Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Гагарин

Гагарин

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Наступаем на Харьков: Россия от гибкой обороны постепенно переходит к масштабным атакам

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Наступаем на Харьков: Россия от гибкой обороны постепенно переходит к масштабным атакам
Фото: Артем Соболев / Вечерняя Москва

Российская армия начала наступление. Наши войска продавливают оборону противника под Купянском, что в Харьковской области. Из городов Харьков и Сумы идет эвакуация украинских госучреждений. На Купянском направлении Россия сосредоточила до 100 тысяч военных. Как будут развиваться события? Снизит ли Запад после провала «контрнаступа» ВСУ свою поддержку? В какой момент можно будет сказать, что в ходе спецоперации наступил перелом? Обсуждаем с экспертами.

Старший научный сотрудник Академии военных наук, военный эксперт Владимир Прохватилов считает:

— Мы наступаем там, где видим, что продвижение возможно с наименьшими потерями и максимальным результатом. Ведь фронт сейчас растянут, и большую часть сил ВСУ сосредоточили на Южном направлении. Я напомню, они хотят прорваться к Азовскому морю и перерезать сухопутный коридор в Крым — это им интересно с точки зрения пиара и, как следствие, увеличения или хотя бы сохранения уровня военной помощи. Кое-где, например, в Харьковской области, сил у ВСУ не хватает, и там мы их давим.

Повторяем маневр ВСУ

Военный эксперт, полковник ВС в отставке Андрей Земцев уточняет, что, по сути, повторяется ситуация сентября прошлого года.

— Тогда ВСУ тоже пробовали наступать на юге, и у них тоже ничего не получилось. А вот в районе Харькова они имели успех: по той причине, что у нас там не хватало сил. Как иронически, но очень верно заметил один из российских командиров, «чтобы с нами сразиться, нас еще нужно было найти». ВСУ сейчас находятся не в такой же, но очень похожей ситуации. Они физически не в состоянии держать весь фронт: мало сил. Вторая их проблема: крайне слабое качество войск, причем даже в ударных бригадах, которые пытаются вести наступление. Как там людей ни «разбавляют» с теми, кто воюет давно или хотя бы обучался на полигонах НАТО, «вояки» в массе своей необученные и крайне низко мотивированные. Дух их низок. Чего уж говорить о Харьковском фронте — там еще более слабые части.

Владимир Прохватилов между тем считает, что в ближайшее время в серьезное наступление Россия не пойдет.

— Дело не в том, что мы боимся или не хватает сил. Нас устраивает, нам даже очень нравится украинский «контрнаступ». У нас соотношение потерь — 1 к 8, а то и 1 к 10 благодаря «мясным штурмам» ВСУ и нашему преимуществу в артиллерии и БПЛА. Пусть украинцы и дальше штурмуют, разбиваются о наши укрепления.

Специализированное американское издание Military Watch Magazine приводит данные: «Украинская армия потеряла около 26 тысяч военнослужащих только в рамках своего контрнаступления, которое длится полтора месяца. Ежедневные потери ВСУ на разных фронтах доходят до тысячи человек в день.

Массовые потери западные источники связывают с тем, что Киев отправляет на передовую едва обученных призывников. Ранее уже говорилось, что на некоторых фронтах ожидаемая продолжительность жизни солдата ВСУ составляет всего четыре часа», — отметили авторы статьи.

— По сути дела, мы ждем исчерпания украинских возможностей наступать. Спустя 80 лет повторяется опыт Курской битвы. Я напомню: суть ее была в том, что вермахт непрерывно атаковал, буквально «стачиваясь» о нашу оборону. А потом мы охватили его с флангов и разбили, — пояснил Владимир Прохватилов.

Защитим Шебекино санитарной зоной

Военный эксперт Василий Дандыкин напомнил:

— Владимир Путин не так давно заявил, что для предотвращения обстрелов российских территорий нам придется создавать так называемую санитарную зону, через которую снаряды артиллерии ВСУ просто не долетят. Между тем Харьковская область граничит с Белгородской, которую украинцы обстреливают постоянно. В частности — город Шебекино. Наступление в районе Купянска позволяет отодвинуть фронт, чтобы эти обстрелы как можно быстрее прекратить.

Эксперт пояснил, что в сентябре прошлого года российские войска из-за недостатка сил оставили Купянск, Изюм и Балаклею и были отброшены за реку Жеребец. В июле мы ее форсировали, заняли плацдарм и выбиваем противника из опорных пунктов.

— Командование ВСУ понимает опасность положения и перебрасывает на это направление резервы. В основном, конечно, живую силу, потому что технику им приказали беречь: неизвестно, когда новая поступит и поступит ли вообще, — пояснил Василий Дандыкин. — Но людей у ВСУ пока хватает, поэтому бои там очень ожесточенные.

По словам эксперта, продвижение в сторону Купянска позволит выйти на Славянск и Краматорск — последний бастион ВСУ на Донбассе. Так что наши войска активные действия в этом направлении продолжат.

Вот что пишет в своем паблике волонтер Алексей Живов:

«Наши прорвали оборону ВСУ в Харьковской области и двигаются в сторону Купянска. Противник пишет, что русская армия активно использует мощный перевес в артиллерии. Стреляют пакетами по любому шороху. Все силы хохла в других местах. Мы их прекрасно растянули. Помните, как они нас в начале СВО растягивали, заставляли упираться в «крепости». Ничего этого нет больше. У противника все силы на Запорожье, в Херсоне и на границе с Белоруссией, а мы пошли в наступление там, где нужно закрыть проблему Белгородской области. У противника там сил мало, перевес у нас».

Эту информацию подтверждают и украинские СМИ. Вот что сообщает Telegram-канал «ТрухаУкраина»: «Враг перешел в наступление на Купянском направлении, он хочет разгромить наши войска в этом районе. После этого он хочет продолжить наступление в глубину наших боевых порядков. А в район Бахмута враг активно перекидывает дополнительные силы и средства, чтобы остановить наше движение», — заявил командующий Сухопутными войсками Вооруженных сил Украины Сырский.

Будем ли брать города

Глава администрации Харьковской области Виталий Ганчев сообщил, что в Харькове украинские власти заставляют жителей эвакуироваться и вывозят имущество местных предприятий.

— Людей выселяют из домов, принуждают покинуть область. Украинские власти вывозят имущество предприятий, — отметил Ганчев.

Комбат батальона «Восток» Александр Ходаковский заявил, что ВСУ ожидают наступления Российской армии на Харьков, поэтому многие подразделения были выведены из боевых действий и отправлены на доукомплектование.

Андрей Земцев считает, что нас фактически заманивают в Харьков и Сумы.

— Это два города, каждый из которых куда крупнее Соледара и Бахмута. Войти туда мы, конечно, можем, а вот дальше начнутся проблемы.

Эксперт напомнил: Мариуполь брали «всего» три месяца. Бахмут — уже десять месяцев. И положили, по данным Евгения Пригожина, не менее 20 тысяч человек.

— И все они, обратите внимание, бойцы ЧВК «Вагнер». Причем половина — бывшие осужденные. Российские военные — ни кадровые, ни добровольцы, ни тем более мобилизованные — Бахмут не штурмовали. Иными словами, Российская армия людей берегла. И вряд ли она их бросит на Харьков. Во-первых, это мегаполис, рассчитанный на два миллиона жителей.

Во-вторых, его уже сейчас довольно хорошо укрепили. В-третьих, нам, ведя наступательные действия, этот город придется фактически снести — вместе с промзонами и жилым сектором. Сильно сомневаюсь, что это нужно. Как восстанавливать потом?

Или мы, или поляки

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев поясняет, что наступать все равно придется — другого выбора просто нет:

— Причина первая — нужна стратегическая инициатива. Если она будет не у нас, то либо у ВСУ, либо у поляков. Польша обязательно вступит в войну, если увидит, что Россия ослабла и ее можно дожать, отхватив попутно в качестве оплаты за помощь Западную Украину. Второй резон — зримые, очевидные всему миру успехи на фронте нам нужны для усиления геополитического веса. Жизнь устроена просто: слабых бьют, а с сильными хотят дружить. Если мы демонстрируем слабость (большая Россия долго не может победить маленькую Украину), от нас отворачиваются, поддерживают санкции — в общем, сливают. И наоборот. Побеждаем — нас уважают, на нас делают ставку. Третий важный момент: нам нужно лишить Украину двух наиболее промышленно развитых областей — Харьковской и Днепропетровской.

Да, с экономикой у этой страны плохо. Но если мы берем Харьков и Днепропетровск, то будет совсем швах.

По мнению эксперта, пока ситуация складывается благоприятно.

— Польша очень хочет, но боится воевать с Россией. Во-первых, она убедилась, что войска НАТО ее не поддержат и она будет воевать на условиях Украины — т.е. сама за себя. Если учесть, что арсеналы альянса изрядно исчерпаны, что польская армия не воевала аж с 1939 года, то вступать в войну с Россией, которая как раз сейчас набирает форму, — опасно.

Во-вторых, ВСУ явно посыпались. Одно дело — «открыть второй фронт», когда твой союзник на подъеме и бьет врага — как это сделали хитрые американцы и британцы в 1944 году, совсем другое — когда твой союзник измотан и не в состоянии ни прорвать русские укрепления, ни удержать свои, — рассуждает Андрей Земцев. — Но есть другой фактор — иррациональный: знаменитый польский гонор. Уж очень многим хочется доказать свою доблесть. Чтобы этот гонор сбить, России просто придется демонстрировать успехи на фронте.

Продвигаемся успешно

Telegram-канал «Купянск Наш» пишет об ужасном положении нацистов под Купянском, где трупы и раненых, которых огромное количество, не забирают из окопов. В донорских пунктах нет крови, вообще никакой. Мобилизованных кидают просто на убой, чтобы задержать продвижение войск РФ. Причем и очень молодых еще, и уже очень пожилых, старых, реальных пенсионеров.

Военный блогер Юрий Подоляка пишет на своем сайте: «У противника — паника: некоторые рубежи оставляли без боев. Солдаты ВСУ отказывались идти вперед, поэтому опять начали использовать бронетехнику — вариантов нет. Падает и дух украинского населения: люди уже не верят в победу».

Противник тоже признает, что дело плохо. Олег Синегубов, начальник Харьковской областной военной администрации, в эфире украинского телемарафона заявил, что «по Купянскому направлению у нас идут бои, враг ведет активные штурмовые действия. Это уже не отдельные маленькие диверсионно-штурмовые группы. Это действительно штурмовые действия».

Бои еще не подошли к Харькову, но на это направление сейчас бросают самые подготовленные украинские подразделения.

Военный обозреватель, полковник запаса Геннадий Алехин рассказывает:

— В числе тех, кто пытается сдержать русских, — первая президентская бригада ВСУ. Кстати, потери у нее колоссальные. Так же, как у 14-й и 32-й бригад ВСУ. Там потери убитыми и ранеными — 60 процентов личного состава.

По словам эксперта, штурм украинских позиций наши ведут так: сначала накрывают ВСУ артиллерией, затем проверяют — остался ли кто-то в живых.

— Только если он поднял руки, со всеми предосторожностями заходят. Не поднял руки, но еще шевелится — значит, жив, не сдается, и нужно обстреливать дальше, — рассказывает эксперт.

Андрей Земцев уточняет важный момент:

— Сейчас у ВСУ практически на всех направлениях, в том числе и Купянском, наблюдается снарядный голод. Поэтому им и присылают старые, которые давно не применяет НАТО, кассетные боеприпасы: ничего другого либо физически нет, либо есть, но самим нужнее. А у нас снарядного голода нет. Поэтому мы и продолжаем утюжить позиции ВСУ. Если так дальше пойдет, то к холодам фронт может буквально рухнуть, причем сразу во многих местах. Скажутся три фактора: недостаток снарядов и техники, снижение качества личного состава и падение морального духа. ВСУ уже сейчас сдаются целыми взводами: не хотят гибнуть.

КСТАТИ

Площадь отвоеванных в ходе купянского наступления территорий Вооруженными силами России уже превысила удачи ВСУ в ходе их контрнаступления на юг. По мнению военных экспертов, секрет успеха наших — в правильном выборе участка прорыва. Это пересеченная местность, которая, как считали генералы ВСУ, не располагает к наступлению. Также отмечается высокий моральный дух наших бойцов и очень успешная логистика — налажены четкие поставки боекомплекта и техники. В итоге соотношение потерь в живой силе — от 1 к 4 до 1 к 8 в нашу пользу — в зависимости от суток. Многие военнослужащие говорят, что взять Купянск, брошенный нами прошлой осенью, — дело чести. Ведь там прошли широкие репрессии против поверившего в Россию населения.

Идем вперед, но пока без фанатизма

Владислав Шурыгин, военный эксперт:

— Да, в Харьковской области на Купянском направлении мы наступаем. Но речь, как мне кажется, скорее, идет о перехвате инициативы. Ведь с начала июня она была на стороне ВСУ — они активно пытались прорвать наш фронт на юге, и у них ничего не получилось. Теперь наша очередь наступать. Но говорить о каком-то масштабном прорыве, о том, что мы наконец-то двинулись освобождать Украину, я бы пока не стал. Причина в том, что мы еще не построили армию, к такому наступлению готовую. Ведь когда мы на Украину зашли, у нас была хорошая армия для локальных военных операций. Армия для войны в Грузии, Сирии, где театр военных действий невелик, а противник слабее нас и в плане вооружений, и численно. И вдруг выяснилось: фронт — тысячи километров, армия противника — сотни тысяч человек, оружие, связь, разведка — мирового уровня.

Поэтому строить армию для борьбы с таким противником нам приходится «по ходу пьесы». Мы долгое время работали в рамках сценария, что сейчас противник о Россию «сточится» — как в Артемовске и во время не удачного контрнаступа, резко ослабеет, и мы пойдем наступать. Такой вариант возможен, но нас уже поджимает время. Запад за год-полтора может перезапустить свой военно-промышленный комплекс и завалить Украину боеприпасами и новой техникой, которых сейчас ВСУ явно не хватает. И тогда у Украины может открыться второе дыхание. Нам нужно сделать две вещи: подготовить армию для масштабного наступления и опередить Запад, не дав нарастить ему военную мощь. Так что серьезное наступление — да, будет, потому что, сидя в обороне, выиграть невозможно. Но оно случится, я думаю, через несколько месяцев.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.