Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Дмитрий Быков: Он научился гордо прощаться и не возвращаться, когда трагически заканчивалась очередная любовь

Развлечения
Телеведущий Лев Новоженов, журналист Алексей Дидуров и писатель Виктор Шендерович. (слева направо)
Телеведущий Лев Новоженов, журналист Алексей Дидуров и писатель Виктор Шендерович. (слева направо) / Фото: Из архива Юлии Неволиной

Он родился 17 февраля 1948 года в Москве. Получив среднее образование, поступил в Литературный институт на семинар к Е.М. Винокурову, но, закончив первый курс, учебу бросил. 

Как только Дидурову исполнилось 18 лет, его тут же приняли в штат газеты «Комсомольская правда». С 1967 по 1970 проходил срочную службу в Погранвойсках. Затем снова работа в штате редакции «Комсомольской правды», а с 1972 по 1975 годы в отделе публицистики журнала «Юность». Далее внештатная работа на радио, ТВ, в театре и кинематографе в качестве автора и соавтора песен для спектаклей и кинофильмов; автор пьес и сценариев. Песни на стихи Дидурова, в том числе, прозвучали в фильмах «Розыгрыш» и «Не бойся, я с тобой». Знаменитый «Школьный вальс» сразу стал шлягером и по сей день раздается из окон каждой школы в день последнего звонка.

Вместе с Владимиром Алексеевым Дидуров создал рок-группу «Искусственные дети» и стал ее художественным руководителем. В 1979 Дидуров начал собирать еженедельное бесплатное литературное кабаре. Первые годы кабаре существовало подпольно, за 27 лет пришлось сменить более 30 мест. У микрофона на равных правах исполняли свои произведения и прославленные, именитые сочинители, и молодые, неизвестные авторы. Ценз один: талант. За все время существования в кабаре выступали Виктор Цой, Юрий Лоза, Майк Науменко, Юрий Шевчук, Александр Башлачев, рок-группы «Бахыт-компот» и «Несчастный случай»; прозаики и поэты Виктор Шендерович, Евгений Рейн, Татьяна Бек, Владимир Вишневский, Лев Новоженов, Аркадий Арканов, Григорий Остер, Булат Окуджава, Юлий Ким и многие другие.

После 1991-го года Дидуров публикует свои очерки, статьи, прозу, стихи и поэмы в периодике (журналы «Новый мир», «Дружба народов», «Огонек», «Юность», альманахи «Истоки» и «Альтернатива» и пр.). Книга прозы и поэм Алексея Дидурова «Легенды и мифы Древнего Совка» по рейтингу журнала «Огонек» в 1995 году вошла в десятку лучших книг России; антология литературного рок-кабаре «Солнечное подполье» названа газетой «Алфавит» лучшей русской антологией, а по итогам всероссийского конкурса «Артиада-99» антология «Солнечное подполье» получила статус лучшей отечественной книги 1999-го года. В конце 2005 - начале 2006 годов в «Эксмо» изданы три книги Алексея Дидурова - «Записки коренного москвича», «Русский рок - новый срок» и антология литературного рок-кабаре «Четверть века в роке». На телеканале «Культура» в 2004 году в рамках программы «Документальная камера» вышел фильм о Дидурове - Московская «Атлантида», и там же в 2006 году - «Rock. Уходящая натура».

Дидуров - член Союза Журналистов, а так же член и секретарь Союза Писателей Москвы. Алексей Алексеевич Дидуров умер 5 июля 2006 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Специально для "ВМ" об Алексее Дидурове вспоминает писатель и журналист Дмитрий Быков:

- Человек он был сложный, типичный self made man, воспитавший себя бескомпромиссно, научившийся держать собственные комплексы, мании и фобии в такой жесткой узде, какой не даст никакое домашнее дворянское воспитание. Он по ускоренному методу выучил английский, чтобы ориентироваться в англоязычном роке, и говорил бегло, хотя и с абсолютно русским произношением; я слышал однажды, как его интервьюировал кто-то из британских рок-журналистов, и дивился дидуровской пулеметной речи с множеством сложных книжных терминов (почерпнуть разговорные было неоткуда). Он научился молчать в ответ на прямые оскорбления и подначки, гордо прощаться и не возвращаться, когда трагически заканчивалась очередная любовь, когда выращенная и воспитанная им любовница уходила со всем новоусвоенным культурным багажом к надежному и глупому мужу. Это тоже стало важной дидуровской темой — как вы там без меня, когда я вас создал, я выучил вас всему: любви, стихам, отношению к жизни? 

Понимание своей конечной — и неотвратимой — победы научило его претерпевать временные обломы со стоическим достоинством. Он выучился держать себя в руках, не срывался, умудрялся с ледяной вежливостью выслушивать клевету и не реагировать на отказы. Отказывали же ему часто — в публикации (хотя никто уже ничем не рисковал), в пристанище для его рок-кабаре, в добром слове после книги, когда книги наконец-то начали выходить. Дидуров постепенно сделал из себя человека, которому почти ничего не надо. Не пил, не курил, ежеутренняя пробежка, летом — футбол, бесконечное плавание, загорание, спортивные лагеря, дружба с множеством спортсменов, к которым он вывозил на летние сборы кабаре в полном составе... Летом все знали, где искать Дидурова: у него был свой летний кабинет в Серебряном бору, на конкретном пляже, там написаны почти все поэмы: валялся на солнце, сочиняя, потом окунался, час плавал, вылезал, снова жарился. Там же принимал молодых литераторов, выслушивал их опусы; я приходил туда показывать новые вещи. Переплывая Москва-реку, попали под грозу, он под ливнем там же, в воде, читал «Плач на расставание с девой Марией», только что законченный, — сплошной дождь, хлеставший отовсюду, очень гармонировал с бурным отчаянием этого позднего любовного текста. Так мне это и запомнилось — разлив, разрыв, молнии, среди всего этого Дидуров на середине реки, читающий страшное любовное стихотворение о девочке, которая никогда не вернется.

Вместе с Дидуровым ушла эпоха — это штамп, но в его случае это уж точно не преувеличение. Это была эпоха, когда стихи значили больше всего на свете, потому что только они и остаются; со временем это понимание вернется и правильная иерархия восстановится, но это, как вы понимаете, произойдет не завтра. Дидуров и такие, как он, — а их было не слишком мало, хотя никогда не бывает много, — были главным итогом и оправданием советской системы, которая их сформировала и которую они переросли. Дидуров был центром московской жизни и литературы, точкой, в которой сходилось множество путей и биографий. Он умел придавать смысл всему. Без него это трудно — нет ощущения, что сделанное тобой кому-нибудь интересно. Не знаю, кто давал это ощущение ему самому.

Сильный человек, писавший сильные стихи, выпадавший из любых рамок и погибший, когда эти рамки рухнули, как погибает глубоководная рыба на мелководье, — он выдержал пресс власти, но не выдержал безвременья, когда ничто никому не нужно. Наше дело сохранить сделанное им до времени, когда это опять будет востребовано и спасительно.

Владимир Вишневский, поэт, киноактер:

- Алексей Дидуров, которого нет уже с нами семь лет, был и остается, на мой взгляд, большим русским поэтом. И оцененным, и- недооцененным при жизни. Сегодня время «додает» ему истинное значение.

Это был не просто значимый  поэт, но и художник-донор.. Он реально, а не напоказ воспитывал молодых поэтов. Вкладывал душу, силы, время в то, что называется несколько расхожее «воспитание молодых». Умея (как никто) радоваться успехам других. Еще и в этом его (как бы пафосно это не прозвучало) вклад в   российскую  словесность.

Его кабаре «Кардиограмма» осталось фактом московской культурной жизни. То, что мы – будучи на разных стадиях своего роста – ходили в кабаре и считаем себя еще и поэтами кабаре (какую бы славу кто потом ни приобрел), - это все тоже Алексей Дидуров.  Серьезные поэты- к примеру, Инна Кабыш, Дмитрий Быков, Виктория Иноземцева, Елена Исаева...  Можно и продолжить.

Кстати, сам Дидуров был еще и очень во многом поэтом Москвы. Дидуровская Москва – это  особый мир, куда интересно и сегодня заныривать людям уже не знающим той самой столицы коммуналок и послевоенных дворов...  

Дидуров еще нуждается в своем реальном прочтении. Это очень большой поэт, выразивший целую эпоху, и несправедливо, что вся страна его знает лишь по песне «Когда уйдем со школьного двора под звуки нестареющего вальса…». Хотя и это в России немало, но и... все же неправильно в данном случае...  

Поэта  Алексея Дидурова стоит помнить, поминать ... Читать.  Он – есть. 

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.