Какие услуги подорожают в России после коронавируса и на сколько
Пандемия коронавируса и вытекающий из нее экономический кризис ударили по сфере услуг в большинстве стран мира. Итальянцы, например, уже жалуются на высокие цены в открывшихся кафе и парикмахерских. Так, в крупных городах Италии средняя стоимость стрижки выросла на 25 процентов, до 25 евро. Чашка эспрессо вместо привычных €1,3 стоит уже целых два евро, сообщает ТАСС.
Когда сфера услуг откроется в России, пока не известно. Однако опрошенные «Вечерней Москвой» эксперты уверены, что после снятия карантина цены в этом сегменте рынка серьезно изменятся.
Бьюти-сфера: «нагнать клиентов»
Основатель сети барбершопов TOP GUN Алексей Локонцев уверен, что в целом цены на стрижки упадут.
— Я считаю, что все мои слабые конкуренты будут опускать цены, потому что они боятся «умереть» без клиента. Эти ограничения сильно выкручивают нам руки. Вместо пяти сотрудников работают всего два человека, и то они должны быть в обмундировании на 100 рублей. На каждого клиента приходится покупать маски, халаты и перчатки, — сказал он.
Сам TOP GUN прайс-лист оставит прежним. Локонцев заметил, что открытие парикмахерских с ограничениями разрушает эту сферу, потому что требование носить маски и перчатки повышает издержки и без того разоряющихся компаний. В других сферах бьюти-индустрии, например у визажистов и мастеров маникюра, ситуация аналогичная. Они будут вынуждены предоставлять 30 процентов скидки на первое посещение, чтобы «нагнать клиентов».
В свою очередь, проректор Финансового университета при правительстве, руководитель ЦСИ Росгосстраха РФ Алексей Зубец изменения цен в бьюти-сфере не ожидает.
— Многие визажисты и массажисты сейчас начали работать на дому. Изменения цен не будет. Если повышаешь цены — вылетаешь с рынка, — отметил он.
Страховые услуги без изменений, кроме ДМС
Алексей Зубец не ожидает роста цен и в сфере страховых услуг.
— У нас самый массовый продукт — ОСАГО. А по нему компании получают прибыль из-за низкой аварийности на дорогах. По данным за апрель, каких-то серьезных провалов в части страхования мы не видим. Сейчас активно страхуют дачи. Что касается каско, то оно привязано к кредитам. Если у человека есть кредит, другого выхода, кроме как страховать, нет, — подчеркнул эксперт.
А вот понижения цен эксперт ждет в добровольном медицинском страховании (ДМС).
— ДМС упало за счет физлиц, хотя по идее в условиях пандемии оно должно расти. Дело в том, что ДМС стоит дорого. Какого-то всплеска интереса сейчас к нему нет. Мы наблюдаем просадку рынка. В условиях возобновления продаж компании будут понижать стоимость полисов, — добавил Зубец.
Гостиницы и авиабилеты подорожают
Из-за закрытия границ число поездок было сведено к минимуму. Отели и гостиницы терпят большие убытки. Уйдет не меньше года, прежде чем эта индустрия восстановится, говорят эксперты.
— Гостиницы — печальная история. Полное открытие бизнеса, по плану правительства, произойдет только в третьем квартале года. Им еще полгода простаивать. В гостиничном бизнесе будет передел рынка. Не все компании выдержат карантин и позакрываются. Конкуренция ослабеет. Можно совершенно спокойно ожидать повышения цен на 10–20 процентов. Тут, что называется, к гадалке не ходи, — подметил эксперт.
Рост цен будет вызван не только снижением конкуренции, но и ростом издержек. Для перезапуска бизнесу придется увеличить траты минимум на 20 процентов. Схожая ситуация и в авиасекторе.
— Все авиакомпании, включая «Аэрофлот», по факту банкроты. Государство обещало деньги аэропортам и авиакомпаниям. Весь крупняк выживет за счет господдержки. Перезапуск бизнеса — всегда издержки. Рост цен на билеты в пределах 20–40 процентов абсолютно реален, — сказал Зубец.
Подорожание авиабилетов может быть и выше. Если для авиакомпаний сохранятся требования о дистанцировании пассажиров, то стоимость билетов вырастает в 3–4 раза. Однако «едва ли кто-то на это пойдет».
Индустрия развлечений: «Зачем платить за билет, если есть халява»
Коронавирус нанес удар не только по бизнесу, но и изменил модель поведения людей. Будучи два месяца на карантине, они научились по-другому устраивать свой досуг. Если до коронавируса было популярно проводить время в ТЦ, кафе и кинотеатрах, то сейчас люди поняли, что можно вполне заменить их другими видами развлечений.
— Люди научились качать фильмы через интернет. Зачем платить за билет, если есть халява. Люди получили новый опыт, который перестроит индустрию развлечений, — комментирует Зубец.
В индустрии развлечений он ожидает спада в течение 1-1,5 года, который кончится переделом отрасли. Если жители столицы научатся обходиться без кинотеатров, часть кинозалов придется закрыть. Оставшиеся залы оставят цены прежними или незначительно их поднимут.
Рестораны и кафе
Совладелец пивных ресторанов «Пражечка» Андрей Грязнов ожидает на первом этапе выхода из карантина роста цен, так как требования социального дистанцирования снизят доходность кафе и ресторанов.
— Если рестораны откроются по требованиям Роспотребнадзора (площадь объекта — 50 кв. м, расстояние между людьми — два метра, не более 10 человек в кафе — прим. «ВМ»), на этот период цены вырастут. Как только они откроются, арендодатели потребуют аренду в полном объеме. Чтобы оплатить ее, 10 клиентов недостаточно, — подчеркнул он.
Кроме аренды, давление на владельцев кафе и ресторанов будут оказывать поставщики, которые подняли цены, и сохранившиеся коммунальные услуги. У рестораторов уже накопились высокие долги перед поставщиками. Из-за продления карантина 90 процентов закупленной продукции испортилось.
На первом этапе цены вырастут, прежде всего, на дорогие блюда, например на стейки.
— Либо мы полностью уберем стейки, либо поднимем на них цены процентов на 20, — заметил Грязнов.
Товары с низкой стоимостью дорожать не будут: «Американо как стоило 150–200 рублей, так и будет стоить». А вот алкоголь может стать либо более дорогим, либо же изменится объем порции. То есть в баре вместо 50 миллилитров вам будут наливать 40.
В долгосрочной перспективе после полной отмены всех ограничений цены вернутся на прежний уровень, ибо у населения нет денег, чтобы тратить больше на еду вне дома.
— Покупательская способность населения не такая, как в Италии. Гости, которые к нам придут, должны иметь деньги. Чтобы привлечь клиентов, придется опускать цены. Первый год и полтора вопрос стоит не о прибыли, а о сохранении бизнеса хотя бы на нуле, — сказал эксперт.
Как только закончится карантин, владельцы «выживших» ресторанов и кафе сядут за стол переговоров с поставщиками и персоналом и будут обсуждать условия продолжения сотрудничества.
Новые автомобили и автосервис вырастут в цене
На авторынке ситуация двойственная. Новые автомобили будут дорожать, а старые — дешеветь.
— Новые автомобили уже начали дорожать, и это подорожание будет продолжаться, потому что в них есть валютная составляющая. В каких-то марках это 30 процентов, в каких-то — 70–80, — констатирует финансовый эксперт, основатель компании «Залог24» Ян Марчинский.
При этом корреляция падения рубля и роста цен на машины не прямая. Если, например, рубль падает на 15–20 процентов по отношению к доллару, новые авто дорожают на пару процентов. В то же время, если рубль начнет расти, ожидать удешевления новых ТС не стоит, считает финансист.
Что касается б/у автомобилей, то в течение полугода цены на них будут падать, потому что население начнет распродавать свои машины.
— Население беднеет, и самое первое, от чего они будут отказываться, — это машины. По б/у автомобилям будет нанесен самый мощный удар. Цены возобновятся по истечении полугода, — добавил Марчинский.
Цены на автосервис так же, как и на новые автомобили, привязаны к курсу рубля. Ведь запчасти, моторные масла и оборудование для полировки зачастую импортные. Марчинский прогнозирует подорожание автосервиса на 20 процентов.
Квартиры и ипотека
Как и при анализе авторынка, рынок недвижимости нужно подразделять минимум на две категории — первичную и вторичную. На новое жилье класса эконом и комфорт цены падать или расти не будут благодаря «беспрецедентным мерам поддержки со стороны государства», отмечает Марчинский. А вот для первичного жилья бизнес- и комфорткласса наступили тяжелые времена.
— Здесь поддержка со стороны государства не предусмотрена, и данный сегмент просядет примерно на 40–50 процентов. В ближайшие полгода будет просадка как по количеству сделок, так и по стоимости. Цены могут упасть на 10–15 процентов, — говорит эксперт.
Вторичный рынок недвижимости также ожидает обвал.
— Большая часть людей закредитована, покупательская способность упала, у населения нет денежных запасов. Многие потеряли/ют работу и будут вынуждены распродавать недвижимость с большой скидкой, до 20 процентов, чтобы ее не забрали кредиторы и банки, — отмечает Марчинский.
Раньше количество сделок на вторичном рынке превышало количество сделок на первичном рынке. Теперь этот тренд изменился.
Стоит отдельно сказать и про коммерческую недвижимость. Она тоже будет страдать из-за того, что многие предприниматели будут пытаться уходить на дистанционную работу. Так что на аренду помещений тоже стоит ждать высоких дисконтов.
Главные факты по теме коронавируса в России и мире можно прочитать ЗДЕСЬ >>>
Читайте также: Работать придется дома. Почему офисная эпоха уходит в прошлое и что ждет рынок аренды