Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Петр Тодоровский: Все, что я снимаю, связано с войной

Сюжет: 

Умер Петр Тодоровский
Развлечения
Лейтенант-артиллерист Петр Тодоровский.
Лейтенант-артиллерист Петр Тодоровский. / Фото: «Вечерняя Москва»

В самый разгар войны, летом 1943 года, Петр Тодоровский был курсантом Саратовского военно-пехотного училища, с 1944 года — командиром взвода в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии 1-го Белорусского фронта.

Дошел фронтовыми дорогами до Эльбы. «Самое счастливое воспоминание о вой не, — говорит он, — это 8 мая 1945 года на Эльбе. Это было потрясающее ощущение — просто наступила тишина. Мы с тяжелыми боями вышли к мосту, а по ту сторону уже стояли американцы, они раньше подошли. И тут тишина, и река, и трава, и слышно, как поют птицы… Мы валялись в траве вместе с лошадьми, сбросив вонючие портянки, и не верили, что остались живы. Потом эта тишина легла у меня в сценарий «Оглушенные тишиной».

В каждом фильме Петра Тодоровского так или иначе прорывается отголосок войны. В финале фильма «По главной улице с оркестром» звучит песня на слова Григория Поженяна, тоже фронтовика, и в ней — рефреном строчка: «На том берегу, где мы были». Фильм этот вовсе не про войну, но главный его герой — он с «того берега». И так во всем, к чему прикасается Тодоровский. Даже в таких сугубо мирных его картинах, как «Фокусник», «Городской романс», находится место персонажу с фронтовой биографией, и в обоих случаях — в исполнении Зиновия Гердта, который знал войну тоже не понаслышке.

Снятая Тодоровским «Риорита» — тоже о военном времени, которое дало примеры не только человеческой доблести, но и трусости, подлости, предательства. Главный ее герой — сексот, доносчик.

«Риорита» так и не вышла в прокат?

— Ее купил Первый канал и дважды уже показал, оба раза — в День Победы. А вот в кинопрокате этой картины не было. Такова, к сожалению, судьба большинства отечественных фильмов. Прокатчики предпочитают американское кино, которое делает сборы.

Вы смотрите современные фильмы о войне, снятые молодыми режиссерами?

— Нет.

Принципиально не хотите это смотреть?

— Никакой принципиальной позиции я по этому поводу не придерживаюсь. Просто если слышу, что появилась хорошая картина о войне, стараюсь ее посмотреть. Например, посмотрел новую «Брестскую крепость». В старом фильме защитники крепости навсегда остаются в ее подвалах, а здесь они сдаются в плен. Первая половина, на мой взгляд, хорошо сделана, а к концу, мне кажется, фильм теряет то напряжение, которое было в начале.

А картину Веры Глаголевой «Одна война» вы посмотрели?

— К сожалению, пропустил. Мне говорили, что это хорошая картина, что в ней есть правда о войне.

Фильм Глаголевой — о женщинах, которые родили детей от немецких оккупантов и оказались сосланы на островок в Карелии. Картина страшно возмутила ветеранов: мол, автор пытается бросить тень на нашу великую Победу. Вот вы говорите — правда о войне. А кому нужна такая правда?

— Правда, какой бы она ни была, нужна всем. Кроме тех, кто ищет опору в мифах. Ведь то, о чем рассказала Глаголева, случалось, и нередко.

К военному, послевоенному прошлому вы часто обращаетесь потому, что эта эпоха вам более близка и понятна, нежели нынешняя?

— Мой замечательный друг, режиссер Марлен Мартынович Хуциев, получая «Нику», выступил с программной речью. Он сказал: раньше была цензура, но мы не знали, откуда деньги берутся, кинопроизводство финансировалось государством, а сейчас режиссеры ходят с протянутой рукой. Мы превращаемся в жалких просителей.

Вы однажды сказали, что музыку к своим фильмам пытаетесь сочинять еще на стадии написания сценария. Музыка подсказывает сюжетные ходы, помогает определить интонацию будущей картины?

— Интонацию — стопроцентно. А иной раз и сюжет. Когда я сочинял сценарий «Военно-полевого романа», то в какой-то момент зашел в тупик, не знал, как будут дальше развиваться события.

И вот, что называется, музыка навеяла?

— Да, она подсказала сюжетный ход. Я придумал заместителя председателя райисполкома, к которому героиня приходит требовать квартиру, и дальше в сценарии все сдвинулось с места. После того как в «Военнополевом романе» я сочинил и главную тему, и песенку «Городок провинциальный» на слова Шпаликова, я стал писать музыку ко всем последующим фильмам. И выдающиеся кинокомпозиторы Андрей Петров, Исаак Шварц, царство им небесное, даже говорили мне по этому поводу всякие приятные слова.

Герой вашего фильма «Фокусник» близок вам внутренне?

— Очень. Человек, который не поддается разного рода соблазнам, живет так, как считает нужным и единственно возможным для себя… Мне это близко.

Александр Володин, написавший сценарий «Фокусника», был таким же, как и его герой?

— Это во многом его копия. Да и Бузыкина, героя «Осеннего марафона», он, насколько я понимаю, писал с себя.

Вы дружили с Володиным?

— Дружил, и очень тесно. Так вышло, что мы с Мирой (Мира Григорьевна Тодоровская, жена Петра Ефимовича Тодоровского. — «ВМ») свадьбу сыграли в ленинградской квартире Володина… На стихи Володина я несколько песен написал.

Вот это — «Простите, простите, простите меня…»?

— Да. А еще: «Сначала трясся на подножке/ от контролеров поездных,/ потом проник в вагон, к окошку,/ потом на мягкой полке дрых…» Мы очень дружили. Я получал с дарственной надписью почти каждую его книгу. Когда он приезжал в Москву, обязательно звонил. Он создал свой мир, ни на что не похожий. Удивительный драматург и поэт. Другим близким другом был для меня Зиновий Гердт, Зяма... Я находился рядом с ним до его последней минуты.

У Юрия Левитанского есть строки: «Я не участвую в войне, она участвует во мне». Вы про себя можете сказать то же самое?

— В полной мере это и ко мне относится. Все, что я снимаю, так или иначе связано с войной. Никуда я не могу от нее деться.

ОБ АВТОРЕ

Валерий Выжутович — известный российский журналист, автор полутора десятков книг, лауреат премий «Золотое перо России», «Серебряный гонг», «Золотая полка российской журналистики». Работал специальным корреспондентом «Комсомольской правды», обозревателем «Литературной газеты», в годы перестройки возглавлял отдел публицистики журнала «Огонек». Позже был обозревателем «Известий», «Московских новостей». Вел телевизионные программы.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.