Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Ироничное баловство от Александра Ширвиндта

Развлечения
«Хотим сыграть Мольера​». Ироничное баловство по пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве» со стихами Юлия Кима и музыкой Владимира Дашкевича в постановке Александра Ширвиндта и с вольными актерскими импровизациями
«Хотим сыграть Мольера​». Ироничное баловство по пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве» со стихами Юлия Кима и музыкой Владимира Дашкевича в постановке Александра Ширвиндта и с вольными актерскими импровизациями / Фото: satire.ru / Официальный сайт Театра сатиры

95-летие, как известно, юбилеем не считается. Юбилеи — это даты, кратные 25. Но только не для Театра сатиры.

— Поскольку мы не уверены, что дотянем до столетия таким же составом, то решили отметить эту красивую дату 95-летия премьерой спектакля «Хотим сыграть Мольера», — сыронизировал со сцены художественный руководитель театра Александр Ширвиндт.

Поздравить театр с 95-летием пришла чуть ли не вся Москва. Билет достать было совершенно невозможно. В зале на премьере спектакля присутствовали Валентина Матвиенко, Наина Ельцина, Александр Кибовский, Леонид Ярмольник, Аркадий Инин, Юлий Ким, Владимир Дашкевич, Андрей Житинкин, Марина Курчевская и еще много именитых гостей.

Какое все-таки замечательное и элегантное название придумал для своего спектакля постановщик Александр Ширвиндт! Ведь посыл «Хотим сыграть Мольера» подразумевает, что в известное сатирическое произведение «Мещанин во дворянстве», написанное французским драматургом в 1670 году и взятое за основу, можно смело привносить самые неожиданные современные дурачества. (Кстати, спектакль и позиционируется авторами как ироничное баловство.)

Например, в него можно вставить текст из «Сирано де Бержерака» Эдмона Ростана: актеры ведь птицы вольные и шалые, мало ли, какой монолог им взбредет в голову произнести со сцены.

Или, например, можно отослать зрителей к «Собаке на сене» Лопе де Вега, а точнее — к обожаемому советскими зрителями фильму режиссера Яна Фрида, переиначив известную сцену, где Армен Джигарханян в чалме использует для общения «такой интересный язык».

Но царит на сцене Театра сатиры в новом спектакле именно господин Журден. Царит в фееричном, комичном, гуттаперчевом исполнении талантливого Федора Добронравова. Потоки юмора и актерских импровизаций буквально обрушиваются на зал. Зритель сначала даже не сразу понимает, что перед ним кумир публики, настолько артист не похож на себя в новой роли.

Знания французского языка господина Журдена ограничиваются словами песенки «О, шанзе Лизе». Попытка объясниться со зрителем словами этого хита сразу задает планку знаниям центрального персонажа, который стремится расширить свое образование с помощью приглашенных педагогов: учителя танцев (Никита Манилов), учителя музыки (Константин Карасик), учителя фехтования (Олег Кассин), учителя философии (Юрий Нифонтов). Общение с каждым из горемык — отдельный изумительно смешной номер. Причем весь квартет и примкнувший к ним Журден сильно смахивают на клоунов из знаменитой «Принцессы Турандот».

Появление клоунов на сцене Театра сатиры тоже не случайно: в 1911 году в здании театра располагался Цирк братьев Никитиных. Это обстоятельство снова возвращает нас к юбилею театра: Ширвиндт вообще каждый раз обрывает действо сценической фантазии, напоминая, что зрители находятся в балагане.

В веселом спектакле много отсылов, глубоких поклонов, легких восторженных кивков в сторону мировой классики, в том числе и музыкальной. И не мудрено: автор музыки — Владимир Дашкевич, тот самый, который подарил нам мелодии фильмов о Шерлоке Холмсе. А стихи написал Юлий Ким — автор текстов песен к фильму «Обыкновенное чудо». Весь вечер за клавесином блистательный маэстро Левон Оганезов, для которого музыкальная импровизация вообще родная стихия.

Наличие такой компании «ответственных сочинителей» само по себе уже иллюстрирует, какая гремучая смесь таланта, иронии, энергии изливается потоками на зрительных зал.

Спектакль «Хотим сыграть Мольера​» Спектакль «Хотим сыграть Мольера​» / Фото: satire.ru / Официальный сайт Театра сатиры

А ведь к этому нужно добавить еще и высший пилотаж актерского мастерства, который демонстрируют Мария Ильина (госпожа Журден), Валерий Гурьев (граф Дорант) и Юлия Пивень (маркиза Доримена), Валерия Моисеева (служанка Николь), каждое появление которых сопровождается хохотом. А как хорош хлебнувший холодного пива, совершенно охрипший помреж в исполнении Александра Чернявского, шепот которого артистами по привычке воспринимается как крик. Как нежны отношения Люсиль (Эва Мильграм) и Клеонта (Артем Минин).

В карнавале спектакля в лучших традициях Театра сатиры емко и хлестко высмеивается наша жизнь — ее пороки и опасные слабости. «Мы замахнулись не только на тему повышения зарплаты учителей, но и на тему того, что и проституток надо бы раздать», — в этом месте Александр Анатольевич, вышедший на сцену в финале, пристально вглядывается в том направлении, где, по его мнению, находится французский парламент.

Постановка вообще напичкана намеками всех мастей и калибров, подмигиваниями и выразительными паузами, дающими возможность зрителям осмыслить перлы и визуализировать сказанное в мозгу. После чего смех в зале неизменно вспыхивает с новой силой — воображение у нашего зрителя богатое!

— Спектакль получился молодой, задорный, энергичный. Я не могу поверить, что Театру сатиры исполняется 95 лет, — говорит Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

— Очень рад, — комментирует Леонид Ярмольник, — что и сегодня этот театр настолько успешен, что его по-прежнему так любят зрители. Зал здесь всегда битком. Я желаю, чтобы эта ситуация сохранялась как можно дольше.

Завершается спектакль «Хотим сыграть Мольера» словами о том, что в Театре сатиры каждый прожитый год — это Год театра и что сегодня артисты хотели бы отдать дань уважения художникам, артистам и режиссерам, здесь работавшим, полюбоваться старыми декорациями, (макеты декораций, как по волшебству, появляются над сценой усилиями Валентина Шихарева).

Праздник состоялся, а Год театра продолжается.

Читайте также: Пушкин в интерьере эпохи

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.