Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Пушкин в интерьере эпохи

Развлечения
Пушкин в интерьере эпохи
Фото предоставлено пресс-службой Театра на Покровке

Очередной сезон Театра на Покровке открылся премьерой «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. Детали этой красивой постановки свидетельствуют о том, что главный режиссер Геннадий Шапошников пустился на смелый эксперимент, чтобы приобщить нас к пушкинской реальности с помощью необычного пластически-музыкально-ритмического решения.

Войдя в зал, зритель предстает перед зеркальным пространством сцены, в котором видит себя. Отображение живое, дробящееся, словно выписано мазками слегка сбрендившего художника. Картинка все время двигается и ускользает — совсем как непоседливая Реальность нашей жизни.

Происходящее на зеркальной сцене — на контрасте — имеет строгие контуры. И хотя действие пьесы разворачивается в средневековых Франции, Испании, Англии и Австрии, ясно, что мысли Пушкина и Шапошникова — о матушке России. Перед нами обобщенный фон, на котором разыгрываются, корчатся, расцветают пышным цветом общечеловеческие пороки: гордыня, зависть, прелюбодеяние, сребролюбие… При этом одна пушкинская история незаметно перетекает в другую. Вот юный рыцарь Альбер (артист Григорий Мосоянц), ведущий полунищенское существование, полон претензий к отцу-барону (Сергей Загребнев). Отец смог скопить состояние, а сын не способен, но претензии к батюшке имеет немалые. Словно магнитом притягивает он к себе советы жида Соломона (Андрей Сумцов), предлагающего отравить не в меру «зажившегося на свете» отца.

Поскольку пушкинский сюжет хорошо известен, то самое интересное тут, конечно, то, как режиссер работает с пространством, визуализируя сокрытые между строками пушкинского текста смыслы. В разверзшуюся пасть сцены, словно огромная гидра, неспешно вползает гигантское живое полотно — чудовище, которое медленно закручивается вокруг скупердяя отца, служа ему то троном, то триумфальной аркой. Оно влачится за героем, словно мантия — прилипшая, живая масса, символизирующая страхи и жадность. Подобное, как известно, притягивает подобное: лишь только Барон умирает, а ключи от сундуков с золотом достаются Альберу, эта масса-мантия мгновенно присасывается к новому хозяину.

А как прекрасен и светел гуляка Моцарт (Артем Сухоруков) Как контрастирует его почти детская чистота с умудренной тяжеловесностью «пахаря от музыки» Сальери (Михаил Сегенюк)... Как мощно в финале звучит «Реквием», как лаконично, словно ватиканская «Пьета» Микеланджело, выглядит пара — рыдающий Сальери держит на коленях, словно ребенка, отравленного им же Моцарта, понимая, что убийство так и не привело к заветной цели. Не менее выразительно выглядит и «скульптурное кладбище» юных красавиц, соблазненных Доном Гуаном («Каменный гость»). «Хитрый искуситель» Гуан (Олег Парменов) бродит среди белоснежных скульптур дев, самодовольно вспоминая былые победы.

В каждой пушкинской истории Шапошников подчеркивает психологическую неотвратимость душевных мук: открывающиеся зеркальные двери отбрасывают багровые отсветы, в их гильотинном мелькании тонут плащи, туники. Кроваво-черный или, напротив, снежно-белый колорит сцены и костюмов (художники Виктор Герасименко и Мария Козлова) вырывает классика из голубой дымки, где он привычно упокоен нашей памятью, и переводит в кошмар наших собственных актуальных предчувствий.

Воистину права была Анна Ахматова, считавшая, что ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко, как в пушкинских «Маленьких трагедиях».

Читайте также: «Моя жизнь»: свежий взгляд режиссера на повесть Чехова

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.