«Батька не усидит на американском стуле»: чем кончится встреча Путина и Лукашенко
Президент Белоруссии Александр Лукашенко 7 февраля встретится с президентом РФ Владимиром Путиным. А 4-го числа лидер соседнего государства сделал два важных заявления. Он провозгласил окончание «периода холода» с США и наступление «момента истины» в отношениях с Россией.
С одной стороны, Лукашенко рассуждает о начале дружбы с Вашингтоном, но в то же время намекает на необходимость решения вопроса о том, как быть с Союзным государством.
Опрошенные «ВМ» эксперты наблюдают безуспешную попытку Лукашенко заигрывать с США и не ждут прогресса от встречи Путина с коллегой.
Батька на двух стульях
— Именно так и есть. Это его традиционная политика, которой он занимается на протяжении двадцати лет. Лукашенко думает, что Россия будет кормить его бесплатно и он не обязан выполнять не только важные требования, такие как открытие военной базы, но даже символических вещей — вроде признания Абхазии и Южной Осетии, — сказал эксперт Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков.
Если Лукашенко и усидит, то не на американском стуле, уверен заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
— Белоруссия важна для США, но без Лукашенко. Встреча с Помпео — укрепление переговорных позиций, но оно ему нужно для усиления своих позиций внутри страны, — прокомментировал он.
В Минске 1 февраля побывал госсекретарь США Майк Помпео. На переговорах с Лукашенко он заявил о необходимости улучшить отношения с Минском и готовности Соединенных Штатов на сто процентов обеспечить Белоруссию нефтью. Подобные предложения пришлись «к столу», учитывая, что из-за спора с Россией о ценах с 3 января Минск приостановил импорт нефтепродуктов и начал искать альтернативных поставщиков.
С козырем в рукаве
Не приведет ли «нормализация» отношений с Вашингтоном к тому, что Батька будет более уверенно вести себя на переговорах с Путиным?
Оба эксперта едины во мнении, что встреча с Помпео уверенности Лукашенко не прибавит.
— Он будет вести себя как обычно. Вопреки громким заголовкам в СМИ, визит Помпео ничего не дал. Госсекретарь сказал Лукашенко неприятную вещь: отмена санкций в отношении «Белтрансгаза» зависит от прогресса в сфере прав человека и политических реформ, — говорит Жаворонков.
Эксперт уверен, что при Лукашенко рассчитывать на дрейф Минска в сторону Запада не стоит, потому что он — «не демократический проект».
По оценкам Жарихина, улучшения отношений с США не произошло:
— Было произнесено много красивых слов, но на прямой вопрос о санкциях Помпео ответил отказом.
Отношения США и Белоруссии ухудшились в 2008 году. Из-за отказа Минска освободить политзаключенных Вашингтон санкционировал «Белнефтехим». В ответ на это из Минска выслали американского посла. С 1994 года вплоть до недавнего визита Помпео президенты и госсекретари США не посещали Белоруссию.
Шайба на стороне Белоруссии
Говоря о предстоящей встрече, Батька выразил надежду на «честные и прозрачные» отношения с Россией. Он требует продажу нефти Белоруссии по внутрироссийским ценам. Москва готова на уступки, но ждет наполнения словосочетания «Союзное государство» реальным содержанием.
Жарихин считает, что прогресс на переговорах об интеграции зависит от белорусской стороны.
— Россия определила свою позицию и готова на компромиссные прошлогодние цены. Если Лукашенко хочет получать нефть по стоимости для Смоленской области, то ему нужно свести суверенные права Белоруссии до полномочий федеративной единицы и пойти на реальную интеграцию, которая охватывает области единой валюты, внешней политики, обороны и так далее, — подчеркнул политолог.
Жаворонков настроен пессимистично.
— Я не жду прогресса. Лукашенко, очевидно, не желает подчинять свою внешнюю политику российскому МИД и создавать единое экономическое пространство, в рамках которого он не будет иметь права вето, — заметил он.
Экономист напомнил, что в 2004 году переговоры с Минском о создании единой валюты зашли в тупик, потому что Лукашенко требовал создания второго эмиссионного центра в Минске.
Налоговый маневр в нефтяном секторе снижает прибыль Белоруссии от перепродажи переработанного российского газа. К 2024 году убытки Минска составят порядка 4 млрд долларов.
Главный редактор аналитического портала «Евразийские исследования» Юрий Кофнер (Мюнхен, Германия) полагает, что два лидера придут к компромиссному решению.
— Минск стоит перед выбором: либо согласиться на чисто рыночные отношения, провести либерализацию и модернизацию экономики, либо углубить интеграцию — и тогда Москва готова давать белорусским НПЗ субсидии. В политических интересах и Минска, и Москвы второй вариант. Кремль мог бы предложить инвестиции для модернизации Белоруссии и определенные исключения из планируемой налоговой интеграции, — отметил Кофнер.
Предыдущие несколько встреч Путина и Лукашенко не привели к прогрессу. Белорусский лидер все время требовал скидки на нефть, а российский президент намекал на необходимость углубления интеграции. К чему два руководителя придут на этот раз, узнаем 7 февраля.
Читайте также: «Америка приехала на поклон к Лукашенко»: зачем Помпео посетил Минск и что это значит для России