В Коломенском можно было заглянуть в Средневековье
23 июне в парке Коломенское завершился международный исторический фестиваль «Времена и эпохи». В течении трех дней все желающие могли узнать, как жили люди в средние века. Причем, что особенно важно, представлены оказались все возможные народы и эпохи. Об это гласят соответствующие таблички. Укрепленный лагерь немецких ландскнехтов соседствует с шатрами испанских грандов. В стороне расположились войлочные юрты степняков – половцев, монголов, булгар. А по соседству с палатками европейцев XIV века (кстати, современных цветастых туристических жилищ здесь не увидишь) раскинулся шумный лагерь русичей. За оградой внимание туристов привлекает самая настоящая живая овца.
- Это для антуража. Никто ее резать не будет, - успокаивает хозяин в синем долгополом кафтане и лихом капюшоне на голове. На поясе у него – многочисленные латунные накладки в виде львиных голов. В сумке, украшенной изящными пряжками звонит телефон. Он извиняется и отходит в сторону ответить. Мобильник в его руке выглядит инородным телом.
На фестивале можно было свободно провести целый день и найти для себя что-то новое. Бесконечные ряды торговых палаток, в которых все желающие могли купить все что их душе угодно – от самого настоящего железного меча до леденца на палочке. И конечно масса настоящих средневековых забав: стрельба из лука, езда на лошадях, шуточные «бои» на игрушечных мечах и топорах, борьбы, конкурсов средневековой моды различных эпох. Ну и конечно все это средневековое многоцветье так и заставляет руку тянуться к фотоаппарату. Тем более, что гости фестиваля (которых приехало несколько сотен) с удовольствием позволяли всем желающим потрогать своими руками и даже примерить самые настоящие доспехи, сделанные точно в соответствии с историческими аналогами.
Конечно, квинтэссенцией таких мероприятий являются баталии – одиночные и групповые, пешие и конные. Все то, что сами реконструкторы называют одним словом – «война». Примечательно, что бьются воины в полную силу, и только доспехи спасают их тела от настоящих ран.
- Поверьте, даже незаточенное оружие – очень опасно. Оно же железное. И поэтому им легко можно ранить. Поэтому и приходится постоянно тренироваться, - рассказывает немецкий «кнехт» Александр в накидке с гербом ордена Меченосцев.
Место проведения боев найти просто – оно окружено несколькими плотными кольцами зрителей, желающих, как говорили римляне, «хлеба и зрелищ». На арене под трепещущими на ветру флагами с гербами взрывают землю копытами кони, на которых сидят всадники в сверкающих доспехах. Европейские рыцари, русские бояре и даже дикие степняки – здесь можно встретить почти всех. Копья у «турнирщиков» незаточенные, но даже тупым оружием они обмениваются такими сильными ударами, что латы гудят. Самим бойцам приходится не просто. Вскоре кавалеристов сменяет царица полей – пехота. Наступает попа групповых сражений – бугуртов. Или «правильной войны». То есть сражений с четко определенными правилами – с оговоренными поражаемыми зонами и количеством «хитов».
Разбиты такие баталии по эпохам – реконструкторы, занимающиеся воссозданием раннего средневековья, будут сражаться с теми, кто примерно соответствует их историческому периоду. Окольчуженные воины XIII века (или как они сами в шутку называют себя «тринахофилами») – со своими собратьями по эпохе. А ландскнехты в роскошных беретах с перьями – с испанскими пехотинцами и рыцарями XV века в «белых» латах.
- Все слишком отличается. И если мы поставим одних против других – силы будут неравны. Ну представьте – викинг в кожаной рубахе, воин в кольчуге, латник, с ног до головы закованный в железо и стрелец в суконном кафтане, - объясняет Михаил, на накидке которого красуется герб – три льва, - тактика войны также менялось, оружие.
Вот на поле боя установлено несколько специальных заграждений – мантелетов, за которыми прячутся артиллеристы и бойцы с более легким стрелковым оружием – аркебузами, пищалями, бомбардами. Их вклад в бой, правда, невелик. Они создают антураж. Однако одиночные выстрелы и тем более залпы настолько громкие, что невольно вздрагиваешь. А сквозь клубы едкого сизого порохового дыма держа строй и чеканя шаг начинают сходиться отряды пехоты. В зависимости от эпохи, построения отличаются. В случае с более «ранними» веками, вперед выходят бойцы, вооруженные щитами, а копейщики и алебардисты держатся за ними. У ландскнехтов же, напротив, впереди стоят бойцы с длинными пиками, встречающие противников настоящим частоколом.
Ноги поднимают пыль. После маневров и перестроений баталии начинают медленно сходиться. Быстро нельзя, потому что в противном случае строй будет нарушен и отряд может быть очень быстро разгромлен. И только подойдя практически на расстояние копейного удара, отдельные группы особенно хорошо закованных рыцарей бросаются на прорыв. Кстати, команды тоже отдаются на «родном» языке – то есть в случае с немецкими кнехтами – на языке Шиллера и Гете. Вперед вышли лучники и люди смогли почувствовать себя героями фильма «Храброе сердце», поскольку на строи обрушился самый настоящий дождь из стрел. И некоторые из них падали совсем рядом со зрительскими рядами. Правда, они были далеко не смертоносные. Наоборот, на каждой стреле, чтобы избежать травм, специальный мягкий смягчитель – «гуманизатор». Однако бьют они, не смотря на это – больно.
- Вот черт, синяк останется, - потирает высокий парень плечо, куда угодил «подарок» с противоположной стороны. Доспехов на нем нет – только костюм да шлем. А в руках – длинная пика, за которой тоже не особо спрячешься.
Вскоре время лучников проходит, и за дело принимается, как заявил ведущий мероприятия. «старая добрая сталь» Над полем боя стоит гром – звуки скрещивающихся клинков, гулкие удары в щиты, столкновения, крики. В пыли мечутся люди. Раз, и один из двух сошедшихся отрядов откатывается назад, его строй рассыпается. Как выяснилось, им во фланг прорвалась тяжелая пехота врага и это решила исход дела.
- Меч слишком легкий взял, нужно было алебарду потяжелее. А то я колол одного, колол в пуза, а он был в кирасе и ему хоть бы хны. А потом обошел со спины и как зарядил мне. А потом еще один заехал мне древком от пики по носу, - делиться впечатлением от боя, сплевывая на истоптанную землю, солдат орденской пехоты, коказывая ссадину на носу. В миру – Михаил, приехавший в Москву аж из Белоруссии. Хотя нашлись на «Временах и эпохах» гости и из более дальнего зарубежья – из Сербии.
А вечером, когда основная масса туристов разошлась и свободный вход в парк был закрыт, в боях сошлись те воины, которым не хватило показательных выступлений. Правила здесь – жестче. Однако никаких «хитов» нет. И бойцы сражаются по принципу «пока не хватит». При этом , естественно, им нельзя бить в лица, ступни, кисти, пах. Однако все происходит намного динамичнее чем на предыдущих боях. И здесь роль играет не только строевая подготовка, но и индивидуальная выучка каждого отдельного бойца. Строи быстро сходятся и вскоре распадаются на отдельные сражающиеся группки. Здесь в ход идет все – удары мечами, топорами и алебардами, тычки щитами, броски и подсечки. Выдержит такую мясорубку далеко не каждый.
А после «войны» участники фестиваля собираются на пир – хвастаться боевыми подвигами и рассуждать о тактических просчетах. Как собственных, так и противников. Ведь, помимо того, что это мероприятие встреча единомышленников, это еще и отличный повод увидится друзьям, живущим в разных городах России и даже за ее пределами.