Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Мегаполис без смога. Москва успешно решает одну из главных проблем любого большого города

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Мегаполис без смога. Москва успешно решает одну из главных проблем любого большого города
Фото: Андрей Никеричев / АГН Москва

Наш мир хрупок и реагирует буквально на все. Вот, например, специалисты ГПБУ «Мосэкомониторинг» выяснили, что даже новогодние салюты вовсе не такая уж экологически безобидная радость: в ночь на 1 января в воздухе ощутимо нарастала концентрация взвешенных частиц (так называемый показатель РМ10).

Осенью один из крупнейших аналитических сервисов выяснил отношение жителей столицы к экологии города, опросив 1500 респондентов.

Почти половина жителей Москвы считают экологическую обстановку в столице нормальной — 46 процентов. Число тех, кто разделяет эту позицию, увеличивается с каждым годом. Так, в 2011 году экологию своего города называли удовлетворительной лишь 19 процентов москвичей, в 2014-м — уже 22 процента москвичей. А еще через шесть лет число таких людей выросло в два с лишним раза!

Растет и количество респондентов, называющих экологическую обстановку в своем городе хорошей: если в 2011 году так считал лишь один процент москвичей, то сегодня в хорошей экологии уверены уже 11 процентов.

Впрочем, каждый третий москвич — 32 процента опрошенных — оценивает экологическую обстановку в своем городе как плохую. В ходе исследования респондентам предлагалось также оценить по пятибалльной шкале качество воздуха, воды, продуктов питания и утилизации отходов в своих городах.

У москвичей меньше всего претензий к качеству продуктов питания: 3,2 балла. Хуже всего люди оценили качество воздуха — 2,8 балла.

О том, что удалось сделать столице в экологической сфере, а что еще только предстоит, «Вечерняя Москва» узнала у экспертов.

Еда «на троечку»

— Качество продуктов питания в Москве я бы тоже оценила на троечку, — рассуждает диетолог, гастроэнтеролог Анна Толмачева. — В наших магазинах очень мало продуктов с коротким сроком реализации, то есть, проще говоря, свежих. Рознице не очень выгодно с ними работать: они быстро портятся. Торговцы хотят продукты «долгоиграющие», причем способные выдерживать разные режимы температуры и влажности, чтобы минимизировать свои риски при транспортировке и хранении. Производители под их желания подстраиваются. В итоге мы получаем, например, ультрапастеризованное молоко, которое может храниться год, причем вне холодильника. Что полезного в нем осталось? Вопрос риторический.

По словам Анны Ильиничны, в низком качестве продуктов питания москвичи отчасти виноваты сами.

— Темп жизни в столице очень высокий, и многие не хотят тратить время на готовку. Зачем брать мясо, чтобы потом делать из него, скажем, жаркое? Ведь это не 10 минут, — рассуждает врач. — Поэтому вместо мяса мы покупаем колбасу. А там — целый набор пищевой химии: красители, консерванты, фосфаты — для удержания влаги. При этом, что интересно, самого мяса почти нет. Вместо него — перемолотые шкуры, хрящи и кости. Мясо производители продают отдельно — в виде филе. А в колбасный фарш перемалывают все остальное.

Как пояснила эксперт, практически все продукты быстрого приготовления, которыми мы зачастую питаемся, низкого качества.

— Магазинные пельмени, котлеты, лапша и каши, которые «только залить кипятком», а также белый хлеб, шоколадные батончики, гамбургеры — это все «быстрые» углеводы, которые могут вызывать различные заболевания. Витаминов и минеральных веществ в них минимум. Между тем именно такие продукты, где, кроме калорий, почти ничего нет, и составляют основу рациона миллионов москвичей, — пояснила Анна Толмачева. — Но ведь людей никто не заставляет это есть! Разворачивайте свой рацион в сторону овощей, фруктов, постного мяса, свежих кисломолочных продуктов. И качество вашего питания, а значит, и здоровье скоро улучшатся.

Но дышать легче

Что касается воздуха, то да, он далек от идеального, но состояние атмосферы улучшается. В этом убежден директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов.

— Воздух 2000-х годов и воздух 2020 года — не сравнить, — убежден эксперт. — Сейчас об этом забыли, но ведь по Москве тогда вовсю ездили фуры, заправленные в регионах не пойми каким топливом. И выхлоп они давали просто ужасный. Теперь движение фур по городу запрещено.

Плюс, вспомните, у нас с 2016 года реализуется бензин стандарта «Евро-5», дающий при сгорании куда боле чистый выхлоп, чем даже «Евро-4». Благодаря введению платных парковок удалось резко снизить нагрузку на центр — самую загрязненную часть города. Вспомните: еще десять лет назад там от машин было буквально не протолкнуться — они занимали все тротуары! После введения платных парковок, по нашим подсчетам, объем автомобильных выхлопов в пределах Садового кольца снизился минимум на треть.

Эксперт отдельно отметил озеленение дворов и широких магистралей в центре — например, Тверской.

— Листья деревьев впитывают часть выхлопных газов и примерно половину мелкодисперсной пыли, которая может вызвать рак, — пояснил Роман Александрович.

Рельсы против машин

Урбанист Григорий Мельник уверен: заботиться о чистоте воздуха нужно, решая транспортную проблему.

— Москва занимает одно из первых мест в мире по темпам строительства метро. А подземка — это еще и экологический проект, — рассуждает эксперт. — Простой пример. Еще несколько лет назад конечной станцией Замоскворецкой линии на севере Москвы был «Речной вокзал». И каждый день к нему ехали сотни автобусов и маршруток из Химок и Долгопрудного. Тысячи автомобилистов из области старались оставить машину где-то недалеко от метро. В итоге весь Левобережный район, по которому областной транспорт двигался к «Речному вокзалу», испытывал дополнительную нагрузку на дороги, а его жители — на легкие. И вот Замоскворецкую линию продлили почти до МКАД. Теперь большая часть областного потока едет к станции «Ховрино» и не колесит по Москве. Конечно, это хорошо. Автовыхлопы не попадают в московский воздух. И таких примеров очень много, ведь метро пришло в Жулебино, Митино, Бескудниково, Зябликово, Новую Москву. В итоге огромные потоки транспорта — и личного, и общественного, заезжающие вглубь столицы, чтобы доставить людей к конечной станции метро, резко снизились. Горожане, как видно, это почувствовали.

По мнению эксперта, экологическим стал и проект МЦД — Московских центральных диаметров.

— Сотни тысяч и москвичей, и жителей области получили реальную альтернативу личному транспорту и маршруткам, — пояснил Мельник. — Сейчас, например, из Долгопрудного и московского района Северный куда логичнее выбираться на удобной электричке. Нет смысла ехать на маршрутке к метро из красногорских районов Павшино и Опалиха. На МЦД, во-первых, быстрее, а во-вторых, есть возможность пересесть сразу на несколько веток метро.

Вместе с тем, по мнению эксперта, транспортная проблема одновременно еще и политическая, что сильно мешает ее эффективному решению.

— С одной стороны, город принял решение о приоритете общественного транспорта. Главным образом — рельсового, потому что он не дает выбросов в атмосферу и не стоит в пробках, т. е. чистый и быстрый, — рассуждает Мельник. — С другой стороны, в Москве продолжают строить новые дороги, развязки и хорды, чтобы было удобнее автомобилистам. И зачем тогда автовладельцам пересаживаться на общественный транспорт, если им создают все условия для комфортного передвижения? Я прекрасно понимаю городские власти: автовладельцы одновременно и налогоплательщики, и избиратели, а значит, их интересы тоже нужно блюсти. Но в мире нет мегаполисов, где было бы хорошо всем — и тем, кто на машине, и тем, кто на общественном транспорте.

Итог пандемии и глобального потепления

Александр Чернокульский, старший научный сотрудник лаборатории теории климата Института физики атмосферы им. Обухова, шеф-редактор сайта «Метео-ТВ», рассуждает:

— Говоря о московском воздухе, нужно понимать две вещи. Первая — в отличие от промышленных центров, его загрязняют, главным образом, не выбросы предприятий и ТЭЦ, а автомобили, дающие свыше 90 процентов всех выбросов. Второй момент: важно не только, сколько выбросов попадает в атмосферу, но и как они рассеиваются. И вот с рассеиванием как раз есть проблема. Дело в том, что, благодаря глобальному потеплению климата, в Москве все чаще возникает такое природное явление, как блокирующий антициклон, да еще и с инверсией. Формально стоит хорошая солнечная погода. Фактически же выбросы, попадающие в атмосферу, не только не рассеиваются, но и «прижимаются» к земле — как раз на уровень наших легких. Такое явление чаще случается летом и зимою. Летом 2010 года блокирующий антициклон наложился на лесные пожары, и мы имели фактически экологическую катастрофу. И если с лесами и торфяниками власти вроде бы разобрались, то резко снизить объем автомобильных выхлопов куда более проблематично.

Григорий Мельник считает, что на ситуацию с чистотой воздуха в этом году сильно повлияла пандемия.

— Когда началась самоизоляция, воздух стал заметно чище, потому что снизилось число поездок на автомобилях. Но как только народ вышел на работу, возникла обратная тенденция: большинство из автовладельцев стали пользоваться машинами, чтобы не спускаться в метро, где есть риск заразиться. И сейчас в Москве серьезные пробки именно из-за этого.

Побольше электричества и чистых зон

Как сделать столичную атмосферу чище? По мнению Александра Чернокульского, имеет смысл развивать электротранспорт.

— Согласен. Троллейбусы в Москве, например, уже активно заменяются электробусами, которые быстрее и более маневренны. В дальнейшем электробусами можно заменить и обычные автобусы, — считает Роман Пукалов.

Автоэксперт Игорь Моржаретто уверен, что в ближайшие годы будет расти популярность электромобилей.

— Они имеют ряд преимуществ. Прежде всего — появились недорогие, в районе 600 тысяч рублей, модели. Во-вторых, власти Москвы предоставили владельцам электромобилей ряд льгот: они освобождены от уплаты транспортного налога, могут бесплатно парковаться и заправляться. Пока заправок, правда, не очень много, их сеть нужно расширять, — считает Моржаретто.

Григорий Мельник считает, что пора вернуться к идее создания в Москве экологически чистых зон.

— В свое время власти и эксперты обсуждали идею появления в Москве и Санкт-Петербурге районов, куда нельзя заезжать автомобилям с двигателем экологического класса «Евро-3» и ниже. Заехал — штраф. Подобные ограничения уже действуют во многих городах Европы, — пояснил эксперт.

В Германии, по его словам, экозоны действуют в 58 городах и в 11 федеральных землях. Каждой категории транспортных средств соответствует определенная наклейка — красная, желтая или зеленая: в зависимости от чистоты выхлопа. Автомобили низшей экокатегории не получают наклеек вообще. Причем покупать «экологический значок» автомобилист должен самостоятельно. Машинам с теми или иными значками и тем более без наклеек вообще запрещено въезжать в центры городов. За нарушение правил водителя ждет штраф — 80 евро.

— И никто, знаете, не плачет, что вот, я бедный, автомобиль старый, поэтому меня ограничивают. Логика простая: дышать свежим воздухом хотят все — и богатые, и бедные. И если ты воздух интенсивно загрязняешь, то в передвижениях своих ограничен. А не хочешь никаких ограничений — купи машину получше. Нет денег — езди на общественном транспорте. Помоему, это и логично, и справедливо, — рассуждает Мельник.

Менять психологию

Кандидат социологических наук, преподаватель МГУ Виталий Караев убежден:

— Чтобы сделать воздух в городе чище, нужно менять еще и сознание горожан. Если сейчас провести опрос: «Хотите ли вы дышать чистым воздухом?» — ответят «да», наверное, практически все. А если спросить: «Готовы ли вы для этого отказаться от поездок на машине» — процент ответивших «да» будет совсем другим. Почему? А потому что большинство искренне уверено: вот именно его машина воздух или не загрязняет, или загрязняет по минимуму. А смог создают какие-то другие автомобили! И поскольку так по-детски рассуждают миллионы, мы имеем то, что имеем.

Вместе с тем, как пояснил эксперт, сознание москвичей уже меняется.

— Возьмем ситуацию с сортировкой отходов. Ведь учимся же! Москвичам никто не платит за раздельный сбор и не штрафует, если вы мусор не сортируете. Тем не менее баки для пластика, стекла и бумаги — полны. Люди поняли, что да, разделять и перерабатывать мусор нужно, иначе мы в нем просто погрязнем. Вот и с автомобилями нужно так же. Другой вопрос, что будут и противники ограничения движения — например, автоконцерны и производители топлива. А они, между прочим, платят немалые налоги. С другой стороны, затраты на здравоохранение — когда нас лечат от «болезней грязного воздуха», например, рака легких, я думаю, куда больше этих налоговых отчислений. Государству выгодно, чтобы мы были здоровыми, потому что здоровый человек способен произвести больше товаров и услуг, а значит, заплатить больше налогов. Так что в чистом воздухе общество заинтересовано.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Антон Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы:

— За последние 10 лет нам удалось «отвоевать» у автомобилей 218 тысяч кубометров загрязняющих веществ — это диоксид азота серы, диоксид углерода, те вещества, которые оказывают влияние на здоровье граждан. Я считаю, что поймать тенденцию и в таком крупном мега полисе, как Москва, снизить выбросы на 21,8 процента — наша главная заслуга, несмотря на увеличение количества автомобилей в 1,5 раза. Также снизились выбросы наиболее распространенных загрязняющих веществ от стационарных источников. Ощутимый экологический эффект дала реконструкция и модернизация промышленных предприятий. Благодаря ей общий объем выбросов в атмосферу снизился на 2,4 процента, несмотря на рост энергопотребления.

За последние пять лет индекс загрязнения атмосферного воздуха в Москве снизился на 30 процентов и характеризуется как низкий. Введение в этом году в Москве режима повышенной готовности не только сберегло людей, но и положительно сказалось на экологии города. По данным автоматических станций контроля загрязнения атмосферы, расположенных вблизи автотрасс и жилых территорий, концентрация вредных веществ оказалась до 60 процентов ниже, чем в аналогичный период 2019 года.

ФАКТ

Воздух в Москве стал чище в том числе благодаря реконструкции крупнейших предприятий. Так, например, Московский нефтеперерабатывающий завод провел комплексную модернизацию, в результате чего воздействие на окружающую среду снижено более чем в четыре раза. Модернизированы и Курьяновские очистные сооружения, что в Печатниках. Интенсивность запаха, на который многие годы жаловались жители этого и соседних районов, существенно снизилась.

Читайте также: Мосприрода рассказала об эколого-просветительских мероприятиях в 2020 году

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.