«Пиковая дама» для режиссера
Мало про кого из современных режиссеров приходится слушать столь полярные мнения. Некоторые считают, что Лунгин — один из тех авторов, которые, не изменяя себе, создают российское кино с международным потенциалом и при этом умудряются не повторяться. Но говорят про Лунгина и другое — мол, внимательно следит за конъюнктурой и колеблется вместе с общественно-политической и киношной модой.
Как бы то ни было, любой фильм Павла Лунгина в Росии обречен на повышенное внимание. Его ≪Такси-блюз≫ запомнился не только тем, что открыл миру новую артистическую ипостась Петра Мамонова, но и тем, что на рубеже 1980–1990-х стал одним из фильмов, отмеченных Каннским кинофестивалем. Таких много не было никогда. После ≪Такси-блюза≫ картины Лунгина какое-то время автоматически попадали в каннский конкурс — ≪Луна-парк≫ без особого успеха, а ≪Свадьба≫, к примеру, увезла с Лазурного Берега приз за лучший актерский ансамбль. Впрочем, для широкого зрителя имя Лунгина связано с другой картиной — ≪Островом≫, в котором Петр Мамонов играет душераздирающую историю монаха, кающегося за смертный грех. Все составляющие творческого метода Лунгина — широкие мазки, не самая изощренная драматургия, акцент на актерские работы — здесь сработали в паре с любимым в народе жанром ≪рассказ о несвятых святых≫.
≪Царь≫ стал последней ролью Олега Янковского, который впервые встретился на съемочной площадке с любимцем Лунгина Мамоновым. Соревнования, правда, не вышло — то ли по режиссерской задумке, то ли по каким-то иным обстоятельствам фильм превратился в триумф митрополита, сыгранного Янковским, над бесноватым Иваном Грозным в исполнении Мамонова — хотя в фильме сюжет прямо противоположный. Утвердившись как мастер масштабных постановок, Лунгин задумал самый амбициозный проект — фильм ≪Пиковая дама≫ с британцем Рэйфом Файнсом в главной роли. Проект готовится к съемкам уже два года, и, видимо, станет одним из самых дорогих за последние несколько лет. Сам Лунгин уверяет, что возраст не мешает делать ему современное кино.
≪От возраста больше всего страдает только тот, кто обращает на него внимание≫, — говорит он. И в его случае в это не поверить не получается.