Борис Хлебников: Фермерство - занятие в нашей стране бесполезное и безнадежное
Это заключительная часть его трилогии. Первые два фильма - «Свободное плавание» и «Сумасшедшая помощь».
Автор сценариев всех трех картин - Александр Родионов. Главную роль в жесткой картине о борьбе фермера за свою землю сыграл Александр Яценко. Корреспондент «Вечерней Москвы» встретился с Борисом Хлебниковым накануне его отлета в Берлин.
- Борис, как появилась идея снять фильм о российском фермере?
- Толчком к этому стал американский фильм 1952 года «Ровно в полдень» - классический вестерн Фреда про борьбу шерифа маленького городка с приехавшими бандитами. Сначала это было просто шуткой, баловством - я попробовал перетащить сюжет на российскую почву. Хотелось сделать жанровый фильм, современный вестерн. Потом мы со сценаристом Александром Родионовым начали всерьез этим заниматься. И в результате ничего практически не осталось от американского остова. Сюжет и жанр начали разваливаться, потому что появилось огромное количество наблюдений, которые потянули эту историю совсем в другую сторону. Мы начали встречаться с фермерами, брать у них интервью, снимать их быт, работу, попытались вникнуть в проблемы российского фермерства.
- Не утонули в них?
- Там утонуть негде. Все проблемы довольно понятны, прозрачны. Я совершенно не могу понять логику, но у нас делается все, чтобы никакого сельского хозяйства в помине не было. Причем законодательно.
На самом деле 20 лет все деревенское население России не работало вообще. И работать сейчас уже с трудом может. Мелкие фермерские хозяйства не могут выживать при этих законах и чиновниках-взяточниках. Это дело бесполезное, безнадежное и невозможное экономически. Этим занимаются люди наивные, чудаковатые, простодушные. И это было самое большое впечатление.
- Вы определили жанр фильма как «сельский вестерн». Это шутка?
- Это не я придумал. Кто-то другой. Но это словосочетание звучит глупо. Вестерн сам по себе - это обычная сельская история, даже когда в Америке. Это как «масло масленое».
- А почему поменяли рабочее название - «Конецдворье» - в память о Геннадии Шпаликове? У него же есть фильм с таким же названием…
- Вышло немного неудобно. В память - слишком пафосно. Мы взяли это название не спросясь никого. Наверное, своим фильмом наделаем путаницу… Взял я это название в знак уважения к группе «Гражданская оборона» и Егору Летову.
У них есть такая песня - «Долгая и счастливая жизнь». Настроение фильма во многом - это мои впечатления о группе «Гражданская оборона».
- О чем все-таки фильм? О земле и людях? О проблемах фермеров? Или…
- Очень сложно сформулировать… Получается плакат. Эти темы - скорее, для публицистики. Мы же старались уйти от этого. Сделать частную историю конкретного человека.
- Почему снимали именно на Севере?
- Честно говоря, мне ужасно надоела средняя полоса. Выглядит она довольно уныло и депрессивно. Готовясь к съемкам, мы объездили очень много фермерских хозяйств в средней полосе. И я понял что мы наложим довольно жесткую историю на депрессивный пейзаж. Мне не хотелось это делать. Наоборот мне хотелось показать, что сильной и красивой природе наплевать на то, что происходит вокруг. Эти события ее вообще не интересуют.
Снимали мы на Терском берегу Белого моря, в поселке Умба (Мурманская область). Там особая природа: сосны, скалы и небольшие участки земли, где раньше были фермы. И было очень важное для нас ощущение, что это где-то далеко от Москвы. Где есть все же своя, более прямая логика отношений людей с властью…
- Насколько типична история героя?
- Довольно типичная. Так случайно получилось, что на ферме, где мы снимали, в поселке Умба, произошла лет пять назад практически та же самая история. И таких историй противостояний отчаявшихся людей с государством мы слышали очень много.
- Вы снимали в реальном фермерстве?
- Да, но это хозяйство уже прекратило свое существование. Не смогло вписаться в экономическую схему.
Я понял, что решение снимать там было правильным, когда мы увидели, как деревья и кустарники нападают на заброшенные фермы, разваливают их. Эта природа дает ощущение вечного наблюдателя за всем, что делают люди, и эта природа сильнее людей.
- Местные жители как встретили москвичей?
- Они активно помогали. Но вообще у нас снимались в основном актеры из Театра.doc. Давно хотел их собрать вместе. Из непрофессионалов - только один, сыгравший чиновника.
- А еще у вас снова снялись Александр Яценко и Евгений Сытый. Это ваши талисманы?
- Не талисманы, а очень хорошие актеры. Никаких других причин у меня не было.
- Роль фермера Саши писалась изначально для Яценко или у него были конкуренты?
- Это изначально было написано для него. Кастинга не было. С Сашей вместе мы работаем давно, он снимался во всех моих фильмах. Я его очень хорошо знаю, он -меня. Мы уже вошли в такую стадию отношений, когда не нужно что-либо долго объяснять. Но здесь произошло обнуление ситуации. Ведь раньше я и другие режиссеры предлагали Саше играть героев младше его. А здесь Саша должен был сыграть совершенно необычного персонажа - ровесника, или даже человека старше.
Мы отменили все, что он умеет и знает. Начали работать по-новому. Это было очень тяжело поначалу и для меня, и для него. Но вдруг резко что-то произошло, новое качество актерского общения появилось…
- Вы снимали на цифру?
- Да, на среднюю, дешевую камеру. Но мы ее долго выбирали. Из-за роста Паше (оператору Костомарову - Н.Б.) нужно было носить ее на руках. Она должна быть легкой.
- Картина получилась как бы на стыке художественного и документального кино. Это намеренное изобразительное решение?
- Я посмотрел все документальные фильмы Костомарова. И хотел от него добиться именного этой достоверности. Я пытался просто развести мизансцену и дальше ничего паше не говорил. А он пытался документально зафиксировать.
- У вас «работают» в кадре и стихия огня, и стихия воды…
- Ну, пожар - это деревенская обыденность. Ничего символического. А с водой получилось странно… Мы реку специально не снимали. Но каждые выходные я с любопытством и иронией наблюдал, как Костомаров ходит и снимает реку.
Мне казалось, что такие красивые кадры в нашем фильме не будут работать. А потом на монтаже их поставили случайно - и что-то сильное произошло… Природа как бы заговорила - о том, что она отдельно от человека и будет всегда.
- Борис, некоторые сцены у вас происходят на крыльце местной администрации с табличкой «Единая Россия». Туда герои несут взятки, оттуда выходят самые отвратительные типы… Это реквизит или…
- Нам можно было и не вешать такую табличку - всем известно, какая партия у нас во власти…
- 9 февраля вы покажете картину на Берлинале. Поймет ли европейский зритель этот чисто российский беспредел?
- Понятия не имею. Вот вы меня спросили - и я задумаюсь над этим…
- В Европе фермерство немножко другое…
- Максимально другое…
КСТАТИ
Бюджет картины «Долгая счастливая жизнь» - 40 млн. рублей, из которых 28 миллионов дало Министерство культуры. В прокат лента выйдет весной (компания «Вольга»).
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Роман Борисевич, продюсер:
- Это вторая картина кинокомпании «Коктебель» в основном конкурсе Берлинале. Участие в 60-м Берлинском кинофестивале в 2010 году было для нас успешным: фильм Алексея Попогребского «Как я провел этим летом» взял три приза. «Серебряных медведей» получили исполнители главных ролей Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин, призом за операторскую работу был награжден Павел Костомаров, который также является оператором фильма «Долгая счастливая жизнь».
Я надеюсь, что частная история конкретного человека, которую мы рассказываем в нашем новом фильме, будет понятна зрителям 63-го Берлинале». Я оцениваю наши шансы высоко. Мне кажется, на любой фестиваль надо ехать исключительно за победой. Я надеюсь победить.
Александр Родионов, сценарист:
- В наш сценарий намотано пленкой многомесячный тонкий слой нашей общей памяти о фермах нечерноземной зоны России. Это непростые места. Там главный герой - земля и то, что на ней растет. Мы провели как бы документальное исследование - оно-то и стало еще одним соавтором сценария.
Нас очаровали своей смелостью и энтузиазмом очень разные люди: старые и молодые, бизнес-одаренные и авантюристы, потомственные крестьяне и новички из города.
Во всех, с кем мы общались, мы пробовали найти прототип нашего героя Саши – самого авантюрного и не самого удачливого молодого фермера. И на его примере посмотреть на конфликт, в который могут войти мечта о «долгой счастливой жизни» и мечта о свободе, независимости и праве на решение.
Екатерина Мцитуридзе, генеральный директор РОСКИНО:
- Раньше была пара Хлебников и Попогребский, теперь Хлебников и Костомаров, это такой же полноправный авторский тандем. И это все, можно сказать, - мастерская продюсера Борисевича. «Долгая счастливая жизнь» имеет все шансы следовать своему названию, так как помимо остросоциальной проблематики, помимо сюжета, это очень визуальное кино. Хлебников и Костомаров дополняют, досказывают друг друга и историю, разворачивающуюся на экране, и ни разу не выдают фальшивой ноты. Жесткое кино вполне соответствует формату Берлинского кинофестиваля.
А Александр Яценко становится абсолютным актером поколения. Он сейчас, безусловно, в пятерке лучших артистов страны. В этой роли он просто потрясающий. У него постоянно идет развитие актерских мускулов…