Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Эдуард Бояков: Новые назначения в театре не снимают с меня ответственности

Развлечения
Эдуард Бояков: Новые назначения в театре не снимают с меня ответственности
Продюсер, театральный режиссер, театральный педагог Эдуард Бояков / Фото: Алексей Даничев / РИА Новости

С художественным руководителем МХАТ имени М. Горького Эдуардом Бояковым «Вечерняя Москва» побеседовала сразу после его назначения на этот пост. У нового руководителя пока нет рабочего кабинета, зато есть основные помощники — режиссер Сергей Пускепалис и заведующий литературной частью Захар Прилепин. После нашего интервью там же, в репетиционном зале, началось заседание художественного совета.

— Эдуард, в первую очередь зрителей и сотрудников театра беспокоит судьба Татьяны Дорониной.

— Искренне считаю, что Татьяна Васильевна как президент МХАТ имени М. Горького и председатель худсовета театра по-прежнему очень много может ему дать. В моих словах нет никакой политической хитрости. Это не фиктивная должность. С другой стороны, новые назначения не снимают с меня ответственности. Я руководитель театра, который отвечает за него перед учредителем — Министерством культуры. Мое появление здесь связано прежде всего с тем, чтобы появились новые идеи, режиссеры, темы и способы выражения.

— Что хорошего из наследия Татьяны Дорониной вы возьмете на вооружение и будете развивать?

— Она создала уникальный, единственный в своем роде театр, который выжил в безумное время, сохранив традиции Московского художественного театра и здоровый консерватизм. От генерального курса Татьяны Дорониной мы отказываться не намерены. Я беседовал с Татьяной Васильевной от чистого сердца, и мне показалось, что она поверила в то, что мы не собираемся ничего разрушать или заниматься «зачистками». Татьяна Васильевна прошла через серьезные испытания, борьбу, и теперь мы вместе будем идти тем же курсом дальше.

Эдуард Бояков: Новые назначения в театре не снимают с меня ответственности Насладиться невероятной игрой Дорониной в мелодраме «Старшая сестра» (1966) Георгия Натансона  можно будет в кинотеатре «Сатурн» 12 сентября в 18:30, в «Березке» и «Вымпеле» - 13 сентября в 16:00 и 18:30 соответственно / Фото с сайта mos.ru

— Сегодня происходит процесс поиска во многих театрах, включая и МХТ имени А.П. Чехова. Если Олег Табаков точно знал, что нужно театру и зрителю, то новый худрук Сергей Женовач пока в процессе изучения. А вам известно, чего не хватает, чтобы стать театром номер один?

— Думаю, что знаю. Я не буду называть будущие премьеры и имена режиссеров-постановщиков. Но совсем скоро мы проведем пресс-конференцию, на которой дадим ответы на все главные вопросы. Что касается репертуарной политики, то я и мои соратники убеждены: в Москве огромный спрос на традиционный, консервативный, психологический русский театр и на здравый смысл. Каких авторов можно ставить? Выбор большой: и Шукшин, и Распутин, и Белов, и Солженицын. Вот фильм Балабанова «Брат», например, — это консервативное по содержанию, современное по форме русское искусство. Народное, хоть для кого-то это слово звучит неблагозвучно.

— Почему вы вспомнили режиссера Алексея Балабанова?

— У нас сейчас работает творческая лаборатория драматургов, и один из участников — Ольга Погодина. Несколько лет назад она написала пьесу «Глиняная яма», которая получила приз на нашем фестивале «Текстура». Права на произведение сразу купил продюсер Балабанова Сергей Сельянов, и по ней Алексей Балабанов написал сценарий. Правда, снять фильм не успел — ушел из жизни. Для нас это пример по-настоящему народного, честного художника и ориентир.

— В МХТ целый ряд постановок осуществлен по известным фильмам, и одна из них — «Веселые времена» по мотивам голливудской комедии «Ниночка». Намерены ли вы также обратиться к сценариям кинолент в качестве основы для новых спектаклей?

— Пусть киношники гоняются за театрами и драматургами, а мы всячески будем им помогать. Все-таки, как правило, во всем мире сначала возникает знаменитая пьеса, которую потом экранизируют.

— Несколько лет вы были рядом с театральном процессом, но все же не внутри него. Произошли ли с вами изменения за это время?

— Я занимался изучением нового театрального языка. Современный театр, как никакой другой, связан с музыкой, визуальными технологиями, художественными образами. Сочетанию театра, музыки, звуковых экспериментов, видео я посвятил несколько лет жизни. Мы не представляем, как быстро развиваются технологии, совсем скоро на сцене будут играть роботы, андроиды, например. К этому нужно быть готовыми.

— Кстати, как вы относитесь к Горькому, имя которого носит МХАТ? 

— Горький был великим драматургом, и люди, которые разбираются в театре, понимают это. Драматургия Горького — пик мировой драматургии. У него одни из самых совершенных текстов. Возможно, из авторов XX века только Ибсен может конкурировать с Горьким в части создания совершенной классической драматургии.

— Эдуард, МХАТ имени М. Горького называют «провинциальным театром» во многом из-за того, что он неукоснительно следует традиции русского психологического театра. Что в вашем понимании театральная традиция?

— Для меня это обращение и к прошлому, и к будущему. Людям интересно и важно знать, как было раньше. В репертуаре МХАТа имени Горького есть замечательный спектакль «Синяя птица» — реставрация работы Московского художественного театра 1908 года. Мы начнем большой серьезной проект по исследованию обстоятельств, смыслов, подходов, репетиционных методов Станиславского в этой постановке.

Эдуард Бояков: Новые назначения в театре не снимают с меня ответственности Церемония вручения Премий «Золотая Маска» 2018 / Фото: Дмитрий Дубинский / www.goldenmask.ru

— Наверняка вы читали в социальных сетях высказывания представителей художественной богемы о том, что «в горьковский МХАТ никто не ходит, а следовательно, театр мало кому интересен». А вы сами бывали на премьерах в театре, который теперь под вашим началом?

— В театре бывал, конечно. «Синяя птица» несколько лет назад даже участвовала в нашем фестивале «Большая перемена». Если читать публику в социальных сетях, то не хватит времени и сил на созидание и творчество. К сожалению, большая часть либеральной тусовки сегодня занимается выяснением отношений, и это точно не представляет массового интереса.

— Самый большой вопрос ваших оппонентов касается нового завлита МХАТа. Почему именно он?

— Захар Прилепин — писатель с прекрасным литературным вкусом. Он и сам большой мастер, при этом знаток как классической литературы, так и современной. Знает авторов-современников и ценит их. Для меня очень важен факт, что Захар Прилепин интересуется историей. Он написал выдающуюся книгу о Леониде Леонове, а сейчас завершает сочинение о Сергее Есенине.

— А любит ли Захар Прилепин театр? 

— Любит. Хотя увидеть его в московских театрах было проблематично, потому что он живет в Нижнем Новгороде.

— Вы были первооткрывателем, создателем новых театров и проектов, в частности фестиваля «Золотая маска» и театра «Практика». Разве вам интересно продолжать то, что до вас сделали другие, когда у вас получались начинания «с чистого листа»?

— Очень интересно. За последние годы я переосмыслил многие жизненные ценности. Если раньше я мог месяцами не звонить родителям, то сейчас каждую свободную минуту использую для того, чтобы пообщаться с близкими людьми. Смысл моей жизни — семейные традиции. Надеюсь, что дерзость первооткрывателя во мне тоже осталась. В противном случае следует уходить из профессии. Без риска, смелости нет художника. Но это не вступает в противоречие с верностью традициям.

— У вас уже есть представление о постоянном зрителе, который предпочитает МХАТ имени Горького другим театрам столицы?

— Вместе со зрителями я посмотрел пару спектаклей. Например, «Ромео и Джульетту», «На всякого мудреца довольно простоты». Рад, что в зале много молодежи и интеллигентных людей. Эта публика не ищет постмодернистских зрелищ, которые есть в других театрах, но запрос на радость, красоту, русский культурный код — огромный.

— Не боитесь, что вас назовут «русофилом»?

— Я обожаю русскую культуру и служу ей. Каждая большая культура имеет национальный характер.

— Не получится ли, что вам наскучит МХАТ и вы оставите его, как делали с другими театрами?

— Я и «Золотой маской» занимался около десяти лет, и театром «Практика». Больше 10 лет опасно быть руководителем театра. Только такие титаны, как Татьяна Васильевна, могут руководить театрами десятилетиями.

Эдуард Бояков: Новые назначения в театре не снимают с меня ответственности Насладиться невероятной игрой Дорониной в мелодраме «Старшая сестра» (1966) Георгия Натансона  можно будет в кинотеатре «Сатурн» 12 сентября в 18:30, в «Березке» и «Вымпеле» - 13 сентября в 16:00 и 18:30 соответственно / Фото с сайта mos.ru

— Кто ваш любимый режиссер из мэтров?

— Лев Додин.

— Почему у вас нет рабочего кабинета?

— В настоящее время это репетиционный зал. Кабинет Татьяны Васильевны останется ее кабинетом. Свой оборудую через несколько дней.

— Вы аскет?

— Я не сторонник того, чтобы руководитель подчеркнуто ездил в эконом-классе или в метро. Это пиар, хотя и роскошь не люблю.

— Будете ли в срочном порядке снимать спектакли?

— Не собираемся этого делать. Никакого радикализма в отношении репертуара.

— Наверняка будете больше ставить современных авторов. Есть ли сегодня хорошие драматурги?

— Я высокого мнения и о современной драматургии, и о русской словесности. Русская литература меньше всего подверглась порче. Возможно, сегодня даже ее расцвет.

— Каких артистов хотите пригласить?

— Прежде всего в нашем распоряжении труппа, которую мы будем сохранять, изучать, увлекать. Приглашать артистов из других театров планируем, но очень избирательно и только в интересах театра. Работы будет очень много, я обещаю.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.