Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Второго Плетнева не будет

Развлечения
Второго Плетнева не будет

[i]Редко бывает, что музыкальные события планируешь себе на год. Ну, Пасхальный фестиваль. Ну, бывает, Конкурс Чайковского. «Декабрьские вечера», конечно. Премьеры Большого театра и «Геликона». Гастроли Мариинки. Обязательно – концерты Михаила Плетнева, тем более что в последние годы он добавляет им масштаба.Например, в 2004 году сыграл цикл «Шопениана» (посвятил памяти своего педагога по ЦМШ Евгения Тимакина). Теперь вот – «Бетховенские Академии»: в сезоне 2005/06 исполняет в зале «Оркестрион» все бетховенские симфонии (как дирижер) и Концерты (как пианист).Здесь, в «Оркестрионе», мы и встретились с его первым педагогом Кирой Александровной Шашкиной, человеком чрезвычайной скромности, неизменно предпочитающей оставаться в тени и не дающей никаких интервью.[/i][b]– Кира Александровна, все-таки, мне кажется, ваша встреча с Михаилом Плетневым когда-то была неслучайна. С какого возраста вы стали с ним заниматься?[/b]– Ему было 7 лет, он поступил в первый класс Казанской спецшколы.[b]– Но родился же он в Архангельске?[/b]– Да, но потом они жили в Саратове, а потом его папа работал в Казанской консерватории. Замечательнейший музыкант, великолепный человек, удивительный.[b]– А мама пианистка?[/b]– Да, Ольга Дмитриевна работала концертмейстером в консерватории.[b]– Когда вам его привели, какое впечатление он произвел?[/b]– Я его знала дошкольником. У Плетневых не было квартиры, они жили в консерваторском классе. И маленький Миша все время крутился среди музыкантов.[b]– А правда, что на вступительном экзамене в музыкальную школу он играл на балалайке?[/b]– Он вообще-то играл на многих инструментах. В частности, на баяне. А вот на рояле не играл. Рояля у Плетневых просто не было.[b]– А на скрипке? Есть фотография, где он со скрипкой.[/b]– Да у них много домашних фотографий, с дудочками со всякими. Я считаю, если бы родители дали ему в руки скрипку, он был бы гениальным скрипачом. Но родители выбрали фортепиано.[b]– Ольга Дмитриевна, конечно, следила за вашими занятиями?[/b]– Она никогда не вмешивалась.[b]– Кира Александровна, но вы, наверное, сразу увидели в Мише что-то особенное?[/b]– У него был потрясающий слух. Огромнейшая тяга к музыке, удивительные способности к композиции. Море фантазии – он все время сочинял! Все время приносил что-то новое, показывал. Он учился по композиции у Альберта Семеновича Лемана…[b]– Но это уже много позже, в Московской консерватории…[/b]– Нет, ведь до Москвы Альберт Семенович преподавал у нас в Казани. Я училась у него как пианистка.[b]– Он еще и фортепиано преподавал?[/b]– Он же пианист, он же окончил Ленинградскую консерваторию у Голубовской и Нильсена, а по композиции – у Шостаковича. И в Казани мы все варились в одном котле – пианисты и композиторы… Леман сам был из Вольска, он поволжский немец, хлебнул в этой жизни, как и Керер, и Рихтер. Но по духу он был, конечно, петербуржец… И в Москве Миша-то поэтому, по старой памяти, и пошел к нему в класс как композитор.[b]– Вернемся чуть назад. Из Казани Плетнев переехал в Москву сначала в Центральную музыкальную школу, к Евгению Михайловичу Тимакину. А вы?[/b]– Конечно, я приезжала и слушала его. Он ЦМШ окончил на год раньше. В Казани 6 лет учился, потом в московской ЦМШ 4 года. И он настолько был готов к работе с Тимакиным в ЦМШ, что ему не приходилось перестраиваться. Так же как потом в композиторском классе у Лемана в Московской консерватории. Процесс просто пошел дальше.[b]– А как пианист он в консерватории учился у Якова Флиера. И Флиер говорил, что один урок с Плетневым для него – все равно что самому два сольных концерта отыграть. Такой был трудный ученик?[/b]– Для меня он никогда не был трудным. Мы всегда настолько любили друг друга! И всегда настолько искренне друг к другу относились, что для меня трудности другие – научить хорошо играть.Хотя отношения очень тонкие. Но вообще, конечно, чем талантливее человек, тем он сложнее.[b]– А мне кажется, что Плетнев просто ужасный нелюдим.[/b]– Ничего подобного! Он удивительно чуткий, нежный человек. Его внешняя нелюдимость идет от того, что он просто отгораживается от всего ненужного.[b]– Руки у Плетнева-пианиста небольшие, и телосложение не такое уж мощное – он не Николай Петров и не Денис Мацуев. А рояль – вещь физически трудная…[/b]– Мне не хочется этого вопроса касаться. Мы много работали, хитрости даже какие-то придумывали.[b]– Вы сейчас работаете в ЦМШ в Москве. Михаил Васильевич что-то делает для школы?[/b]– Конечно. Например, в прошлом году дал пять тысяч долларов на премии победителям международного конкурса ЦМШ.[b]– Я прочла про него как-то: сверхвиртуоз. Мне термин показался обидным.[/b]– А мне это понятно. Миша действительно гораздо выше чем просто виртуоз. Знаете, как Лист говорил: чтобы стать выше виртуоза, надо сначала стать виртуозом. Сейчас технический уровень пианистов очень высок. Но при этом, мне кажется, наступает или уже наступил кризис. В чем он? Пианисты, играя произведения разных авторов, играют самих себя, демонстрируя свои пианистические возможности. И таких очень много. Обидно, что музыка превращается просто в какое-то шоу. Не буду называть фамилии.[b]– Они хорошо известны.[/b]– Миша настолько отличается от них – своим служением музыке. Он же оригинален не в том, что оригинальничает, а именно в том, что играет от автора. Не как соавтор, а от имени автора. Посмотрите в текст: он все играет абсолютно точно. Находит такие подробности, такие тонкости, которых не замечают другие.[b]– Много лет назад я слышала его неожиданное выступление на концерте во Дворце съездов, где он играл Венгерскую рапсодию Листа – остроумно, эстрадно, с закидонами. Была поражена его «несерьезностью».[/b]– Да он же очень остроумный человек! Не только за роялем, но и в жизни. Просто его надо хорошо знать.[b]– Один его сокурсник по консерватории рассказывал, что однажды, зайдя в класс, где занимался студент Плетнев, он обратился к нему с вопросом, и Миша, отвечая ему вполоборота, стал второй этюд 10-го опуса Шопена вместо правой руки играть левой. Так не бывает! Его и правой-то не всякий сыграет…[/b]– Да, у Миши все возможно.[b]– Он что, истязает себя техническими упражнениями?[/b]– Нет! У него удивительный склад ума. Я даже уверена, что он много времени за инструментом не проводит. Вся основная работа у него происходит внутри.[b]– Но невозможна такая ровность пальцев без тренировки.[/b]– Дело же не в руках, а в ушах. Я всю жизнь занимаюсь с учениками не пальцами и не беглостью. Я уши их воспитываю! И с Мишей так было.[b]– И вы до сих пор дружите? На все концерты ходите?[/b]– Я даже из Казани приезжала на все его концерты.[b]– А как вам кажется, Михаил Васильевич растет как музыкант? Или сразу был задан такой уровень, который превысить трудно? Ведь редко какое его выступление не назовешь безукоризненным.[/b]– К огромному счастью, каждый раз происходит восхождение. И дирижерское, и исполнительское, и композиторское. Каждое его выступление – это этап, и так все выше, выше, выше…[b]– Выше некуда.[/b]– Есть куда. Я в это верю, я же вижу, что он растет, меняется. Это счастье огромное.[b]– Почему он бросил преподавать? Я, например, помню, у него один хороший ученик даже играл на Конкурсе Чайковского.[/b]– Миша к тому времени организовал оркестр. Тогда и оставил преподавание. Это же совместить невозможно. Между прочим, в дирижерской профессии есть все: и исполнительство, и педагогика, и общение с музыкой. Если б я быламужчиной, я хотела бы стать дирижером.[b]– А уж как эта профессия тешит честолюбие властью над людьми![/b]– Не знаю, я человек не честолюбивый… Но вот Миша тогда консерваторию оставил именно поэтому. Я мечтаю, чтобы он все-таки преподавал хоть немножечко. Ему надо работать уже со зрелыми музыкантами. А не возиться, как мы: быть и нянькой, и уборщией…[b]– Он даже мастер-классы не дает?[/b]– Дает. В Московской консерватории. И в Петербурге, насколько я знаю.[b]– С каких сочинений Бетховена он начинал в первых классах?[/b]– Много всего играл. Багатели, Сонаты. Что именно было первым – не вспомню.[b]– А что вообще осталось в памяти из его детских исполнений?[/b]– Он часто выступал. Концерт Гайдна играл с оркестром, Второй концерт Шостаковича. Однажды был очень престижный концерт, играли и Рапсодии, и Баллады. А маленький Миша, совсем кроха – Ноктюрн Грига. И произвел на всех самое сильное впечатление. Даже в газетной рецензии так написали.[b]– Да вот он не так давно в Большом зале играл целый букет миниатюр Грига, технически несложных – но ведь гениально.[/b]– Он вообще не склонен останавливаться на одной пьесе. Он в школе играл, например, подряд все двухголосные Инвенции Баха. Подряд все трехголосные. Сонату никогда не приносил какую-то одну часть – обязательно целиком.[b]– Я не так давно была удивлена, что Плетнев посвятил концерт памяти Горовица. А когда он играл – поняла, что есть много общего. Пиано, на котором не пропадает красота звука, виртуозность, конечно. И главное – неосязаемая ткань музыки. Горовиц принадлежит к числу его любимых пианистов?[/b]– Его любимый пианист – Рахманинов. В каком-то смысле – в просветительском, в смысле подвига служения музыке – Плетнев близок к Листу, к Рахманинову.[b]– А из современных? Микельанджели?[/b]– Безусловно.[b]– Гленн Гульд?[/b]– Конечно. Он их знает, изучает, у него много записей.[b]– Я никогда не видела его на чьем-нибудь концерте. Но Рихтера он, например, слушал?[/b]– Думаю, что да.[b]– А у вас кто любимые пианисты?[/b]– Плетнев. И все, кого вы назвали – конечно.[b]– Кира Александровна, а вообще во сколько лет надо начинать ребенка учить играть на фортепиано?[/b]– Меня удивляет, что сейчас очень рано начинают учить детей. Все же зависит от того, каков ребенок. Миша же вот начал играть на фортепиано в 7 лет. Но поскольку он воспитывался в семье музыкантов, он и сам созревал как музыкант… В ЦМШ начинают с четырех лет.[b]– Вы, наверное, знаете, что в России сейчас многие губернаторы отдают предпочтение спортивным школам, а не музыкальным. И правда, музыка вроде бы не жизненно важная часть нашего существования…[/b]– Ну, профессиональным спортом тоже занимаются единицы. Главная задача музыкальной школы – воспитать слушателя, любителя музыки. А многие преподаватели, как их научили профессиональными быть, так и они стремятся воспитывать профессионалов. Но дети могут быть недостаточно одаренными, им просто трудно. И потом они оканчивают музыкальную школу, в лучшем случае берут в руки гитару – и на концертах их не видно. А ведь самое главное – воспитать слушателя, увлечь детей музыкой. На концерты же некому будет ходить.[b]– Почему, по-вашему, Михаил Васильевич затеял эти «Бетховенские Академии»? Почему вдруг так много Бетховена?[/b]– Значит, в данный момент у него потребность пережить все вместе с композитором.[b]– Немодный композитор.[/b]– А у меня один из самых любимых… А кто модный? Да вы посмотрите на афиши – там буквально фигурируют одни и те же авторы, более того – одни и те же произведения. Надо быть просветителем. Я в этом смысле Мишу очень поддерживаю. Сыграть всего Бетховена – это очень важно.[b]– Как вы оцениваете его сегодняшнюю трактовку? С каким ощущением слушаете?[/b]– Он играет от имени Бетховена. Я представляю себе, что именно так сам Бетховен и играл.[b]– Ну, Бетховен рояли крушил.[/b]– Но он был величайшим импровизатором. Эта импровизационность и глубокое проникновение в музыку есть в Мишиной игре.[b]– Плетнев довольно необычно играет Бетховена, с причудами. Вам не показалось?[/b]– Не показалось! Я, понимаете ли, Мишу принимаю всего. Принимаю все, что он делает. Мне это очень дорого, очень близко. Мне даже Пушкин приходит в голову по этому поводу, посвящение Абамелек: «Когдато (помню с умиленьем) я смел вас нянчить с восхищеньем, вы были дивное дитя. Вы расцвели: с благоговеньем вам нынче поклоняюсь я. За вами сердцем и глазами с невольным трепетом ношусь. И вашей славою и вами, как нянька старая, горжусь».[b]– Сколько сейчас у вас учеников?[/b]– Шестнадцать.[b]– Шестнадцать?! Это же очень много.[/b]– На последнем концерте играли абсолютно все – от второго до одиннадцатого класса.[b]– Желаю вам еще одного Плетнева![/b]– Однажды пришел ко мне дедушка моей ученицы, привел внука и говорит: «Вот это второй Плетнев!» Я ответила: «Второго Плетнева не будет!» Каждый должен стать самим собой.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.