.

В перспективе

Пилотный проект по выписке электронных рецептов был запущен на базе филиала №1 консультативно-диагностического центра №6 15 июня текущего года. По словам участников эксперимента, минувшие два месяца были периодом привыкания к системе и устранения в ней явных недочетов.

- Первое время были недоразумения, - с улыбкой вспоминает Геннадий Терешин. – Какие-то препараты были вбиты в базу неправильно, а каких-то вовсе не было. Все свои жалобы врачи передают программистам, и они, в свою очередь, вносят в программу соответствующие коррективы.

Сейчас врачи 138-й поликлиники уже говорят, что выписка электронных рецептов во многом упрощает им работу. А в будущем, возможно, и вовсе не будет никаких бланков. По крайней мере, именно об этом не раз задумывался сам заведующий филиалом.

- Идеал, конечно, это когда врач назначил лекарства и никаких бумаг не распечатывает. Сидоров приходит с паспортом в аптеку, там его пробивают по базе: «Да, вам вот тут препарат доктор назначил, держите, пожалуйста», - мечтательно произнес Геннадий Иванович и тут же вернулся в реальность: Но этот вопрос, мне кажется, решаться должен уже на законодательном уровне.

Из того, что реально осуществить в ближайшее время, Терешин называет единую электронную карту пациента. Поликлиника в рамках информатизации уже активно работает в данном направлении (достаточно вспомнить электронную фиксацию приема у врача). Так что, через год, другой, по словам Геннадия Ивановича, на смену толстым общим тетрадям придут хорошо защищенные виртуальные сервера.

- Хорошо если к этому времени, - замечает зам главврача КДЦ №6 Терешин, - у нас получится укомплектовать штат молодыми и продвинутыми специалистами.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.