Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Эпоха сетевых смерчей: как агрессивные информационные кампании рушат страны и судьбы

В мире
Эпоха сетевых смерчей: как агрессивные информационные кампании рушат страны и судьбы
Фото: Zuma\TASS

В конце ноября глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что США окружили Россию военными базами и нагнетают истерию у ее границ. При этом, по словам дипломата, голословные бездоказательные обвинения от западных партнеров в адрес Москвы «сыплются как из рога изобилия». Если нечто возникает в медиа, способно ли оно материализоваться в реальности? Как создаются, развиваются и чем заканчиваются современные информационные атаки и можно ли им противостоять?

Одним из проявлений мощи нынешнего, насквозь оцифрованного информационного пространства в реальность становятся, например, инстаграм-дивы или тиктокеры. Когда общество обнаружило Ольгу Бузову на сцене Московского художественного академического театра имени Горького, а Даню Милохина на Петербургском международном экономическим форуме, стало ясно, что лайки и фолловеры способны давать нешуточное влияние тем, у кого они есть. Ведь не талант актрисы дал Бузовой роль во МХАТе — а 23,3 миллиона подписчиков в соцсетях. Как и не новаторские бизнес-идеи привели Милохина на форум для инвесторов, а более 827 миллионов собранных в интернете лайков. Возник новый эквивалент силы и соответственно путь к влиянию. И путь этот пролегает из цифровой реальности в реальность настоящую — физическую. А кто и что еще, кроме Бузовой, и куда, кроме МХАТа, может явиться или прилететь по нему из сети? И кем и для чего это окно может быть использовано?

Эпоха сетевых смерчей: как агрессивные информационные кампании рушат страны и судьбы Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Ключ на старт

Весной 2018 года, словно Милохин из «ТикТока» на ПМЭФ, в Сирию прилетело более сотни крылатых ракет, по большей части типа «Томагавк». А всего за неделю до того, как американские ракетчики нажали на кнопку «Пуск», администраторы аккаунтов движения «Белые каски» загрузили в сеть свои свежие видеоролики и нажали на кнопку «Опубликовать». Сперва ролики с якобы оказанием помощи отравленным химическим оружием детям, посмотрела довольно узкая аудитория белокасочных интернет-каналов. Сирийское правительство тут же заявило, что никакой атаки не было, и предложило провести любые инспекции чтобы в этом удостовериться.

Но это было уже не важно: опубликованные материалы подхватил второй эшелон — субмедиа структуры вроде сайта Bellingcat* и легиона блогеров. Шумиха начала перерастать в истерику, а голос экспертов и жителей сирийской Восточной Думы, отрицавших применение химоружия, был попросту заглушен. Третьим этапом стал выход темы из субмедийного пространства на уровень традиционных глобальных СМИ, таких как The Times и CNN. Основываясь на тех же роликах и постах блогеров, они вынесли тему на свои первые полосы и в прайм-тайм, а оттуда в глобальную повестку. И принесли ее 45-му президенту США Дональду Трампу. На новом, четвертом этапе, Трамп с еще несколькими коллегами по НАТО, а именно с Терезой «хайли лайкли» Мэй и Эммануэлем Макроном, после непродолжительных совещаний, без проведения каких бы то ни было расследований приняли решение о ракетном ударе по территории Сирии. После которого, тема химической атаки в Восточной Думе просто исчезла из медиапространства. Занавес. Шоу окончено.

Схема простая и безотказная

Вся пьеса в пяти действиях: первое — вброс в сеть, второе — раскрутка в интернете на мощностях субмедиа, третье — передача традиционным СМИ, четвертое — реакция политиков и санкция, а пятое — закрытие вопроса.

Расследования потом, конечно, были проведены. Химическая атака, послужившая поводом для ракетного обстрела, как и предполагалось ранее, оказалась вымыслом. Чьим? Очевидно, людей, которые стояли за движением «Белые каски». А возглавлял его, ныне покойный, бывший британский офицер Джеймс Ле Мезюрье.

Он покончил с собой в Стамбуле при невыясненных обстоятельствах. Само движение «Касок» финансировалось, в частности, правительствами США и Великобритании. Но ничто, включая очевидную ангажированность источника, не помешало аудитории доверять роликам предоставленным «Белыми касками».

Как противодействовать таким, или подобным им, вбросам? Сегодня этого, похоже, точно не знает никто. А ведь эта схема была реализованна не единожды. Против Джулиана Ассанжа в 2010-м и против Доминика Стросс-Кана в 2011 действовали приблизительно так же. Но вместо постановочных роликов о химической атаке, против Доминика Стросс-Кана запустили не менее постановочное обвинение в изнасиловании горничной. Затем была такая же молниеносная раскрутка в СМИ, а позже санкция, то есть арест и принуждение Стросс-Кана к уходу с поста директора-распорядителя Международного валютного фонда и к отказу от планов баллотироваться на пост президента Французской Республики в 2012 году. А ведь многими он рассматривался как фаворит. Но запущенный против него медиасмерч разметал эти планы. Такой же медиасмерч перенес журналиста Джулиана Ассанжа, раскрывшего подробности пребывания войск США в Афганистане, со свободы в тюрьму. Где он по сути пребывает по сей день.

Можно вспомнить и другие кейсы применения этой технологии. Здесь и информационная кампания вокруг солсберийского инцидента, то есть якобы имевшего место отравления Сергея и Юлии Скрипалей в Англии в 2018 году. По тем же канонам подавалась информация об инкриминируемом России вмешательстве в выборы президента США в 2016 году на стороне Дональда Трампа.

Эпоха сетевых смерчей: как агрессивные информационные кампании рушат страны и судьбы Фото: EPA

Двух мнений быть не может

Вся кампания ведется односторонне — никакие разночтения, сюрпризы или неожиданные повороты сюжета не предусмотрены. Все четко и линейно — виновник назначен с самого начала. Потому все требования доказательств, как и призывы к независимому расследованию, просто игнорируются. А после медиасмерча, данные расследований уже никого не интересуют. На первые полосы газет — где еще недавно были обвинения — опровержения не попадают. Информационный цикл завершен.

За пару недель зрительская аудитория успевает устать от одной темы, и ее внимание быстро переключают на нечто иное. Правда усталость всякий раз наступает очень вовремя — как раз к моменту появления достоверной информации, развенчивающей ранее выстроенный обвинительный миф.

В начале славных дел

Законодателем мод в организации таких кампаний можно смело считать американского госсекретаря Колина Пауэлла и его печально знаменитую пробирку. Интернет в начале нулевых годов был еще не так развит как сегодня, поэтому первичный вброс инициаторам атаки пришлось делать лично — руками кого-то высокопоставленного и авторитетного. Так, в 2003 году на заседании Совета Безопасности ООН и родилась «пробирка Пауэла». Она якобы доказывала причастность Саддама Хусейна к международному терроризму и наличие у него оружия массового уничтожения. В этом качестве пробирка послужила поводом для агрессии против одной из ключевых стран Ближнего Востока. После нападения и оккупации Ирака никакого ОМУ там найдено не было.

Пауэллу не простили откровенную ложь, и 15 ноября 2004 года ему пришлось уйти в отставку. Но сегодня, когда есть блогеры и соцсети, политикам и чиновникам высшего уровня уже нет нужды самим пачкаться какими-то пробирками. За них это делают многоликие и одновременно безликие субмедиа, возникающие и существующие в той же среде, на тех же интернет-платформах и площадках, где существует Бузова и Милохин. Теперь оттуда в реальность, словно пиццу, и в промышленном масштабе доставляют все новые «пробирки Пауэлла», и призвать к ответу пока некого. Как и защититься от таких инфовбросов пока нечем. Но все же не сами первичные вбросы страшны.

В конце концов, слухов, лжи и «сплетен в виде версий», как их называл Владимир Высоцкий в своей песне «Я не люблю», ходило множество во все времена. Но раньше вокруг очередного домысла не выстраивалась техничная, проработанная до мелочей, агрессивная и мощная информационная кампания, объектом или жертвой которой может стать как отдельный индивид, так и целое государство. Всякий раз медиасмерч разыгрывается как по нотам. Все участники начинают и заканчивают в свое время, словно это делается для достижения наилучшего из возможных эффектов — при максимальном коэффициенте полезного действия (КПД). А для жертвы идет поистине «идеальный шторм».

Эпоха сетевых смерчей: как агрессивные информационные кампании рушат страны и судьбы Представители организации «Белые каски» на руинах после воздушного налета в городе Сармин на северо-западе Сирии / Фото: dpa/picture-alliance

Праздник к нам приходит

Каждый медиасмерч структурно похож на коммерческую рекламную кампанию, а именно на короткую блиц-модель. Такие применяются, в частности, для привлечения зрительского внимания к продуктам с коротким жизненным циклом. Скажем, к очередному голливудскому фильму, вот-вот выходящему в широкий прокат. Разумеется, это отнюдь не значит, что медиаатаки готовится в недрах коммерческих рекламных агентств. Но десятилетиями наработанный в рекламе опыт может легко использоваться при планировании очередной медиаакции. Как именно рекламные агентства создают и проводят свои рекламные кампании?

Ирина Крафт, директор компании «Восход», одного из лидирующих рекламных агентств России, так описывает схему взаимодействия агентства с клиентом на примере подготовки к выходу нового фильма:

— Клиент приходит в агентство и рассказывает про свой продукт, например, фильм, — рассказывает руководитель агентства, — Далее подключается стратегический департамент. Они смотрят, как можно зацепить целевую аудиторию, и исходя из этого брифуют креативный отдел и медийный департамент. Медийщики рассчитывают сколько и какой рекламы нужно, чтобы аудитория совершила заданное действие. Креативщики создают концепцию будущей рекламы, готовят эскизы и сценарии. Потом, на их основе, создаются рекламные материалы, которые после запуска кампании будут выходить в рекомендованных каналах коммуникации: телевидении, журналах, интернете и так далее.

Сегодня клиент, как правило, выбирает микс — то есть не один конкретный канал коммуникации, а несколько, — подчеркивает Ирина Крафт.

— Это делается чтобы максимально задействовать все пространство, где потребитель может столкнуться с рекламой. По времени запуска кампании, все бывает по-разному. Иногда показы рекламы стартуют за пару месяцев до премьеры, а затем — по мере приближения к дате релиза, их интенсивность нарастает, чтобы зритель был максимально “разогрет” и с более высокой степенью вероятности пошел на этот фильм в кино, или купил его в онлайн-кинотеатре. Интенсивные показы после премьеры уже, как правило, не ведутся — ведь если фильм удачный, то он продает себя сам, и смысла тратить лишние деньги нет. Но обычно, наиболее агрессивную рекламную кампанию начинают ближе к премьере. Конечно, усталость от рекламы у зрителя может возникнуть, ведь реклама — это многократное повторение одного и того же. Но это случается крайне редко, если сами рекламные ролики получились некачественными или были ошибки в расчетах. Поэтому, когда рекламная кампания готовится — все параметры учитываются. В частности, то количество вероятных повторений, которое необходимо для результативного воздействия на аудиторию. — подытожила Ирина.

То есть, как и в случае с агрессивными медиасмерчами, на первых порах в медиапространстве появляются единичные показы рекламных трейлеров. Затем, по мере приближения к дате релиза, интенсивность показов и кампании возрастает. На финальной стадии, словно политики первого уровня, в кампанию включаются звезды кино, участвующие в проекте, режиссеры и продюсеры. И вот наступает квинтэссенция — премьерный показ, восторги критиков.

После — уход от темы и смена фокуса внимания аудитории. Все этапы такой рекламной кампании идентичны, до степени смешения, практически с любым медиасмерчем. Кроме того, как и в случае с медиасмерчем, рекламна не подразумевает плюрализма или диалога с аудиторией или с независимыми наблюдателями. Никто не дает потребителю возможности оспорить вкус и пользу новой шоколадки. Озвучивается только одна сторона рекламируемого товара — позитивная. И исключительно в рамках изначально заданной матрицы повествования.

Эпоха сетевых смерчей: как агрессивные информационные кампании рушат страны и судьбы Фото: pexels.com/Markus Spiske

Как вырваться из Матрицы?

Если реклама дает позитивный взгляд на объект, то медиасмерч — сугубо негативный. И всегда в контексте изначально заданной матрицы отношения к объекту. Любые попытки прорваться в инфополе и донести иную, отличную от пропагандируемой версию событий, мгновенно пресекаются. Достаточно вспомнить, как телеведущий в США в 2008 году в прямом эфире новостного выпуска «закашлял», то есть прервал и заставил замолчать гостей студии, которые начали говорить нечто, не совпадающее с официально принятой в Вашингтоне «генеральной линией», избранной относительно действий Михаила Саакашвилли в Южной Осетии. Для ведущего рекламной акции ход естественный, но для журналиста — нет.

Человек умен и наделен свободой воли. Он находится на более высокой, нежели собачка Павлова, ступени эволюции. Если люди могут сопротивляться рекламе — значит они способны противостоять и медиасмерчам.

Эксперты считают, что также, как критическое восприятие информации дает человеку возможность отличить рекламу от новости, оно поможет идентифицировать и отследить медиасмерч, автоматически ослабив для себя и своих близких его зомбирующий эффект.

Информационная гигиена и самоконтроль должны лежать в основе современной культуры медиа-потребления. В таком случае, мороку наводимому из сети, будет сложнее материализоваться в реальности. Будь то Бузова на сцене МХАТа, Милохин на сцене ПМЭФа, «Томогавки» в Сирии или «Новичок» в Солсбери.

СПРАВКА

Одним из ключевых инструментов инициации «токсичной» кампании давления становятся цифровые субмедиа структуры. Они могут использоваться как для проведения первичного информационного вброса, так и в качестве передаточного звена между интернетом и соцсетями, с одной стороны, и крупными СМИ или политиками высшего звена — с другой. Это гарантирует безопасность последних. Им не придется отвечать за сделанное — вся ответственность ляжет на субмедиа. Этим цифровым структурам можно дать следующее определение: иррегулярные, безразмерные, непериодичные медиаплощадки с компактно-облачной структурой развертывания, специализирующиеся на «токсичных» темах.

РЕПЛИКА

Защита цифрового суверенитета

Кирилл Коктыш, доцент кафедры политической теории МГИМО МИД РФ:

— Манипулятивные возможности массмедиа сегодня крайне возросли. Мы оказались в эпохе постправды и культуры отмены — так называемой новой этики. Идет перенасыщение информацией, и, как следствие, информированность заменяет людям знание. Повышается уязвимость и индивида, и общества. Все черпают знания из интернета. Благодаря чему манипулятивные мощности и возросли на порядок. На спад это влияние само собой не пойдет, ведь за любым действием стоят какие-то авторы и чьи-то интересы. В этом контексте обращают на себя внимание действия Китая.

Пекин с 1 сентября национализировал все поисковые алгоритмы. А «большие данные» он национализировал еще раньше. Теперь распространение фейков и возможности для манипуляций там кардинально снизились. Важно, что первые алгоритмы, которые попали под удар, — это те, что стимулируют покупательские действия и продвигают потребительское отношение. Если говорить об информационных кампаниях, то главным сейчас становится первенство в предложении какой-то матрицы восприятия для очередной новости. Далее она подхватывается и становится базовой для понимания и интерпретаций. Но благодаря захваченному на первых порах лидерству деконструкция фейков в последствии малоэффективна. Информационные кампании обязательно используются при проведении, например, госпереворотов в третьих странах. Здесь матрица остается неизменной. Меняются и развиваются только носители информации. Они становятся динамичнее и совершеннее. Благодаря этому современный человек стал намного уязвимее, чем раньше. И без обеспечения суверенитета цифрового пространства противостоять этому невозможно.

Есть два пути: технический — по которому идет Китай, и культурно-образовательный, то есть культивирование традиционных ценностей, основанных на коллективной идентичности. Если человек не сам по себе, а часть социума, то манипулировать им значительно сложнее. Ведь через одну точку, или одного индивида, информационных прямых можно провести сколько угодно, а уже через две точки или соответственно двух индивидов — только одну, то есть значительно меньше. Вот и манипулятивные возможности враждебных сил по отношению к такой группе сократятся.

* СМИ признано в Российской Федерации иностранным агентом

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.