- Город

Хранители музея собирают истории

День города и новый учебный год: Сергей Собянин — о ситуации с COVID-19 в Москве

Небензя: РФ готова сотрудничать со всеми странами для разработки препаратов от COVID-19

Заветные метры. Решить квартирный вопрос становится проще

Надеть маски. Нарушителей ждет большой штраф

Названы сроки окончания «волны холодов» в России

«Гестапо какое-то»: что ждет белорусскую оппозицию без Тихановской

Врач назвал единственный способ облегчить состояние при COVID-19

Роспотребнадзор назвал самые опасные для здоровья сферы деятельности

«Сварщик — от 110 тысяч рублей»: названы регионы с самыми высокооплачиваемыми вакансиями

Качели на крыше, живые концерты и завтраки целый день. Семь лучших веранд Москвы

СМИ выяснили, что TikTok тайно собирал данные пользователей

«Я тоже против насилия»: Гергиев рассказал о белорусской награде

Адвокат Ефремова собирается обратиться за помощью к Путину и Бастрыкину

Названы самые опасные сорта пива для здоровья

Россияне назвали главные минусы удаленки

«Закончит как Кокорин и Мамаев»: что грозит Широкову за нападение на арбитра

Хранители музея собирают истории

Куратор Евгения Петлинская

ФОТО: Василий Плиткин, «Вечерняя Москва»

В Доме-музее Марины Цветаевой проходит выставка «За дверью нет ничего интересного». Это собрание предметов, которые напрямую не связаны с личностью поэтессы, но могут многое рассказать о том времени, когда она жила и творила.

Главное — раскрыть загадки и тайны этих самых предметов. Показать необычные экспонаты из запасников музея и заодно рассказать о работе хранителей согласилась куратор выставки Евгения Петлинская.

Почти все вещи, собранные в одной комнате, никогда раньше не показывали в экспозициях музея. Поэтому название выставки — осознанное лукавство ее создателей. Очевидно, оно только подогреет интерес посетителей заглянуть за дверь, за которой якобы ничего интересного нет, а на самом деле скрывается целый мир, наполненный любопытными предметами.

— Мы решили показать, какие страсти кипят там, куда обычно никого не пускают, — подтверждает Евгения Петлинская. — Это не просто рассказ о работе хранителя, а история про его эмоции, переживания за каждый предмет, попадающий к нему в руки. Есть сюжеты, по которым можно писать книги и снимать фильмы.

На выставке показаны предметы из историй, рассказанных хранителями в шести жанрах: мелодрама, детектив, процедурал, фэнтези, драма и триллер. При этом всю экспозицию условно можно разделить на две части: «светлую» и «темную». Евгения советует начинать с первой.

— Светлая сторона хранения — там, где проливается свет на какие-то музейные тайны, — поясняет она, приглашая пройти в кабинет, где каждый может почувствовать себя великим сыщиком.

В углу стоит лампа в форме совы. Она попала в музей как предмет быта зажиточного московского дома начала XX века. Однако за время своего существования светильник несколько раз модифицировался, поэтому хранителям пришлось провести целое расследование, чтобы описать части, из которых он состоит. Выяснилось, что сама сова отлита из бронзы одной американской компанией в конце XIX века. Керосиновая горелка изготовлена в Берлине в конце 1910-х годов. И уже в советское время для совы сделали электрическую установку.

— Но есть предметы, которые не поддаются описанию, — показывает рукописный дневник начала XIX века Евгения Петлинская. — Он стал загадкой для всех сотрудников музея, и, видимо, эта тайна перейдет по наследству следующему поколению хранителей.

Дневник написал на французском языке некий Платон Петрович Бекетов — и это все, что известно. Почерк настолько неразборчивый, что понять содержание рукописи еще никому не удалось.

Все необъяснимое, трагическое и даже немного страшное собрано на «темной» стороне экспозиции. Своеобразным проводником в эту часть выставки становится мемориальное зеркало семьи Цветаевой, в котором отражается реальная дверь. Если заглянуть за нее — попадешь в мир фэнтези. Здесь собраны, пожалуй, самые странные вещи, найденные в фондах музея Цветаевой. Это книга «Пчелы — крылатые фармацевты», печатная машинка, на которой математик Иуда Гольдфайн набивал формулы, и детские ботиночки дочери поэтессы Маргариты Ивенсен.

— Понять, почему тот или иной предмет оказался в музее, поможет вот эта схема, — показывает на дверь Петлинская.

За каждой вещью есть история. Иногда это целая драма — как письма маленького Алеши Даринского, которые помогли его маме пережить блокаду в Ленинграде. Хранитель пропускает все это через себя, чтобы описать историю в мельчайших деталях.

При этом самый большой страх музейного работника напоминает триллер: луч света вдруг выхватит из темноты крохотный экспонат, который так легко потерять.

Читайте также: Корейские горы хранят множество мифов

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

193 473 + 787 (за сутки)

Выздоровели

250 303 

Выявлено

4 622 + 11 (за сутки)

Умерли

Дмитрий Журавлев, политолог

Атмосфера общего страха

Виктория Федотова

У Белоруссии женское лицо

Игорь Воеводин

Последняя гибель «Варяга»

Екатерина Рощина

Кто его посадит, он же памятник

Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ, политолог

Лукашенко между двух огней

Олег Сыров

Готовим дома: перепела в брусничном соусе

Степан Орлов, заместитель председателя Мосгордумы

Без помощи никто не останется

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Не надо обесценивать опыт

Река сильнее традиций. Правда и мифы о столице и ее жителях

Газеты создаются в творческих муках и спорах

Как помочь ребенку выбрать профессию?

ЕГЭ по литературе. Больше читайте и пишите