Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Борис Любимов: Снять некое «пятно» с Большого театра можно только замечательными спектаклями

Сюжет: 

Нападение на балетмейстера Большого театра Сергея Филина
Развлечения
Борис Любимов: Снять некое «пятно» с Большого театра можно только замечательными спектаклями
Борис Любимов ответил на вопросы «Вечерней Москвы» / Фото: Шарифулин Валерий

Все новые подробности дела Сергея Филина, всплывающие махинации театральной администрации, откровения прошлых и нынешних работников театра, - всего и не перечислишь. «Массовая доля» Большого театра в СМИ стремительно возрастает, но с той же скоростью происходит и обратный процесс – рушится его имидж.  На вопросы «ВМ», связанные с утрачиваемой репутацией Большого театра, отвечает Борис Любимов, профессор, ректор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина.

- О Большом театре сейчас говорят много, и, увы, разговор этот почти совсем не касается искусства – только скандалы. Скажите, на ваш взгляд, в таких условиях у театра есть шанс «реабилитироваться» в глазах общественности? Снова стать театром, а не поставщиком сплетен?

- Есть шанс, есть необходимость и есть возможность. Вчера ко мне зашла моя коллега, которая накануне была на премьере оперы «Сомнамбула» Беллини в Большом и пришла в восторг от этого спектакля. Вот это самое главное. Главное, чтобы ежедневно открывался занавес, и хорошие певцы хорошо пели, а замечательные танцовщики замечательно танцевали. Ответить на все происходящее, снять некое «пятно» с Большого театра можно только замечательными спектаклями и прекращением всего этого «гуркотания» вокруг ситуации, которая могла бы сложиться в любом театре.

- Могла бы сложиться в любом, но сложилась именно в Большом…

- Люди искусства всегда на виду, а Большой театр – он единственный. И это тоже особая ситуация. Я не говорю о том, лучше он других или нет, но он единственный – Большой. Поэтому, когда там что-то происходит, то, естественно, это сразу приковывает внимание СМИ и интернет-пространства. Заметьте, что когда несколько лет назад убили главного балетмейстера Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, то реакция была гораздо более тихой. Хотя, казалось бы, - убийство…

Здесь же добавляется еще и интрига, ведь предположительно преступление имеет корни в самом театре. А это уже «сюжет для сериала» - подходящая тема для двухмесячных разговоров для всех наших Бобчинских и Добчинский, для дам и приятных и неприятных во всех отношениях.

- Но разговоры не остановить и они уже приносят первые плоды – балетмейстеры отказываются ехать сюда на постановки, все больше шепот о том, что «тут не безопасно»…

- Мне кажется, люди чуть-чуть сошли с ума. В какой-то газете я прочитал, что английские балетоманы хотят бойкотировать гастроли Большого театра в Англии. Каким образом балет Большого театра отвечает за произошедшее? Это все равно, что всем миром бойкотировать Англию за то, что там погибла принцесса Диана…

Самое страшное - чем дальше, тем больше забывается, что главным в этой ситуации должно быть сочувствие и сострадание. Я не знаком с Сергеем Филиным, но думаю о нем вот уже два месяца. Думаю, что этому человеку каждый день больно или очень больно, а память об этом останется на всю жизнь. Это ведь еще и профессия. Театр – это зрелище, балет – это зрелище. И глаза – это твоя профессия. Слепым может быть поэт, балетмейстер слепым быть не может. Виноват он в чем-то или не виноват, хороший ли он главный балетмейстер, правильную ли он вел политику, - это второй или даже третий вопрос. Вот это самое существенное, и это совершенно исключается всеми участниками дискуссии со всех сторон – про боль и нервы не думают.

- Такое ощущение, что трагедия с Сергеем Филиным стала своеобразным детонатором, вскрыла, давно назревший нарыв.

- Да, здесь сошлось слишком много всего: и все то, многолетнее, что накопилось за время ремонта; и обиды, связанные с приглашениями того или иного балетмейстера, и билетные скандалы… Кстати, заметьте, опера пока по большей части молчит. Вообще, последнее время складывается ощущение, что в Большом есть только балет, а оперы как будто и не существует…

- Но что-то ведь надо со всем этим делать?

- Надо дать следствию спокойно довести это дело до конца. Именно спокойно. А то смешно слышать, что триста человека из театра подписали письмо о своем недоверии к следователям. Хочется на это ответить: «Ребята, опомнитесь, это все равно, что завтра триста следователей будет решать вопрос о том, какие партии и какие арии кому раздавать. Вы в расследовании преступлений понимаете ровно столько же, сколько следователи в балете. Дайте им право вести дело так, как они считают нужным». Виновные должны быть наказаны. Заслуживают ли они снисхождения, - это уже следующий вопрос.

Я бы на какое-то время (до суда), вообще, запретил разговоры на эту тему. Надо бы сейчас говорить не об этом, не о том, как в Большом театре прошел ремонт и что там творится вокруг продажи билетов. Давайте поговорим о том, как поют певцы и как танцуют танцоры…

- Может быть, тема бы и начала чуть стихать, если бы ее постоянно не подогревали изнутри самого театра. Ведь дополнительный самопиар никогда не мешал?

- Ну, это уже просто комплекс Бобчинского, который просит Хлестакова, чтобы тот сообщил государю-императору, что есть вот такой Петр Иванович Бобчинский… Конечно, актеры – люди с огромные амбициями, немереным самолюбием и почти всегда завышенной самооценкой. А у балетных плюс ко всему еще и все очень иерархизировано: прима-балерина, солистка, кордебалет, миманс, - перейти из одного состояния в другое посложнее, чем продвинуться в табели о рангах при Петре I. Кроме того, у балетных очень короткий срок – 25 лет, если конечно не брать фигуры ирреального дарования уровня Майи Плисецкой. Если ты за это время не успел стать балетмейстером или балетмейстером-репетитором, то в 45 ты – пенсионер. Поэтому, конечно, даже на этой трагедии кто-то хочет себя успеть заявить, хочет, чтобы услышали его фамилию. Девиз XXI века: «Долой стыд!». Так почему должно быть стыдно артистам балета? Особенно тем, кто не востребован. Ведь идут дни, годы. И завтра-послезавтра на тех, кто громко кричит сейчас, уже никто не посмотрит. Не посмотрят на то, что у них пока еще красивые ноги и пока еще они их могут эффектно раздвинуть, а через пять лет эти ноги будут не такие красивые и не так уж хорошо они раздвинутся (в прямом и переносном смысле), а уже появятся следующие. Следующие, которые выметут их. И это касается отнюдь не только мира балета. Это ужасно, но, к сожалению, это болезнь сегодняшнего века – болезнь гоголевского сумасшедшего: почему я титулярный советник, а не испанский король?..

- На ваш взгляд, теперь, когда все уже случилось, как Большому жить дальше? Способно ли руководство, при котором все произошло, «очистить воздух» театра, или же необходимы именно административные перемены?

- Это очень серьезный вопрос, и однозначного ответа у меня нет. Когда несколько лет назад произошли взрывы на кипрском полигоне, то министр обороны Кипра подал в отставку. Еще один пример достойной отставки подал нам Папа Римский. С другой стороны, как я могу говорить что-то конкретное, находясь вне ситуации? Нужно точно понимать, кто и в чем виноват. Все это должно быть установлено внятно и спокойно, а не в обстановке общей истерии, соответствующими людьми. И когда вина будет доказана, за нее надо будет ответить.

- По сути, есть два пути для создания (или восстановления) имиджа театра – внешний (пиар) и внутренний (творчество). Как по вашему, они должны соотноситься между собой? Что на данном этапе важнее?

- А чем поэт может заявить о себе? Конечно, не своими пьяными дебошами, а стихами. Вне всякого сомнения, в наше время совсем без пиара обойтись невозможно, но ведь это не открытие XXI века. Скандал может сделать событие, но надолго ли его хватит?

Я в этом не большой специалист, но, на мой взгляд, пиар и творчество должны идти, как минимум, параллельно. Пиар-акция всегда посвящена информационному поводу. Вопрос в том, что ты выбираешь этим инфо-поводом: премьеру великого спектакля или тот факт, что твоего начальника облили серной кислотой.

- И все-таки Большому будет сложно восстановить свою репутацию в глазах зрителей?

- Репутация… Вы знаете, лично для меня вся эта история не поставила «пятна» на Большой театр. Ведь Большой – это не только отдельные танцовщики, но и рабочие сцены, и постановочная часть, и опера. Ну почему если один человек что-то совершил, почему «пятно» должно накладываться на всех? Неужели, отныне я должен по-иному оценивать талант Светланы Захаровой? 

За произошедшее отвечаем мы все. И журналисты тоже, потому что именно они создают эту атмосферу, когда «гаденькое» и «солененькое» становится важнее хлеба насущного.

- Но простому человеку все равно сложно смириться с мыслью, что страшное произошло именно в театре. Ведь театр, несмотря ни на что, подсознательно продолжает восприниматься как некий храм, в котором должно сеяться «разумное, доброе и вечное», а тут выясняется, что и в храме совершаются преступления?

- Эту проблему еще Пушкин поставил в «Моцарте и Сальери» - проблему гения и злодейства. Поставил, а разрешить – так и не разрешил…

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.