Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Толстые журналы дают не советы, а качество

Сюжет: 

Литкафе «ВМ»
Развлечения
Главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин уверен: судьба толстых журналов не так печальна. Их «портфель» полон, миссия благородна, а потому скидывать их со счетов пока что рано.

О существовании некогда безумно популярных толстых журналов нынче догадываются лишь закоренелые поклонники литературы. Между тем в длинные списки премий «Русский Букер» и «Большая книга» вошли по два произведения, опубликованные в «Знамени», в коротком списке премии «Национальный бестселлер» есть произведения из «Нового мира»…

Тиражи всех литературных журналов не упали даже, а рухнули. У того же «Знамени» за последние четверть века они сократились с миллиона экземпляров до двух тысяч. Сохранился ли хоть какой-то смысл в их издании?

—Отвечу небольшим рассказом. Несколько лет назад я прочел интересную рукопись одного молодого автора. Она свидетельствовала о безусловном таланте этого человека, но точно так же говорила о его недостаточном профессионализме. Мы пригласили его в редакцию и сказали: мол, вот здесь хорошо бы текст немного сократить, здесь развернуть такой-то сюжетный мотив, здесь обратить внимание на стилистический разнобой. Он выслушал и спрашивает: «А зачем я буду все это делать? Моя вещь уже принята к печати в издательстве. Вы заплатите мне много денег?» «Нет, — ответил я ему, — заплатим мы вам копейки. Зато на вашем романе будет стоять знак качества». Он только хмыкнул: «А мне кажется, что цену книги определяете не вы, а рынок». И на этом наш разговор закончился. Автор ушел, книжка его вышла, но больше об этом человеке в литературной среде никто не слышал…

Подозреваю, что вышедшая книга сделала его вполне счастливым и без вас.

—Возможно. Однако в своем большинстве вменяемые авторы понимают, что им нужна не только оценка рынка, который легко путает божий дар с яичницей. Им нужна еще и публикация именно в толстом журнале, то есть оценка экспертного сообщества.

За долгие годы функции литературных журналов менялись многократно.

—Совершенно верно. В девяностые годы, когда книгоиздание практически умерло, журналы были единственным местом, где могли донести до читателя качественное литературное произведение. Потом издательства поднялись: теперь издать книжку можно быстро и не особо дорого. Но почувствовать себя в кругу таких же писателей, как ты, получить одобрение тех, чье мнение тебе важно, — это сегодня возможно только в толстых журналах. И их главная роль нынче именно в этом, что, надо сказать, отлично понимают и жюри серьезных литпремий.

Почему же тогда у вас и ваших коллег так падают тиражи?

—Видите ли... Когда на рубеже 80–90-х годов тиражи «Знамени», «Нового мира», «Юности», «Дружбы народов», наоборот, резко взлетели, казалось, что это все произошло потому, что наши читатели так любят литературу. Но оказалось, что дело было в другом: люди пытались найти на страницах журналов, в прозе и стихах сведения о том, как жить в переменившихся обстоятельствах. Сегодня время изменилось, и потому с нами остались лишь те, для кого литература важна как таковая. А таких, увы, не так уж много.

Может быть, в сложившейся ситуации стоило бы пойти на кардинальное переформатирование литжурналов? Активно выводить их, к примеру, в интернет.

—Все классические литжурналы в интернете достаточно давно представлены. И читают их там гораздо активнее, чем бумажную версию. Но это, увы, не помогает решить ситуацию кардинально: все так или иначе упирается в финансирование.

Существует, на мой взгляд, и еще одна проблема: есть ощущение, что в последние годы литжурналы потеряли неповторимость своего облика. Вот вы можете объяснить, в чем, к примеру, заключается нынешняя фишка «Знамени »?

—О том, что век журналов давно измерен и им неминуемо грозит гибель, говорят уже несколько десятилетий. Между тем все классические журналы с едва ли не вековой историей по-прежнему выходят. Значит, есть читатели, которые видят тонкую, но важную стилистическую разницу между ними. Скажем, питерская «Звезда» представляет интерес прежде всего эссеистикой, архивными и историко-культурными публикациями, «Наш современник» и «Москва» по-прежнему ориентируются на образцы советской прозы середины прошлого века. Тогда как «Знамя» тяготеет к прозе и поэзии экспериментальной, содержащей в себе художественные и смысловые неожиданности.

Дефицита авторов нет?

—Что вы! Вы удивитесь: тиражи толстых журналов падают, их гонорары стремятся к нулю, но количество поступающих к нам рукописей только растет. Свои рукописи нам шлют и молодые авторы, и писатели, у которых уже давно все хорошо. И это значит, что им нужна не только яичница рынка, но и признание своего божьего дара экспертным сообществом. Вот и выходит, что нам есть для кого работать!

ПЯТЬ САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ КНИЖНЫХ НОВИНОК

1 сентября мы представляем вам книжные новинки, выпущенные в рамках издательской программы Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы.

Наталья Михайлова, Фаина Рысина

«Прогулки по Москве с Василием Львовичем Пушкиным»

Толстые журналы дают не советы, а качество 11 января 1856 года. На фото — активно сотрудничавшие с первым толстым отечественным журналом «Современник» русские писатели: Иван Гончаров, Иван Тургенев, Лев Толстой, Дмитрий Григорович, Александр Дружинин и Александр Островский / Фото: Из архива

Издание приурочено к 250-летию со дня рождения Василия Львовича Пушкина — коренного москвича, родного дяди Александра Пушкина. Впрочем, это не биография. Читателям предоставлена возможность вместе с Василием Львовичем совершить прогулку по столице.

Владимир Бессонов

«Вспоминая Москву»

Толстые журналы дают не советы, а качество Фото: Из архива

Автор восстанавливает лишь одну маленькую «страничку» культурной истории Москвы, но делает это с помощью архивных документов, фотографий и записей встреч с очевидцами. Тут говорится о людях широко известных: Брюсове, Бунине, Ходасевиче. Благодаря «архивным рассказам» все эти фамилии вдруг оказываются более чем актуальными...

Александр Кондрашов

«Говорит Москва»

Толстые журналы дают не советы, а качество Фото: Из архива

«Говорит Москва!» — так начинало когда-то вещание советское радио. Но роман этот не только о радио. В романе столица говорит в прямом смысле слова: ее улицы, площади, предместья, реки и, конечно, люди: от гастарбайтеров до артистов, от бывших комсомольских работников до нынешних магнатов. Это и лирическая комедия, и фарс, и поколенческая драма.

Михаил Попов

«Подмосковные вечера»

Толстые журналы дают не советы, а качество Фото: Из архива

Действие этой повести разворачивается в бывшем пионерском лагере неподалеку от столицы, где собраны дети из состоятельных семей, нуждающиеся, по мнению их родителей, в перевоспитании. Директор лагеря с командой воспитателей призван встряхнуть эту самоуверенную публику и привести ее в чувство, вернуть детей «к самим себе настоящим». Но события разворачиваются совсем не по плану педагогов... Другими словами, на современном материале автор решает, в общем-то, вечную проблему взаимоотношения отцов и детей.

Валентин Баюканский

«Чай — дело тонкое»

Толстые журналы дают не советы, а качество Фото: Из архива

Книга Баюканского «Англичане о чае» находится в библиотеке королевы Великобритании Елизаветы II. Здесь же писатель и журналист пытается разобраться во всех секретах восточного чаепития. Читаешь и узнаешь, к примеру, почему житель северного Таджикистана, приглашая на чашку чая своего южного соседа, может оказаться в неловкой ситуации. Или чем отличается узбекская чайхана от азербайджанской. Почему турецкий чай за пределами Турции теряет свою привлекательность? Почему в Иране в кофейнях пьют чай из самоваров?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Фантастам пора взяться за чтение

Возможно, кто-то и не заметил, но буквально в эти дни произошло важное событие — в России впервые появилось издательство, специализирующееся на выпуске фантастической литературы... (далее…)

Премия Фазиля Искандера заставит вспомнить Чика

Русский ПЕН-центр (неправительственная организация, объединяющая профессиональных писателей, поэтов и журналистов) учредил Международную литературную премию Фазиля Искандера. Вручаться она будет по трем номинациям: проза, поэзия и киносценарий по мотивам произведений Фазиля Абдуловича. Председателем ее стал писатель Евгений Попов. (далее…)  

Встретились два одиночества

6 сентября в галерее «На Шаболовке» откроется выставка под названием «Булгаков vs Маяковский» («Булгаков против Маяковского»). Историки литературы утверждают в один голос: отношения двух этих писателей были весьма сложными. Вроде бы серьезные люди, а вот же — обменивались колкостями в своих произведениях и, соперничая, внимательно следили за творчеством друг друга. Что, кстати, совершенно не мешало им весьма часто встречаться у бильярдного стола. (далее...)

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.