Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Великоросс

Развлечения
Великоросс

[i]И все-таки: кто такой [b]Константин Васильев[/b]? Наверное, этого мы уже не узнаем. Да и при его жизни бы не узнали: слишком уж он был негромким человеком.А может, и специально играл роль — иначе больно много сил ушло бы на объяснения: почему у его «Валькирии» рука поднята в нацистском приветствии и вообще не с «ними» ли он.К тому же чего это он так любил «вражьего композитора» Вагнера? Или еще: не тот ли это Васильев, который живет в лесу отшельником? И не тот ли это Васильев, который даже не состоял в Союзе художников? Васильев, наверное, так и останется просто «одним из первых гиперреалистов», и его романтически-патриотические полотна наверняка заслонят собой остальные его же работы, не укладывающиеся в термин «гиперреализм». Правда, Васильев работал над ними, когда гиперреалистическая живопись на патриотические сюжеты из жизни богов и князей-героев еще не стала официально одобренной модой и приветствовалась только в виде иллюстраций к детским сказкам. Тогда ему было трудно писать по-своему. Он вообще прожил свои тридцать три года не слишком легко, то есть именно так, как должен прожить художник. И погиб так, как не должно было быть, но так нелепо, как у них, художников, случается часто.[/i][b]Блажен, кто посетил...[/b]В его персональный музей захаживают иногда очень странные и очень разные люди. Иные вообще смахивают на пришельцев из прошлого — представители всяческих федераций древних кулачных боев России. Или сумрачные кузнецы с седыми кудрями, толкующие о национальном самосознании.Сам Васильев родился тогда, когда «национальное самосознание» было не фразой, а способом выживания. Майкоп, оккупированный немцами. Обстрел. Хибарка, в которой ютятся: хозяйка, две дочери хозяйки, бабушка, ее дочь на сносях и маленькая внучка со второй дочерью. Правда, немецкий офицер, осматривая как-то все это хозяйство, сказал, что если роженице будет плохо, он вызовет ей лекаря. Не вызвал. Ни света, ни воды — ничего не было, роды принимала старая женщина, проработавшая двадцать лет санитаркой. Так во время обстрела он и родился — сын советского партизана, коммуниста, руководителя производства.Потом в сорок шестом их семья (все уцелели, родилась еще дочка Валечка) переезжала в Казань, и их корабль плыл по Волге мимо Сталинграда. Черпать воду из реки запрещалось — у берега по-прежнему лежали трупы.Потом Константин Васильев решит написать цикл портретов военачальников, он даже начнет этот цикл портретом Жукова, но не успеет закончить.[b]Огород по системе Мондриана [/b]Теперь мало кто поверит в то, что из Кости Васильева, ученика московской художественной школы при Суриковском институте и реалистического певца русской былины мог получиться апостол авангарда. Но он действительно таковым стал — на какой-то момент. Наверное, и школа виновата, и Казанское худучилище тоже: тогда Котька с приятелем Сашкой Жарским разрисовывал потолки в комнатушке (снимали на пару) силуэтами греческих богинь и рассматривал полузапретные каталоги Дали и Пикассо — их франт и умница Жарский привозил из самого Парижа.[b]Валентина Васильева, сестра художника и директор московского музея Васильева: [/b][i]Константин даже огород у нас копал, копируя рисунки легендарного кубиста Пита Мондриана! Вскопает кусочек с одной стороны, кусочек — с другой, соединит их треугольничками... Ты чего делаешь, спрашиваю. «Понимаешь, так, по системе Мондриана, вроде бы быстрей получается...» [/i]У него все получалось «не так», в том числе и писать «по-новому». А когда близкие приставали с вопросами (дескать, что ты хотел сказать этим вот сюрреализмом?), он пожимал плечами и отвечал: «Вы в «Апостоле» что видите? Цепи, отходящие от женских грудей... Все в мире — от женщины? Значит, так оно и есть. Как хотите — все правда».Но потом в 64-м как-то вдруг все изменилось. Свои прежние работы Костя просто решил выкинуть: «Не наше это все». Почему? «Просто ощутил, где живу». А цветовые коллажи он все до единого сжег.Это уже потом его назовут «Васильевым из Васильева» — из того Васильева, что на самом берегу Свияги, среди лесов, смахивающих на грустные чащобы Билибина и шишкинский мрачный бурелом. Костя просто поразмыслил однажды — и поволок свои «дализмы» на помойку.Его друг, Геннадий Пронин, теперь директор казанской галереи Васильева, почти со слезами выпросил у него «забракованные» картины.Вернуться к «пройденному» Васильев уже никогда не пытался: во всем, что касалось живописи, он был абсолютно категоричен. Работал жестко, очень по-мужски, не отрываясь, даже в семь лет, когда ему впервые сделали удивительный подарок — карандаши.[b]Мужчина в доме [/b][b]Валентина Васильева: [/b][i]Жили мы, в общем-то, достаточно патриархально. Отец приходил с работы, мы садились за стол, а потом отец вслух читал Гоголя... Родители были безусловным авторитетом. Костя много читал, откуда-то добывал книжки. Тогда ведь просто неприлично было не записаться в библиотеку — в Казани была Ленинская библиотека, да и друзья приносили исторические книги, легенды...[/i][b]— Как возник васильевский псевдоним Великоросс? [/b]— Костя говорил: все мы великороссы — надо же кому-то об этом помнить... Он помнил. За это ему и попадало. За то, что не писал героических сталеваров и знатных колхозниц. Чего это у него, спрашивается, все старина какая-то, и не только, главное, русская, но и какая-то то там скандинавская...[b]Валентина Васильева: [/b][i]Ну просто ему нравились красивые люди! Поэтому он и рисовал того же Барбароссу Рыжего. Ярко это — огромная борода, корона...Константин ведь очень молодой был. Ну увлекался он этой романтикой, почти бредил, как любой юноша! Вы знаете, так странно получилось: мы ведь его всю жизнь воспринимали как старшего, почти как отца.Наш папа рано (особенно для нас, детей, рано) умер, он был на девятнадцать лет старше мамы, и Котя нам заменил отца. Разница между мной и им была четыре года, но его как мальчишку никто не воспринимал. Помню, какой удивительный был фурор в Васильеве, когда он мне привез из самой Москвы в подарок игрушку.[/i]Валя часто шла к брату: вот, знаешь, надо то и это, и еще прикупить продуктов, починить что-то в доме... Он совершенно безропотно со всем соглашался.Сам он страдал только от одного — когда не мог купить краски. Зарабатывал мало. Однажды гордо принес зарплату: «Мам, вот вам двадцать три рубля», — и усмехнулся... Кем он только ни работал — и оформителем, и декоратором в театре, и художником в фонде культуры, но отовсюду его гнала «неуживчивость характера», по-нашему — неумение вовремя пригнуться и «потерпеть». Из фонда культуры он вообще ушел, хлопнув дверью, когда ему сказали после двух месяцев работы: «Молодой человек, а вас в наших списках не значится...».[b]Женщина в доме [/b]Подопечных в семье было без счета. У него и писать появлялась возможность только по ночам, когда кутерьма в доме заканчивалась. У Вали тогда росло трое детей, и по вечерам Котя непременно брал младшую племянницу на руки, почти закидывал ее на плечо и шел к холсту. Когда дети особенно буянили, их криком разгоняли женщины; Костя морщился и сам кричал Валентине что-то вроде: — Ну что вы на них голос срываете? Ну виноваты дети — дайте подзатыльник, не виноваты — не трогайте их, дайте успокоиться, вот ведь женская логика! Так на нем и висела «обезьянка» нескольких лет от роду, крепко обхватив дядю за шею, а он принимался за свои картины — они все были написаны почти что на кухне.Правда, однажды в молодости у него появилась возможность поработать в спокойной обстановке — только очень уж страшная была эта возможность: заболела его младшая сестра. Грустная девушка в черном с большой печальной овчаркой на поводке — это как раз портрет Люды.Тогда-то, наверное, и началось его увлечение мифами и легендами: Людмила лежала в постели и читала вслух, а Котя писал. Так прошел последний год Люды.Она умерла. Он, кажется, так на всю жизнь и привязался к имени Людмила. Только вот подходящих Люд все не было. Он искал и искал — наверное, ему очень хотелось, чтобы «его» девушка была такой, как Елизавета Ксаверьевна Воронцова с портрета Соколова, но непременно с голубыми глазами. И непременно любила музыку, причем классическую, желательно Вагнера — того самого, которого обожал он сам за «Кольцо Нибелунга» и «Смерть Зигфрида». Он нашел свою Людмилу.Любовь к музыке их свела, она же и развела: в реальности произошла сцена из Марлена Хуциева.Помнится, герой «Весны на Заречной улице» пришел в гости к своей Татьяне Сергеевне, а та, заслушавшись классикой, звучавшей по радио, попросту проигнорировала влюбленного. В городе Казани в роли Татьяны Сергеевны выступил Константин: он требовал полной и безоговорочной тишины, пока звучала его излюбленная вещь, а какая женщина способна эту тишину соблюдать на импровизированном домашнем концерте? Он и выдал в присутствии друзей: мол, или слушай, или нет, третьего не дано, и далее в том же духе. Люда не стерпела; на том история их отношений и завершилась. Впрочем, скорее всего, это был просто предлог или последняя капля.Константин прекрасно понимал, что такое дом и дети — все-таки сестра с семьей жила рядом. И главное — он боялся. Не только боялся, но и знал, что именно ТАК и будет: он женится и бросит писать. И начнет думать совсем о другом: как найти деньги, как прокормиться.Была, правда, еще и девушка с поэтичной фамилией Асеева, большими глазами и длинными музыкальными пальцами, роман с которой стал...портретом — и только.[b]Валентина Васильева: [/b][i]Мы с Леной общались долгое время, созванивались, но вот сейчас как-то потеряли друг друга из виду: и она, и мы несколько раз переезжали, меняли телефоны...Меня многие спрашивали: вот почему это у Васильева на полотнах все время женщины только с голубыми глазами. Не знаю...[/i][b]Велено не пущать [/b]В ноябре 76-го в Зеленодольске устроили его персональную выставку, народ валил валом и требовал: «Автора!». Автор отнекивался: ну не любил он встреч с почитателями, хоть они частенько к нему захаживали, а то и оставались «погостить» — нельзя же было паломников откуданибудь из Сибири на улицу выгонять.К Васильеву в начале семидесятых «ломились» все и отовсюду, и отказать никому не представлялось возможным. Пожалуй, никто и никогда не тяготился так своей популярностью, как Васильев. «Вот ведь жили лет сто назад, — мечтательно цедил он сквозь зубы, — сидели хозяева дома, чай кушали. К крыльцу подъезжали дрожки: «Барин дома?» — «Не принимает, не велено пущать». И весь сказ».Его, человека, всю свою жизнь проведшего пусть не в обиде, но в весьма ощутимой тесноте, почти преследовала мечта о доме — совсем своем доме, старинном особняке с большими окнами, светлыми высокими потолками...Наверное, в какой-то момент он просто очень устал: все-таки слишком уж мало его жизнь походила на жизнь художника, тем более «вольного». Наверное, выход был, но Васильев его выходом не считал. «Тебе уехать в Москву не хочется?» — спросила однажды Валя. «Что я там забыл? Все эти сборища: мол, ты, Васек, очень гадкую картину сделал и вообще живешь не с теми... Не по мне это, понимаешь?» Скорее всего, он просто «пошел на принцип»: я, дескать, могу творить и без вашей тусовки, более того — с ней у меня творить не получится. Кажется, у него бы и впрямь не получилось: он слишком уж «питался» своим заколдованным лесом, там был его «храм» — та самая «Лесная готика», которая стала его эмблемой. Он жил на своей земле и за это готов был платить дорогую цену. Каждый день ходил пешком несколько километров на работу. И внутри себя самого почти все время оставался один.Отшельником он, правда, не был. У него и в столице были друзья, с которыми он не прочь был и попировать — по-нашему, по-бразиль...То есть по-русски — с беседами и «душевностью».— Он вообще был очень самоуглубленным человеком, но только не самодостаточным, — это [b]Анатолий Доронин, военный журналист и «васильевец»[/b]. — Он мог часами сидеть в компании, молча с улыбкой слушать окружающих, а потом вдруг резко переключить все внимание на себя — роль души компании ему легко давалась, равно как и просто роль слушателя.«Люди своего круга» у него тоже были — вернее, он создавал их сам.Если хотите — он занимался тем самым толстовским просветительством.[b]Анатолий Доронин: [/b][i]Как бы высокопарно это ни звучало, но Константин из обычных провинциальных рабочих создал совершенно других людей. Один из его друзей, Кузнецов, учился в МФТИ, был любимым учеником Ландау. Многие до сих пор что-то сочиняют, стихи пишут... Перед самым концом у него даже появился ученик в живописи — Геннадий Калинин.[/i]Васильев устраивал коллективные обсуждения своих работ для близких, очень торжественно их обставлял — просто создавал себе праздник. Обычно за несколько дней друзьям объявлял, что будет открывать картину на такую-то тему и просил их «принести свои духовные подарки». Придя с работы, расчищал комнату, посередине ставил мольберт, накрытый холстом, собирались знакомые и начинали фантазировать на заданную тему: герои Скандинавии или какая-нибудь русская легенда... Читали стихи; рисовали воображаемые картины. Константин слушал себе в сторонке, а потом снимал холстину. И улыбался — как будто был много-много старше всех тех, кто сидел рядом с ним.[b]Линия жизни [/b][b]Валентина Васильева: [/b][i]Думаю, какая-то часть его души и впрямь была много-много старше реального Константина. Я даже испугалась однажды, когда он написал автопортрет, на котором — злой, рыжий, бородатый мужик... Мы ведь его такого вообще не знали! Однажды мы сидели с ним вдвоем, и он (то ли в шутку, то ли всерьез) протянул мне ладонь и сказал: «Валя, смотри, у меня линия жизни очень короткая, мне торопиться надо...». Получилось, действительно «надо»...[/i]Последняя работа его была «Человек с филином» — та самая, на которой в ногах сурового старика сгорает лист старинной грамоты с надписью: «Константин Великоросс. 1976».29 октября 1976 года Костя с другом Аркадием Поповым ушел на выставку художников Казани, его ждали поклонники, требовавшие «сатисфакции» — искусствоведческих объяснений. Идти ему предстояло несколько километров. Обратно он не возвращался три дня.Потом его принесли. На железной дороге Костю и Аркадия сбила электричка.Хоронили Константина под его любимого Вагнера, а по Москве уже полз слух (быстро, впрочем, угасший): убили духовного лидера, и его «нишу» былинно-патриотического художника уже никто не займет.Потом оказалось — займут. Больше того, спустя некоторое время обнаружилось: кто-кто, а Васильев «ниши» не занимал и на громогласное «лидерство» не претендовал.Просто жил, как жилось. У некоторых это получается.[b]НА ФОТО: [/b][i]«Автопортрет». 1976 [/i][b]Досье «ВМ» [/b][i]Константин Алексеевич Васильев — художник, график. Известен как один из основоположников гиперреалистической эпической живописи в СССР. Родился 3 сентября 1942 года в Майкопе. С 1949 года постоянно жил в поселке Васильево под Казанью. Обучался в московской средней художественной школе при Институте имени Сурикова. Окончил Казанское художественное училище. В профессионально-творческих союзах не состоял. Женат не был.Одним из первых среди художников СССР всерьез занялся дохристианской русской мифологией. Создал цикл полотен на былинные сюжеты («Рождение Дуная», «Бог Свентовит»). Властями обвинялся в недостаточной идеологической подкованности и нежелании воспевать строителей коммунизма. Творческая манера художника также не соответствовала требованиям социалистического реализма: Васильеву не хватало скульптурно-монументальной телесности и жизненного оптимизма.Еще при жизни приобрел всероссийскую известность. Трагически погиб в 1976 году в возрасте тридцати четырех лет.[/i]

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.