Дело о квартире Долиной дошло до Верховного суда: какое может быть решение
Сюжет:
Эксклюзивы ВМДело о мошенничестве с квартирой артистки Ларисы Долиной дошло до Верховного суда России. Он согласился рассмотреть жалобу покупательницы Полины Лурье. На ситуацию обратили внимание председатель Госдумы Вячеслав Володин, многие депутаты и юристы. Какое решение может принять Верховный суд и как это повлияет на другие похожие дела — в материале «Вечерней Москвы».
Верховный суд рассмотрит дело Долиной
Скандал с мошенничеством с квартирой народной артистки РФ Ларисы Долиной привлек внимание многих. 2 декабря председатель Государственной думы Вячеслав Володин призвал депутатов не стоять в стороне и придумать, как защищать покупателей. В тот же день председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина заявила, что Верховный суд России должен дать остальным инстанциям разъяснения о том, как действовать при рассмотрении таких дел.
— Вопрос не в Долиной, а в прецеденте. Людей просто возмутила несправедливость и вот это избирательное отношение судов — это недопустимо. Поэтому вместе со своим коллегой Алексеем Корниенко мы обратились и к министру юстиции, и в Верховный суд... Чтобы Верховный суд дал разъяснения, комментарии судам нижестоящей инстанции по подобного рода случаям, каким образом они должны принимать решения, и представил нам мониторинг, — подчеркнула парламентарий.
Затем сама покупательница квартиры Долиной Полина Лурье, оставшаяся без жилья и без денег, обратилась в Верховный суд с просьбой вернуть ей законно приобретенную недвижимость. Она считает, что в момент заключения сделки артистка отдавала отчет в своих действиях.
3 декабря Верховный суд согласился проверить жалобу Лурье. Дата заседания пока не известна.
Возврат квартиры Долиной не понимают даже юристы
Решение суда вернуть квартиру Ларисе Долиной действительно стало прецедентом, на который теперь основываются нижестоящие инстанции при рассмотрении подобных дел. По этой схеме уже более трех тысяч семей лишились жилья. Юристы по всей России не понимают, почему суды встают на сторону продавцов. Об этом рассказал в эфире «Вечерка ТВ» председатель комиссии по законодательству Союза юристов Москвы, доктор юридических наук Александр Толмачев.
— Это вопиющее нарушение прав человека. Не Долиной, а других людей — покупателей, которые попались на эту же удочку. Схема должна быть совершенно иной. Допустим, продавец стал жертвой мошенников. Сначала он должен потребовать (через правоохранительные органы — прим. «ВМ») возбудить уголовное дело против этих мошенников. Допустим, мошенников нашли. После этого продавец должен обратиться не к покупателю, а к мошенникам и через суд потребовать их вернуть деньги. Но этого не происходит, — возмутился эксперт.
Он напомнил, что большинство таких продавцов возвращают жилье под предлогом того, что в момент заключения сделки купли-продажи они были под воздействием мошенников и не осознавали своих действий. В качестве доказательства они предоставляют суду соответствующую справку, которая, по словам Толмачева, на самом деле не имеет никакой юридической силы.
— Сделать такую справку раньше стоило от 5 до 10 тысяч рублей, но с момента принятия решения по делу Долиной справки о том, что ты не псих и не наркоман, поднялись в цене до 40 тысяч рублей. Сейчас эти справки не имеют никакой юридической силы, они лишь подтверждают, что данный гражданин был, условно, трезвый. А может быть так, что тогда он был трезвый, потом снова стал пьяным, потом опять трезвый. На примере Ларисы Долиной: она могла заявить, что, когда брала деньги за квартиру, была вменяемой, а как только ушла с деньгами, внезапно стала невменяемой. И суд с этим почему-то согласился, — рассуждает доктор юридических наук.
При этом юрист отметил, что понятий «вменяемости» и «действия под давлением мошенников» в принципе не существует в правовом поле. Чтобы суд встал на сторону продавца, тот должен предоставить справку о своей ограниченной дееспособности или недееспособности, которую получить сложнее.
— У нас есть понятия: дееспособность, ограниченная дееспособность и недееспособность. Недееспособность — это когда человек не способен отвечать за свои поступки и ему приходится назначать опекунов. Но Лариса Долина опекуна себе не назначила, поэтому она не недееспособна. Ограниченная дееспособность — это когда человек находится в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, либо когда у него есть какие-то психические заболевания. И это решает не сам гражданин, а соответствующую справку выдает суд до продажи квартиры. Долина никаких справок об ограниченной дееспособности в суд не принесла. Со всеми остальными такими случаями — та же история, — объяснил собеседник «Вечерки ТВ».
Если ВС встанет на сторону Лурье
Даже если Верховный суд отправит дело о квартире Ларисы Долиной на пересмотр, это еще не значит, что покупательнице вернут жилье. В конце-концов суд нижестоящей инстанции может снова прийти к тому же выводу. Об этом «Вечерней Москве» рассказал адвокат, кандидат юридических наук им старший преподаватель РАНХиГС Андрей Некрасов.
— Верховный суд не рассматривает дела по существу. Он может рассмотреть жалобу, указать на недочеты и постановить пересмотреть дело, уничтожив все предыдущие решения. Тогда дело перейдет в суд самой первой инстанции и будет рассматриваться заново. В дальнейшем первая инстанция, теоретически, может поправить все подсвеченные Верховным судом недочеты и все равно принять такое же решение, то есть вернуть квартиру Долиной. Ну а если квартиру вернут покупателям, то Долина будет вправе обжаловать это решение. И разбирательства начнутся по новому кругу, — объяснил он.
По словам эксперта, чтобы это стало прецедентом, на который должны опираться другие суды, его нужно закрепить в постановлении Верховного суда (ВС).
— Чтобы мы могли сказать, что Верховный суд встал на сторону покупательницы, Полины Лурье, то он должен не просто отправить дело на пересмотр, но и выпустить официальное постановление. ВС нужно будет собрать президиум, провести пленум и утвердить какую-то практику, по которой будут действовать другие суды. Ее соблюдение будет обязательным, — подчеркнул Некрасов.
Как утверждает кандидат юридических наук, после вынесения соответствующего постановления другие покупатели, оставшиеся без квартир по той же схеме, смогут подать апелляцию и вернуть свои дела на рассмотрение. Шансов добиться возврата квартир будет гораздо больше.
— Такие дела не будут пересматривать автоматически, но люди, у которых еще остались неиспользованные инстанции, могут потребовать пересмотреть дело и так вернуть себе квартиры. Если же все инстанции уже пройдены, можно повторно обратиться в Верховный суд, — рассуждает адвокат.
Продавцы в таком случае должны будут идти в Следственный комитет, добиваться возбуждения уголовного дела о мошенничестве и надеяться, что преступников, которым они отдали деньги, найдут. Если мошенников поймают, то продавец, по словам Некрасова, может подать к ним гражданский иск и потребовать вернуть деньги.
— Покупатель в этом случае будет ни при чем, — заключил эксперт.
Если ВС встанет на сторону Долиной
Верховный суд РФ также может принять сторону Долиной, отказаться отправлять дело на пересмотр и выпустить постановление, по которому квартиры должны будут возвращать продавцам. Но это может спровоцировать еще более бурную общественную реакцию, считает член Международной ассоциации юристов, адвокат Михаил Тер-Саркисов.
— Велика вероятность социального взрыва, потому что люди будут чувствовать себя незащищенными. Кто даст им гарантию того, что они сегодня купят квартиру, машину или любое другое имущество, а завтра к ним не придут и не потребуют это все обратно? Покупатели будут бояться. Поэтому если ВС встанет на сторону Долиной, а соответственно, и других продавцов, то нужно будет принимать какие-то иные меры, которые защитят покупателя, — рассказал он в беседе с корреспондентом «Вечерней Москвы».
Тер-Саркисов предположил, что соответствующие меры будут приниматься на уровне законодательной власти, а не суда. Он напомнил, что председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил ввести для продавцов недельный «период охлаждения». То есть если продавец получит деньги за квартиру, то в течение недели эти средства будут заморожены и не смогут попасть в руки мошенникам.
— Если что-то пойдет не так и продавец поймет, что сбыл квартиру будучи под воздействием мошенников, то он сможет расторгнуть сделку купли-продажи, вернуть недвижимость и отдать деньги покупателям. Более того, Гражданский кодекс и так предусматривает, что при расторжении сделки продавец обязан вернуть деньги покупателю, но бывает так, что все деньги уже отданы мошенникам, а других средств у человека просто нет, — объяснил он.
В таком случае, по словам адвоката, покупателю нужно будет обращаться в арбитражный суд и добиваться признания продавца банкротом.
— Человека признают банкротом, и его имущество начнут распродавать. А вырученные средства будут возвращать покупателю, который ранее остался без квартиры и без денег. В противном случае государство должно как-то само вмешиваться в такие сделки и возвращать деньги покупателям из госбюджета. Иначе вероятны серьезные последствия и протесты, — рассуждает Тер-Саркисов.
В свою очередь юрист Александр Толмачев считает, что хорошим решением будет введение обязательного заверения сделки купли-продажи у нотариуса. В таком случае если дело дойдет до суда, покупатель может потребовать вернуть деньги за утраченную квартиру от нотариуса и его страховщиков.
— Нужна всего лишь одна строчка в законе: любая сделка с недвижимостью осуществляется только с нотариального заявления. Чтобы было достаточно нотариального заверения о том, что квартира перешла от Маши к Пете. Тогда вся ответственность ляжет на нотариуса, — считает он.
Скандальная сделка народной артистки РФ Ларисы Долиной по продаже недвижимости негативно повлияла на доверие людей, которые мечтали купить квартиру на вторичном рынке. Теперь люди дольше решаются на покупку, боясь потерять и деньги, и квартиру. «Вечерняя Москва» разбиралась с экспертом, как изменило рынок недвижимости резонансное дело певицы.