Top.Mail.Ru
- Город

Запрещенное цензурой кино было снято с полок

Москва вошла в число регионов с самыми низкими тратами жителей на еду

Москвичей предупредили о похолодании в конце недели

Назван самый загруженный день декабря для аэропортов Москвы

Столичные спасатели сняли мужчину с опоры Крымского моста

Спасти еду, чтобы спасти людей

Составлен рейтинг самых могущественных стран мира

Москвичи собрали 43 тонны продуктов для пенсионеров

Дедушка убитой студентки РУДН раскрыл подробности трагедии

Каких специалистов ценят в столице больше всего

Валерия рассказала, кто спас жизнь ее сыну во время ДТП

Как распознать редкие и дорогие монеты в своем кошельке

Назван главный цвет 2020 года

«Человек, чье имя стало символом эпохи»: Москва простилась с Лужковым

Названа польза кратковременного голодания

Стали известны самые востребованные профессии 2020 года

Столица обеспечит доступ к тысяче СНТ

Запрещенное цензурой кино было снято с полок

Элем Климов (второй справа) в фильме «Репетитор» (1987)

ФОТО: кадр из фильма «Репетитор» (1987)

Революционность съезда переоценить трудно: он положил начало приходу рыночной экономики в наше кино. Страной уже руководил Михаил Горбачев, но в Союзе кинематографистов по-прежнему заседали партийные боссы.

— Жизнь творческих союзов надо было менять, — рассказал «ВМ» режиссер Вадим Абдрашитов. — И кто-то должен был начать.

Пресса стала задаваться вопросом, почему идеологические советские картины оказываются коммерчески провальными. Особенно красноречивым был пример «Красных колоколов» Сергея Бондарчука. Попутно всплыла информация о том, что ленты лучших режиссеров — Глеба Панфилова, Алексея Германа, Тенгиза Абуладзе, Александра Аскольдова, Александра Сокурова — лежат на полках.

Пресс партийной цензуры познали на себе Андрей Тарковский, Марлен Хуциев, Григорий Чухрай, Ролан Быков, Вадим Абдрашитов, Андрей Смирнов. На Украине травили Киру Муратову, в Казахстане — Булата Мансурова.

А Тарковский и Иоселиани, покинув родину, и вовсе снимали за границей. Недовольство в кинематографической среде назревало нешуточное. Вот на каком фоне произошел V съезд кинематографистов. Главным для партийной верхушки в условиях назревающего бунта было удержать власть над «самым главным из искусств».

ЦК сделал ставку на Элема Климова как нового руководителя союза — все же коммунист, из проверенной партийной семьи. Это было ошибкой: Климов не позволил манипулировать собой.

Благодаря V съезду СК был поставлен заслон кино официозному, правда бунтующие киноромантики, полагавшие, что свободное место в сознании миллионов теперь займут Бергман и Тарковский, ошиблись. Этого не произошло. И для всех стало полной неожиданностью, что идеологически воспитанная публика вскоре, совсем как в фильме Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов», потребует грубых зрелищ, а кинематографисты станут снимать ей на потребу.

— То, что произошло на съезде, было закономерно и необходимо. Но новая «модель кинематографа» — это уже конкретное действие, в котором дал о себе знать дилетантизм, — размышляет режиссер Глеб Панфилов.

Тем не менее шлюз был открыт: цензура была ликвидирована, а мировое кино получило доступ на наш экран.

Новости СМИ2

Екатерина Рощина

Что дамы получат от Вайнштейна

Ольга Кузьмина  

Большой театр обвинили в расизме

Георгий Бовт

Денег что-то многовато

Никита Миронов  

Корпоратив или премия? Конечно, корпоратив!

Игорь Воеводин

Наш флот мог бы быть сильнейшим в мире

Сергей Лесков

Как проходила эволюция галактик

Антон Крылов

Во всем виноват Сталин

Генерал Мороз был предателем. Правда и мифы о Битве за Москву

Построили стену из кирпичей собственного производства

Правильно распределяйте свое время на экзамене

Чтобы попасть в мишень нужны не глаза, а чувства