«Свет», «Лед-3» и «Аквариум»: три фильма прошедшей зимы, которые стоит посмотреть
На следующей неделе ММКФ-46 объявит свою программу. Пока ждем главного весеннего смотра, вспоминаем отголоски зимних лент, заслуживающих внимания. Недавно «Аквариум» показали на фестивале дебютов «Дух огня». А за роль в фильме «Свет» актриса Дарья Коныжева номинирована на «Премию Художественного театра». Эту киноленту, как и киноверсию оперы Верди «Стиффелио», а также одну из самых ярких мелодрам «Лед-3», еще можно застать на больших экранах.
Настоящее помогает отпустить ошибки прошлого
Фильм «Свет» Антона Коломейца по праву можно назвать одним из самых теплых. Картина получила множество наград и продолжает радовать своих создателей и зрителей.
Существует такое кино, которое встраивается в твое ДНК. Вот посмотрел ты его — и все, теперь оно будет жить где-то внутри, в каждом твоем поступке. Фильм «Свет» один из таких. Его название говорящее, оно подчеркивает главное, что есть в ленте, — свет, тот, который обрисовывает лица людей на фоне черной реки, темной комнаты, рано укрывшей зимний город ночи. Этот фильм очень нежный и немного тревожный.
По сюжету Татьяна (Елена Яковлева) трудится в социальной службе, ухаживает за одинокими пожилыми людьми, которым нужна поддержка. Скоро ей исполнится 60, все коллеги, друзья, муж и сын стремятся порадовать. Вот только женщину что-то беспокоит. Она вспоминает молодость — пору, когда на заре своей взрослой жизни рассталась с лучшей подругой. Будто проживает ее заново. Две реальности — зимний городок в наши дни и летний в 70-е прошлого века — органично сплетаются в одну историю. И понимаешь: не важно, какой сейчас год, этапы взросления всегда те же, они оставляют схожие шрамы и секретики с воспоминаниями.
Картина затрагивает несколько тем, так или иначе волнующих каждого. Вечное «отцы и дети», в данном случае скорее «матери и дети», раскрывается тут через взаимодействие Татьяны с ее сыном Митей (Сергей Волков), который приехал на юбилей, через общение героини в юности (Дарья Коныжева) со своей мамой, через пересечение ее с матерью подруги Марины (Милана Владыкина). Следя за событиями фильма, понимаешь: во все времена молодежь полна идеями максимализма и верой в то, что мир должен стать лучше, а взрослые стремятся научить юных тому, к чему пришли на своем опыте, предостерегая от собственных ошибок. А ведь на самом деле родители и дети просто одновременно проживают свои разные жизни.
И это хорошо, так как дает возможность получить поддержку того, кто находится на другом этапе: энергию и легкость, утраченные взрослыми, опыт и мудрость, недостающие молодым. Смотришь кино — и понимаешь, как важно научиться сосуществовать с родными.
Пожалуй, ведущая тема ленты — дружба. Это то чувство, которое делает людей близкими, позволяет не терять друг друга на расстоянии, обмениваться мыслями, выстраивать вокруг единое общее пространство. Говорят, самая крепкая дружба зарождается в детстве, когда происходит совместное формирование: на школьных уроках, вечерах на танцплощадке, просмотре одних и тех же кинолент до цитирования, в посиделках у костра, в обещании не расставаться... В фильме все это передано так, что кажется, будто вспоминаешь свою жизнь, а не следишь за героями.
Еще одна тема, которую тут освещают, — старение. Процесс, который словно помещает всю минувшую жизнь под лупу. Люди, которыми ты себя окружил, их отношение к тебе и твое к ним, занятие, которому посвятил долгие годы, внешний вид, сохраненный до седин, — все это помогает, прежде всего самому человеку, понять, как он провел отпущенное на земле время, вспомнить важное, стереть из памяти обиды, отпустить то, что давит и гложет.
Фильм бережно, словно держа зрителя за руку, проводит его по судьбе женщины, которой удалось через всю свою историю пронести внутренний свет и поделиться им со многими встреченными на пути. Героиня только кажется простой, обыкновенной, ведь на самом деле она чудо — человек, сохранивший доброту.
Порекомендовать посмотреть эту картину можно всем, кто устал от жестокости и злобы, кто хоть раз в жизни поднимал голову к небу, чтобы увидеть звезды, и кто близок хоть с кем-то из родителей.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Антон Коломеец, режиссер:
— Время от времени в памяти всплывали истории из молодости мамы. Я стал просить ее присылать мне разные воспоминания юности, важные и не очень. В итоге таким опосредованным образом мама стала прообразом главной героини.
Не было первоначальной задачи снять кино о маме, но как-то естественно это выстроилось само. Конечно, это не биография, но очень многое я позаимствовал из жизни мамы. В частности, она тоже трудится социальным работником
Завершающая часть трилогии «Лед» удивила хитрым сюжетом
Уже пять уик-эндов по экранам страны путешествует «Лед-3» — долгожданное продолжение истории, которая была названа главной мелодрамой года. Пока отбить это высокое звание у картины никто не посмел.
Если цыплят считают по осени, то киноуспех — по толщине кошелька. Третьему по счету «Льду» предрекали как успех, так и поражение. Совершим, кстати, небольшой реверанс в прошлое. Первую часть франшизы, вышедшую в 2018 году, снимал Олег Трофим — автор экранизаций эффектного «Майора Грома».
В картине фигуристка Надя Лапшина после травмы принимает решение оставить спортивную карьеру и возвращается домой в Иркутск.
Ее тренер Ирина Шаталина знакомит ее с хоккеистом Александром Гориным, и он помогает девушке вернуться на лед. На фильм обрушивались критики, считавшие сюжет плохо проработанным и неглубоким, а зрители, прекрасно понимая, что это картина-развлечение, проголосовали за нее полутора миллиардами рублей (при бюджете фильма в 150 миллионов).
Два года спустя Жора Крыжовников снял «Лед-2»; в самом начале фильма Надю «потеряли» — она погибла во время родов, и Горин занялся воспитанием чудом спасенного ребенка в одиночестве. Денег на картину потратили почти вдвое больше, переступив черту в 300 миллионов, в прокате лента опять собрала более полутора миллиардов, сюжет фильма и монтаж были оценены критиками довольно высоко, но раздражение вызывала некая чрезмерная прямолинейность картины.
И вот на экранах заблистал «Лед-3», долгожданный и уже с самых первых дней показа получивший как суперотзывы, так и вилы в бок: часть зрителей сочли финальный фильм трилогии «отличным завершением» истории и высоко оценили музыкальные номера, другие же принялись ворчать, что создатели ленты в каком-то смысле паразитируют на прежнем успехе и на самом деле пытаются предложить зрителям старый материал, упаковав его в некие обновленные «одежды».
Третья часть «Льда» обрела нового режиссера: Юрий Хмельницкий дебютировал в полном метре. Он постарался сохранить в картине «тональность сказки», за которую зрители так ценили «Лед» в первых двух вариантах.
В первые же дни проката вокруг третьей порции «Льда» разгорелись споры. Участвовать в них бессмысленно: одним, как известно, нравится арбуз, другим — свиной хрящик. Сейчас, по прошествии времени, «Лед-3» доказал свою состоятельность. В пятый уик-энд показа мелодрама собрала 59,96 миллиона рублей, и это при 63-процентном падении сборов. Всего же — внимание — триквел собрал 1864,45 миллиона рублей и преодолел рубеж в 5 миллионов зрителей — и это только по России, не считая страны СНГ. Напомним, бюджет картины составлял 500 миллионов рублей.
Относительно же того, появится ли у нас «Лед-4», можно продолжать спорить до хрипоты: финал скроен так, что позволяет как реально закрыть «ледовую» тему, так и снять еще пяток серий — получатся этакие «Елки» для спортсменов. А почему нет? И все это, заметим, мы обсуждаем на фоне того, что «Лед-3» собрал самые разнородные отклики зрителей: от хвалебных до злобно-критических. Впрочем, как известно, собака лает, а караван — идет.
КСТАТИ
По словам продюсера кинокомпании «Водород» Михаила Врубеля, история «Льда» началась в 2014 году в Парке Горького, где они с Олегом Маловичко придумали сюжет первой части. Участие в производстве фильма принимали «Плюс Студия», «СТС» и «Россия 1».
После проката фильм выйдет на ТВ и в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск». Главные роли в картине «Лед-3» достались Анне Савранской и Степану Белозерову, а к роли Саши Горина, воспитывающего уже взрослую дочь, вернулся Александр Петров.
Антиутопия со сдержанными эмоциями учит, как быстро повзрослеть
В этом году Международный фестиваль кинодебютов «Дух огня» впервые представил программу «Жаль, что вас не было с нами», в рамках которой показали и фантастический триллер «Аквариум» Ильи Шагалова.
Тем, кто будет смотреть эту ленту, стоит настроиться на путешествие сознания по волнам совершенного, но вовсе не идеального мира. И приготовиться к тому, что в нем все не то, чем кажется.
Ценителям романов «Мы» Евгения Замятина, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «1984» Джорджа Оруэлла почти наверняка понравится это кинопроизведение по сценарию Дмитрия Константинова (автор лент «Я остаюсь», «Оттепель», «Город» и других). Отмечу, история не столь масштабна, как в указанных выше текстах, она локальнее, словно мир сжался до размеров вселенной одного конкретного человека. При этом за время фильма зритель успевает увидеть три такие вселенные: ученого Стаса (Алексей Филимонов), его супруги Риты (Дарья Урсуляк) и новичка Макса (Никита Еленев) — приставленного к ним специалиста по управлению гневом.
По сюжету в закрытом идеальном городе нет места бурным чувствам, привязанность в семье считается чем-то опасным, а за публичное проявление гнева можно схлопотать «предупреждение», которое резко скажется на социальном статусе человека и станет угрозой того, что он превратится в изгоя. Стас подставляется, и теперь его либо смогут реабилитировать и вернуть в число благопристойных граждан, либо рано или поздно отправят в «анклав».
В этой ленте внимание сосредоточено не на внешних действиях, а на внутренних переживаниях героев. Локации и события становятся атрибутами реальности, обозначая: в семейном анамнезе измена, вокруг отлаженная жизнь для добропорядочных граждан...
Интереснее всего наблюдать за внутренней борьбой и реакциями персонажей: вот напряжение сгущается, подобно грозовым тучам, на лице Стаса, уставшего быть спасаемым, вот пробивается наружу едкое раздражение Риты, утомленной полезными советами, вот максимализм Макса из инфантильного превращается в идейный. Все на полутонах, в интенсивности, похожей на крик шепотом.
Если обобщать, кажется, это история про взаимоотношения человека с социумом, про взросление и про любовь. В фильме поднимаются вопросы о том, как можно жить в вечном состоянии страха стать отверженным, стоит ли, несмотря ни на что, всегда выбирать любимого, можно ли быть свободным, находясь в условиях ограничений?.. И есть ли вероятность, что в каком-то из миров песня «Долгая счастливая жизнь» Егора Летова зазвучит почти как гимн, без иронии?
Кино размеренное, хоть и немного хаотичное, удивляющее развитием событий и ставящее в конце многоточие. Его стоит найти и посмотреть тем, кому нравится размышлять о глобальном и любоваться эстетикой деталей.
В ТЕМУ
XXII Международный фестиваль кинодебютов «Дух огня» объявил победителей. Так, главный приз «Золотая тайга» достался ленте «Бауырына салу» режиссера из Казахстана Асхата Кучинчирекова. В программе короткометражных фильмов победила лента «Черное» Вики Дегтевой. Награду за лучший отечественный дебютный фильм получила «Последняя цена» Наура Гармелии.