Марк Захаров: Мы часто вспоминаем его в театре…
Поистине народного артиста СССР не стало в мае 2009 года. Но благодарные зрители по-прежнему снова и снова пересматривают любимые фильмы с его участием: «Щит и меч», «Служили два товарища», «Тот самый Мюнхгаузен», «Полеты во сне и наяву», «Ностальгия» и др. Корреспондент «Вечерки» позвонила в Ленком - театр, в котором много лет служил Олег Янковский, и поговорила с его худруком Марком Захаровым.
- Марк Анатольевич, сегодня, в день рождения Олега Ивановича, вспомнят ли о нем коллеги?
- Вы знаете, широкого юбилейного торжества у нас не будет. Просто мы его вспоминаем каждый день. И почти во всех своих интервью мы отдаем должное памяти этого человека, столько сделавшего для театра и российского кинематографа.
- В будущем году Янковскому исполнилось бы 70 лет…
- Да, и на будущий год мы, конечно, эту дату постараемся отметить как-то более значимо и весомо. Поскольку Олег Иванович остается и продолжает быть нашим любимым артистом. Поэтому мы часто вспоминаем о нем на наших репетициях. Иногда наши постоянные зрители даже находят что-то общее между некоторыми нашими молодыми артистами и Янковским.
Это, конечно, не очень правильно и корректно - он был неповторимым, уникальным человеком, и такого больше не будет. Но, тем не менее, это приятно, что о нем зрители помнят и направляют свою любовь на тех артистов, которые на него похожи… И вот про Антона Шагина (главный герой фильма Валерия Тодоровского «Стиляги» - Н.Б.) сейчас говорят, что он чем-то напоминает Олега. Мне это приятно - что остается такая преемственность в памяти о ведущих мастерах Ленкома.
- У Янковского ведь был совершенно уникальный артистический диапазон…
- Да, он мог играть очень многое. Он обладал даром характерного артиста, несмотря на роли героического свойства (центральные мужские роли). Он обладал своеобразным юмором - посмотрите, как в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» он был прекрасен и неотразим… А ведь в приглашении Олега на эту роль был элемент риска. Он всё-таки сложился как актёр совсем не комедийного толка. Но к чести Олега, в его актёрской палитре нашлись комедийные краски, которые в фильме получили достойное воплощение… Глаза у Олега Янковского оказались умными, а внешний облик — хотя и не слишком комическим, но достаточно забавным. Он очень тонко, очень трепетно аккумулировал в себе нашу общую печаль. И восторг сочинителя, и пафос истинного правдолюбца.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Роман Балаян, режиссер:
- Почему я решил пригласить его в «Полеты…»? Мне кажется, что у Олега было то, чего нет у многих: он в кадре и над ним. Было ещё что-то, кроме того, что он говорил, в его лице, в его глазах.
…Мне интересно лицо Янковского. Оно «работает» в любом возрасте: и в двадцать, и в пятьдесят лет. В любое время — его можно было снимать, скажем, в эпоху немого кино. <…> По его лицу не видно, какой он человек. Никто заранее не знает, не в состоянии определить, плохой он или хороший. Его взгляд способен выразить немыслимую амплитуду: от мерзавца до святого.
Татьяна Друбич, актриса:
- Янковский сыграл гениально (в «Анне Карениной» Сергея Соловьева - Н.Б.). Захватывает дух от его исполнения роли Каренина. Все акценты в фильме смещены в эту сторону… Большой человек большой судьбы, большой карьеры, большого ума, большого внутреннего понимания того, как должно быть. И он делает всё, как должно быть.
Павел Лунгин, режиссер:
- Я взял Янковского на роль митрополита Филиппа (в фильме «Царь» - Н.Б.) потому, что лучше актёра у нас сейчас нет…
Он был мощным столпом картины. Меня поразило, как он работал. Это старая школа. Невероятная внутренняя готовность к работе. Готовность бесконечно повторять, пробовать. Абсолютное отсутствие звёздности, капризности, эдакого актёрского свинства актёра, когда унижают зависимых: костюмеров, ассистентов, гримёров. Это человек, воплощавший собой уходящее, если не ушедшее из русской жизни, качество «великодушия», внутреннего благородства…
Когда я начал снимать «Царя», Олег был ещё здоров… И роль митрополита Филиппа очень была для него важна. И не знаю сейчас, кто смог бы её сыграть. Я видел в Каннах, как плакали не только русские, но и французы, и американцы, посмотрев картину. И я позвонил Олегу Ивановичу, поздравлял его с успехом. За три дня до его гибели. Он ведь никогда не говорил о болезни, мужественно молчал….
Вадим Абдрашитов, режиссер:
- Удивительно: при отсутствии грима он везде разный (в фильмах Абдрашитова «Поворот» и «Слово для защиты» - Н.Б.). Это же феноменально — ведь нет никаких внешних примет перевоплощения…
Виктор Сухоруков, актер:
- Он знал, кто он есть, не навязывая это другим, не требуя от других быть другими. Этому трудно - соответствовать или подражать, необходимо терпение. Он настолько уважал людей вокруг себя, что, даже если ему что-то и не нравилось, молча пожимал плечами, но никогда не относился к кому-то с презрением… Все время немного улыбки, чуть-чуть печали, он словно существовал в своих образах, которые действительно отличали его от всех остальных актеров нашего времени. Я бесконечно рад и горжусь тем, что он мой современник, человек моей эпохи.
Блогер Анна О. (Санкт-Петербург):
- Только пересмотрела фильм «Барон Мюнгхаузен». Как прекрасны были Вы, Олег Иванович, что создали такой замечательный образ. Ваша аристократическая осанка, интеллигентность и ваши необыкновенные глаза, ироничные, умные и добрые. «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Так жаль, что последняя сцена стала для меня будто прощальной - вы улыбаетесь всем зрителям и уходите по лестнице в небо, теперь уже навсегда. Нет и ваших коллег - Игоря Кваши, Александра Абдулова, трогательного слуги Томаса - Катина-Ярцева, Семена Фарады. И всегда кажется, что вы вернетесь в 6 дня…
Блогер N.Born (Dortmund):
Настоящий Мюнхаузен! Придумал и рассказывает всем, что умер….