Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Сто лет Музею Востока: как корреспондент «ВМ» работал в нем помощником

Сюжет: 

Специальный репортаж
Развлечения
Сто лет Музею Востока: как корреспондент «ВМ» работал в нем помощником
Корреспондент уже надел было перчатки, чтобы помочь работницам музея в этом прекрасном занятии, но встретил с их стороны явный протест и сопротивление / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Музею Востока в этом году исполняется 100 лет, и корреспондент «ВМ» отправился туда, чтобы поучаствовать в качестве добровольного помощника в подготовке к этому событию.

Музей Востока — единственный в России культурный центр, специализирующийся на хранении, изучении и популяризации искусства стран и народов Востока. Он открылся ровно век назад — 30 октября 1918 года, и за свою столетнюю историю сменил несколько названий, побывав Музеем Аrs Asiatica, Музеем восточных культур и Государственным музеем искусства народов Востока. Не раз меняя свой адрес, в 1984 году он, наконец, обосновался на Никитском бульваре в так называемом Доме Луниных — городской усадьбе первой четверти XIX века. Собрание музея насчитывает около 150 тысяч произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства. Администрация любезно разрешила корреспонденту «ВМ» участвовать в оформлении приуроченной к юбилею выставке.

Сто лет Музею Востока: как корреспондент «ВМ» работал в нем помощником Музей отрылся ровно век назад — 30 октября 1918 года / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Меня представили миловидной женщине, хранителю Музея Востока — Вере Мясиной. В одном из залов она как раз занималась тем, что отпаривала утюгом женский костюм. Надет он был на манекен. Рядом с Верой работала не менее миловидная Лидия Рославцева — кандидат исторических наук, эксперт по искусству народов Крыма и Кавказа. Когда я подошел, обе они горячо обсуждали, как именно «подавать» зрителю этот экспонат.

— Есть очень мудрая армянская пословица: «Одному Господь дает плов, а другому — аппетит», — сказала Лидия Вере, но я не понял, что имелось в виду. Через несколько минут стал свидетелем того, как старинное армянское платье украшали накидкой с золотым шитьем. И, как мне пояснили Вера и Лидия, платье было девичье, а вот такую накидку могли носить только замужние женщины. Об этом и возник между женщинами спор.

Сто лет Музею Востока: как корреспондент «ВМ» работал в нем помощником Музей отрылся ровно век назад — 30 октября 1918 года / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

— А мы сейчас передничек красивый к ней подберем, вот и не будет такого контраста, — предложила Вера.
Корреспондент уже надел было перчатки, чтобы помочь работницам музея в этом прекрасном занятии, но встретил с их стороны явный протест и сопротивление.

— Постойте! — хором ринулись они ко мне. Я так и замер с поднятой рукой в нескольких сантиметрах от манекена. Как они объяснили, прикасаться к музейным экспонатам могут только специально обученные люди.

— Хотите помочь? — немного успокоилась Вера. — Что ж, можем в таком случае вручить вам отпариватель и копию платья. А к оригиналу вы — ни-ни…

Сто лет Музею Востока: как корреспондент «ВМ» работал в нем помощником Китай оказал сильное влияние на Корею, а она в свою очередь — на японскую культуру / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Пришлось мне молча подчиниться.

В следующий час я узнал много нового об эталоне женской красоты на Востоке. Об этом рассказали все те же Вера и Лидия.

— Оказывается, женщина должна была быть крепкой, ее лицо — белым, без какого-либо признака загара, — просвещала меня Лидия. — А волосы ее — обязательно длинные и черные.

Я услышал рассказ об истории Древней Армении и Грузии. Диву давался, сколь много знают эти дамы.
Выставка займет шесть залов. И в каждом будет представлен свой регион: Центральная Азия, Кавказ, Китай, Корея, Япония, Юго-Восточная Азия. Везде — свои каноны красоты, и часто — диаметрально противоположные.

Как рассказала присоединившаяся к разговору куратор корейской коллекции Ирина Елисеева, место для своих экспонатов она отвоевывает, что называется, "с боем".

— Почему-то мало кто знаком с корейскими традициями. Все Китай да Япония, — вздыхает она. — А у меня в коллекции есть вещи, которые использовались еще до разделения страны на части. Кстати, если говорим о стандарте женской красоты, то он у них был один.

Сто лет Музею Востока: как корреспондент «ВМ» работал в нем помощником В каждом зале выставки будет представлен свой регион: Центральная Азия, Кавказ, Китай, Корея, Япония, Юго-Восточная Азия / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

— Что, и им тоже, как в Китае, бинтовали ноги, чтобы не росли? — эмоционально реагирую я, поскольку всего несколько минут назад узнал об этом диком, на мой взгляд, обычае. Полоской ткани девочкам-китаянкам привязывали к ступне все пальцы ног, кроме большого, и заставляли ходить в тесной, на размер (или два) меньшей обуви, отчего ступни деформировались. Это считалось признаком элитарности.

— Нет, не только это, — поясняет, улыбнувшись, куратор корейской коллекции. — Они не должны были загорать, брови у них покрывались золотой пудрой, женщина должна была быть изящна, с небольшой грудью и широкими бедрами. Китай оказал сильное влияние на Корею, а она в свою очередь — на японскую культуру, — Ирина указывает на щедро расшитое золотом платье. — Вот одежда кисэн, корейских гейш. Эти женщины предназначались для разного уровня утех: и для сугубо сексуальных, и для интеллектуальных. Одним запрещалось петь и танцевать, другим — заниматься с клиентами сексом. Хотя, не думаю, что запреты были такими уж строгими. Кисэны высшего «разряда» обучались хорошим манерам, могли выбирать себе покровителя и никогда не находились в полной зависимости от мужчин. Я бы их назвала куртизанками — элементы первой древнейшей, безусловно, там присутствовали.

Сто лет Музею Востока: как корреспондент «ВМ» работал в нем помощником А платье я отпарил все-таки неплохо / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

А платье я отпарил все-таки неплохо. Но правильно надеть его на манекен не сумел: оно все время сползало куда-то вбок и никак не хотело сесть по фигуре.

— Позвольте нам, — вежливо предложили свою помощь Вера и Лидия.

А я понял, что как ни старайся, а так, как у этих женщин, у меня никогда не получится.

Евгения Карлова, заведующая отделом искусства стран Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Южной Азии:

— То, что кажется красивым нам, таковым не является для жителей Востока. У нас и в Азии — стандарты красоты совсем разные. И это миф, что изображать человека в исламском искусстве запрещено. В нашем музее, причем в постоянной экспозиции, есть изображение Пророка на одной из сирийских миниатюр. На выставке присутствует несколько разделов, посвященных женщине. Они называются: "Женщина как скрытое сокровище" , "Женщина как боевой товарищ» , "Женщина-царица", "Женщина как арт-объект" и "Женщина как мать". Так что выставка очень интересная.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.