Нидерланды подадут иск к России в ЕСПЧ. Что дальше?
Нидерланды подадут иск к России в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) «за роль России в крушении рейса MH17». Каковы перспективы у этого иска и как Москва может отреагировать, «Вечерняя Москва» обсудила с депутатом и политологом.
Член комитета Госдумы по международным делам Виталий Милонов сомневается, что иск возымеет должный эффект.
— С точки зрения судебной перспективы и норм права перспектива нулевая. Это все-таки не престарелая истеричка Голландия, чтобы подавать истеричные заявления, а государство. Нынешнее его руководство пытается внести разлад в отношения России и Голландии, что неприятно. Налицо кризис системы международных судов, — сказал он.
Депутат уверен, что свои решения международные суды зачастую выносят исходя из политической конъюнктуры. Судьи в них часто назначаются извне и находятся на «ручном управлении».
— Можно все что угодно признать. Мы неоднократно видели решения ЕСПЧ по делам разных негодяев и предателей. ЕСПЧ пытается заставить Россию заплатить штрафы за этих предателей, — добавил он.
Политолог Александр Асафов полагает, что атака со стороны западных стран не связана с попыткой найти виновных и установить правосудие. Причины такого поведения он видит не в политических, а в экономических мотивах.
— Антироссийская повестка будет сохранена еще долго как часть коллективной позиции к России, которая обусловлена не политическими причинами, а конкуренцией на рынке углеводородов и попыткой заблокировать «Северный поток — 2», — говорит он.
Милонов, в свою очередь, напомнил, что после изменения Конституции РФ никакое решение ЕСПЧ на России не отразится.
— В связи со вступлением в силу поправок к Конституции решения ЕСПЧ, если они будут ущемлять права и свободы человека, применяться не будут. Они могут свои решения сами себе же и применить. Мы ЕСПЧ ничего не должны, — заметил депутат.
Ему вторит Асафов: «Власти Нидерландов могут какие угодно иски возбуждать и идти в какие угодно инстанции, никаких последствий не будет. Наш правовой суверенитет защищен Конституцией». Возможным ответом на иск могло бы быть заявление МИД РФ, а «большего и не требуется», заключил политолог.
СПРАВКА «ВМ»
Малайзийский Boeing, летевший рейсом MH17 Амстердам — Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года под Донецком. Все находившиеся на борту 298 человек погибли. Киев обвинил в инциденте ополченцев. Последние же заявили, что не имеют в распоряжении средств, способных поразить лайнер на такой высоте.
По факту трагедии для расследования обстоятельств авиакатастрофы была организована совместная следственная группа (ССГ) под руководством Генпрокуратуры Нидерландов. При этом Россию в данную организацию не пригласили. Позже были представлены промежуточные итоги, согласно которым за инцидентом якобы стоит РФ.
В свою очередь, заместитель генпрокурора Николай Винниченко заявил, что Москва передала Амстердаму необходимые сведения, опровергающие причастность российской стороны к происшествию. Тем не менее вся представленная информация была проигнорирована следствием. В МИД РФ также назвали обвинения голословными и выразили сожаление по поводу предвзятости расследования. Президент РФ Владимир Путин отметил, что Москву не допускают к изучению причин произошедшего, поэтому итоги расследования не будут признаны.
Читайте также: Прокурор по делу о крушении MH17 рассказал о версии с украинским «Буком»