«Без паники, это еще не кризис»: эксперты объяснили рекордный спад экономики США
Падение экономики США почти на 33 процента во втором квартале говорит о снижении мирового спроса, однако резко избавляться от долларовых активов, перекладываясь в евро и другие валюты, не стоит. Такое мнение высказали эксперты, опрошенные «Вечерней Москвой».
Как рассказал «ВМ» проректор РАНХиГС, доктор экономических наук Андрей Марголин, цифры, о которых упомянуло в сообщении бюро экономического анализа (BEA) Министерства торговли США, на самом деле локальны, хоть и свидетельствуют о самом большом спаде с 1947 года.
— По итогам года таких показателей не будет. Надо понимать, что пандемия коронавируса усугубляется внутренней обстановкой (протесты, выборы президента США 3 ноября, — прим. «ВМ»). Падение американского ВВП оказывает влияние и на другие страны. Как ни парадоксально, на Россию чуть меньше, потому что торговый оборот между РФ и США крайне мал. Тем не менее на долларе завязано много чего, и поэтому американская экономика косвенно влияет и на нас тоже, — объяснил специалист.
Не такая уж и плохая новость
У заведующего лабораторией сравнительного исследования социально-экономических систем экономического факультета МГУ Андрея Колганова немного другое объяснение. По его словам, падение очень сильное, и тут возможны два сценария — долгое восстановление или очень быстрый экономический рост.
С учетом того, что спад оказался чуть меньше ожиданий, эта новость не такая уж и плохая, считает эксперт. Потому как аналитики ожидали падения на 34,7 процента.
При этом в сообщении BEA есть и вполне позитивная информация. Например, личный доход и располагаемый личный доход американцев по сравнению с первым кварталом 2020 года выросли на 1,39 трлн долларов и на 1,53 трлн долларов (42,1%) соответственно. Этому поспособствовали меры поддержки во время режима ограничений, связанных с COVID-19, включая государственные пособия, компенсации трат на аренду жилых и нежилых помещений и т. д.
Сумма личных сбережений американцев увеличилась почти в три раза — до 4,69 трлн долларов по сравнению с 1,59 трлн долларов в первом квартале 2020 года. Тогда как спрос упал на товары личного пользования, снизились инвестиции в частном секторе, а также экспорт и импорт. Частично расходы компенсировались федеральным правительством.
Все сидели дома
Финансовый аналитик Александра Вальд считает спад во втором квартале 2020 года абсолютно логичным.
— Второй квартал — это два полных месяца сидения дома. Падение было понятным. Люди были лишены возможности что-то потратить. Ничего не производилось, никто никуда не ходил, никаких услуг не оказывал. И эта цифра, возможно, даже ниже, чем ожидалось. Более того, мы даже не можем назвать ситуацию полноценным кризисом. Это, скорее, рецессия. Теперь все будет зависеть от дальнейшего восстановления экономики, — объяснила эксперт.
В пресс-релизе BEA также сказано, что в экономике произошло перераспределение финансовых потоков. Многие компании и социальные учреждения, в частности образование, перешли на удаленную работу, как и везде.
Что делать с долларами
Глядя на цифры спада в 32,9 процента и понимая, что США — мировой финансовой центр, бежать, поддаваясь панике, и продавать доллары не стоит. Такого мнения придерживаются все опрошенные «ВМ» эксперты. Бытует также мнение, будто евро, швейцарский франк или золото надежнее.
И Андрей Марголин, и Андрей Колганов, и Александра Вальд сошлись на том, что в европейской экономике ситуация не лучше, чем в американской. Если посмотреть на графики, золото на исторических максимумах, и его покупать поздно, потому как его стоимость коррелируется с затратами на добычу, которая очень дорогая. А вложение в такие инструменты, как криптовалюты, сопряжено с большим риском.
— Можно бесконечно говорить о побеге из доллара, но он все равно является резервной валютой. Сейчас доллар относительно слабый, но это и является плюсом для него. Потому как дорогую валюту меньше покупают. Дорогая валюта никому не нужна, ее стараются ослабить, чтобы повысить покупательскую способность. Можно бежать из доллара, но возникает вопрос: куда? В еврозоне не все хорошо. В японскую йену — сомнительная история. В швейцарский франк? Ну, пусть лежит у нас. А что делать с ним? В развивающиеся рынки типа рубля и юаня? Также непонятно, потому как эти валюты менее стабильны, чем доллар. Можно купить акции, так тут хотя бы вы приобретаете частичку компании, — считает Александра Вальд.
Андрей Марголин также склонен думать, что говорить о смерти доллара преждевременно, но вопрос выхода из него обсуждается повсеместно. Но даже если это и произойдет, то мало кому было бы выгодно, чтобы американская экономика и национальная валюта рухнули быстро. В дальнейшем, как считает эксперт, в мире появится несколько центров силы, и они как-то будут функционировать, адаптируясь к происходящим изменениям в глобальной экономике.
По мнению Андрея Колганова, в долгосрочной перспективе доллар и евро растут быстрее рубля и наличие резервов в них вполне оправданно. Тем не менее панически бегать от валюты к валюте сейчас экономически необоснованно. Рост курса доллара свидетельствует о надежности данной валюты и неопределенности дальнейших экономических перспектив, заключил эксперт.
Читайте также: Финансист ответил на слова Собчак об «идиотах» со сбережениями в рублях