Военный эксперт назвал условия, при которых иранские ПВО могли принять самолет за крылатую ракету
Иранские власти признали, что украинский «Боинг-737» был принят за «вражеский объект» и сбит по ошибке. Корпус стражей исламской революции (КСИР) взял на себя полную ответственность за сбитый Boeing 737. Об этом сообщил командующий военно-космическими силами Амир Али Хаджизаде во время пресс-конференции после сообщения о причинах крушения украинского лайнера. Он также подчеркнул, что система ПВО приняла самолет за крылатую ракету.
«Вечерняя Москва» решила поинтересоваться у экспертов по ПВО, что могло сбить с толку иранские вооруженные силы и какие обстоятельства могли сопутствовать такой роковой ошибке.
«В армии все по приказу»
Военный эксперт, полковник запаса, бывший командир зенитно-ракетного дивизиона Михаил Ходаренок уверен, что перепутать украинский самолет с американской военной целью было невозможно.
— Боевая машина ЗРК «Тор» была у аэропорта Тегерана с интенсивным воздушным движением. Расчету ЗРК ясно, с каких азимутов взлетают и садятся самолеты. Есть расписание. Перепутать гражданский воздушный лайнер с каким-либо объектом военного назначения — с крылатой ракетой и беспилотником — абсолютно невозможно. Не говоря уже о бомбардировщике и истребителе, — отметил Ходаренок.
В отличие от военных целей гражданский лайнер крупнее, летит медленнее и по известной траектории. Ирану нужно было сразу сознаться в том, что он уничтожил украинский «Боинг», — полагает эксперт. — Скрыть следы невозможно.
— То, что самолет был сбит с зенитно-управляемой ракеты, обычно ясно с первых минут прибытия специалистов на место катастрофы. Потому что на самолете остаются следы готовых поражающих элементов боевой части зенитно-управляемой ракеты. Будут и ее обломки, можно даже определить номера изделия и агрегаторов. При взрыве полного атомного распада не происходит, — подчеркнул Ходаренок.
Бывший командир зенитно-ракетного дивизиона не верит в ошибку иранский военных. По его словам, в армии все делается по приказу, самодеятельности не может быть, ЗРК не мог работать на автомате, а кнопку «пуск» нажимает оператор.
Теоретическая вероятность ошибки есть
В свою очередь, коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков теоретически допускает ошибку иранских ПВО.
— Если произошло невероятное — самолет резко меняет курс, эшелон, высоту или разворачивается и при этом отключается транспондер — в этом случае система ПВО могла принять его за неопознанный объект. Неожиданно исчезает одна цель и появляется другая. Был гражданский объект — стал неопознанным, который идет угрожающим курсом, и вам нужно реагировать, — сказал Леонков.
Он напомнил о катастрофе над Черным морем в 2001 году, когда ВСУ сбили Ту-154, выполнявший рейс Тель-Авив — Новосибирск. Эта трагедия случилась по «ошибке оператора» С-200. Леонков обратил внимание на то, что сейчас военная техника «умнее». В ПВО установлена более совершенная система определения «свой — чужой». На пассажирских самолетах стоят международные транспондеры, которые идентифицируют гражданский курс. На многих бортах устанавливается система облучения РЛС, чтобы самолеты не залетали в охраняемую зону.
Читайте также: Зеленский показал фото обшивки сбитого в Иране украинского самолета