На заштопанном асфальте танцуют малышки-медузы
Уже несколько лет в столице на месте дырок в асфальте появляются керамические заплатки — расписные плитки. «Вечерняя Москва» нашла их автора, Ивана Кравченко, и поговорила с ним о том, как керамика становится объектом уличного искусства.
С художником Иваном Кравченко мы встречаемся у станции метро «Воробьевы горы».
Здесь можно увидеть его последнюю работу — три маленькие керамические заплатки в асфальте, изображающие то ли медуз, то ли звезды.
— Это абстракция, — поясняет художник. — Я не всегда создаю сюжетные заплатки. Делаю это, только если придет в голову то, что ассоциируется с конкретным местом. Например, свою первую заплатку в Москве я сделал на Арбате около забавного ресторана с кучей окошек. Его на заплатке и изобразил.
«Штопать» асфальт художник начал еще в родном Иркутске, откуда переехал в столицу три года назад.
— Я хотел обратить внимание властей на плохие дороги в моем городе, — вспоминает он. — Сделал яркую керамическую заплатку, она сразу же привлекла местных энтузиастов. Так и родился мой проект.
В Москву Кравченко переехал по приглашению знакомой, предложившей ему заняться преподаванием керамики у нее в мастерской. Мастер согласился, приехал, и столичная жизнь его затянула.
— Не думал, что когда-нибудь уеду из Сибири, — улыбается он. — Но Москва влюбила в себя.
В столице состояние асфальта лучше, чем в Иркутске, поэтому проект из социального превратился в художественный.
— Керамика может стать таким же вариантом стрит-арта, как и граффити, — уверен художник. — Уличное искусство придает городским местам индивидуальность. С его помощью город начинает разговаривать со своими жителями.
На каждую из работ у молодого мастера уходит в среднем около недели.
— Я вижу подходящее отверстие в тротуаре и обвожу его контур на листе, — рассказывает он. — Затем по рисунку делаю саму заплатку, обжигаю ее, с этой заготовкой возвращаюсь на место и прикладываю к отверстию: если она не подходит по размеру, подтачиваю ее. А дальше иду обратно в мастерскую и расписываю заготовку глазурью. Готовую заплатку ставлю на цемент, чтобы она держалась дольше.
После этого недельный труд отправляется под ноги горожанам, многие из которых даже не замечают его.
— Неужели не жалко, если кто-нибудь заденет или сломает работу? — интересуюсь я.
— Нет, — улыбается Иван, — это же уличное искусство. Асфальт могут переложить, вандалы могут выковырять работу — один раз и такое было. Я спокойно к этому отношусь.
К счастью, вандалов намного меньше, чем поклонников стрит-арта.
Художник рассказывает, что люди нередко фотографируются около заплаток, подписываются на его аккаунт в соцсетях. Несколько студентов-искусствоведов даже защитили дипломы по его «керамическому стрит-арту». Этим они с благодарностью поделились с керамистом.
Москвичи с энтузиазмом включились в поиск заплаток.
— Они находят работу, присылают мне снимки и уверяют, что они поднимают им настроение, — говорит Иван.
Столичные жители даже придумали игру, смысл которой — найти все заплатки, сделанные художником. А поскольку Кравченко заранее не сообщает о месте появления новой работы, то это занятие превращается в увлекательный квест.
— Выходит, что не только я разговариваю с городом, но и город со мной, — улыбается он. — Я общаюсь с огромным количеством разных людей, с которыми в жизни мне вряд ли удалось бы пересечься и познакомиться.
По мнению Ивана Кравченко, в этом диалоге и прячется суть динамичного уличного искусства, которое как никакое другое может уловить настроение города и довольно точно его передать.
ТОП-3
■ Покрас Лампас (Арсений Пыженков). Его работы покупают члены королевских семей, а его имя есть в Книге рекордов Гиннесса.
■ Zoom (настоящее имя скрывает). В основном изображает персонажей популярных фильмов и сериалов на московских улицах. Свои работы он называет «уличное искусство без вандализма».
■ Кирилл КТО (Кирилл Лебедев). Культовая фигура московской субкультуры уличного искусства, один из его теоретиков и кураторов.
Читайте также: Ловко ставит блоки и мечтает об олимпийском золоте