3 самых известных российских франкмасона
Эти организации существуют во всем мире, их идеология восходит к раннему христианству и иудаизму, ориентированы они на идеи нравственного совершенствования и духовного роста.
Франкмасоны, в переводе со старофранцузского – «вольные каменщики», носят свое имя в честь братства ремесленников, родоначальников этого движения. Несмотря на то, что в 1822 году их деятельность оказалась в России вне закона, масонское течение еще дважды возрождалось в России: в начале XX века и уже после развала СССР, хотя прежнего размаха конца XVIII – начала XIX веков не достигло. Как оно проникло в нашу страну? Согласно неподтвержденной легенде, первое масонское объединение в России организовал, вернувшись из Великого посольства, еще Петр I, принятый во время своего путешествия в ряды представителей английской Великой ложи. Но, по официальной версии, российское франкмасонство берет свое начало со времен правления императрицы Анны Иоанновны.
Самое ранее историческое упоминание об этом движении в России относится к 1731 году, когда, как об этом сообщается во втором издании «Конституции Вольных Каменщиков» Джеймса Андерсона, лорд Лоуэлл, гроссмейстер Великой Лондонской ложи, выбрал капитана Джона Филипса Великим провинциальным мастером «для всей России». Но в то время в масонских ложах, появлявшихся на территории Российского государства, состояли только иностранцы, преимущественно англичане, и только в 40-х годах XVIII века в них начали вступать русские дворяне.
На протяжении всего периода существования российского франкмасонства, зачастую обвиняемого в прозападной направленности, в организации вольных каменщиков вступали наиболее видные представители общества, культурно образованные, благородные по происхождению, зачастую приближенные к правящим кругам. «Вечерняя Москва» назовет трех самых известных российских деятелей франкмасонства:
1. Иван Перфильевич Елангин (1725-1794)
Иван Елагин, писатель и сенатор, был приближен ко двору Екатерины II. Он состоял на службе в различных государственных ведомствах, довольно значительный период, с 1766 по 1779 года, управлял Императорскими театрами. Иван Перфильевич, один из самых пылких сторонников франкмасонства в те времена, в 1772 году был провозглашен первым Великим Мастером петербургской «Провинциальной ложи», основанной в России как филиал английской «Великой ложи».
С первой половине 70-х годов «Великая провинциальная ложа» объединила под своим началом 14 масонских организаций, получивших название «елангинских». Общее число членов, входивших в состав контролируемых Елангином объединений, не превышало четыреста человек. Иван Перфильевич распространял в подконтрольных ему ложах систему, полностью заимствованную из Англии. По свидетельствам современников «елангинские» организации скорее представляли собой дворянские клубы по интересами, чем преследовали цели духовного развития.
Во второй половине 70-х годов Великому мастеру пришлось пойти на уступки своему сопернику – немецкому барону П.-Б. Рейхелю, который основал в России несколько собственных масонских лож, работавших по Циннендорфской (Шведско-Берлинской) системе «слабого подчинения», в рамках которой внешним проявлениям, обрядам не придавалось большого значения, а уделялось внимание, в первую очередь, укреплению моральных ценностей среди братьев. Забота о нравственном облике членов давало Рейхелю ощутимое преимущество, и многие покинули объединения Елангина и вступили в организации барона. Чтобы не потерять последних сторонников, Елангин объединился с Рейхелем, но был вынужден отказаться от английской системы в пользу Циннендорфской, хотя и оставался в звании Великого мастера. Союз успешно просуществовал вплоть до 1784 года, когда, скорее всего, по негласному велению императрицы, его работа была приостановлена на два года.
Во второй половине 80-х годов глава союза увлекся мистицизмом, и он активно поддерживал проведение магических ритуалов и спиритических сеансов, что не могло не отразиться на деятельности его возрожденных в 1786 году лож. В конце десятилетия наступил закат эры петербургского франкмасонства: елангинский союз доживал свой век, а в 1792-1793 годах в связи с делом Николая Ивановича Новикова, о котором будет сказано ниже, окончательно упразднился. Новый этап становления движения связывался уже с Москвой, более свободной и раскрепощенной в духовном плане, чем Петербург.
2. Николай Иванович Новиков (1744-1818)
Вместе с немцем Иоганном-Георгом Шварцем Новиков, журналист и один из крупнейших деятелей российского Просвещения, встал во главу московского франкмасонства. Николай Иванович, родом из небогатой дворянской семьи, начал издавать журналы еще в Петербурге: «Трутень» (1969), «Пустомеля» (1770), «Живописец» (1772-1773), «Кошелек» (1774), в которых он изобличал крепостников, высмеивал придворных и вступал в спор с Екатериной II. Высоконравственные идеалы, которые исповедовал Новиков, сблизили его со средой масонов, и в середине 70-х годов он вступил в елагинскую ложу «Астрея», потом перешел в одно из объединений Рейхеля. В 1779 году в Москву Николая Ивановича пригласил знаменитый тогда масон М.М. Херасков, куратор Московского университета, и предложил журналисту издавать журнал «Московские ведомости».
Оказавшись в московском кругу вольных каменщиков, Новиков сразу сблизился со Шварцем, и в 1780 году они организовали собственную ложу «Гармония», к которой присоединились многие их друзья, видные масоны. Не соблюдение обрядов, а изучение истории и тайн движения, поиск «истинного масонства» были объявлены главной целью «Гармонии». В 1782 году Шварц, поставивший себе задачу обрести единственное верное знание о масонстве, вернулся из поездки Европу уже членом Ордена розенкрейцеров, занимающегося поиском скрытой от обычных людей, мистической истины, и полученными знаниями поделился только с избранными, в том числе и с Николаем Ивановичем.
После Вильгельмсбадского масонского конгресса, состоявшегося в 1782 году, Россия была признана самостоятельной масонской державой, и московский кружок поспешил заявить о создании «Капитула Русской провинции», в котором Новикову отвели скромную роль казначея. В то же время Николай Иванович стал президентом Директории VIII провинции ордена.
В 1783 году не без посредничества Шварца Новикова и других представителей их братства приняли в Орден розенкрейцеров. В этом же году четыре московские ложи «Трех знамен», «Озириса», «Латоны» и «Сфинкса» объединились в Орден Злато-розового креста, и Великим мастером был выбран друг Николая Ивановича Николай Никитич Трубецкой. В 1784 году московские вольные каменщики организовали еще один масонский центр – ложу теоретического градуса, подготовительную ступень на пути к высшим розенкрейцерским степеням. По данным самого Новикова, с 1782 по 1786 годы Орден Злато-розового креста управлял девятнадцатью ложами, тринадцать из которых заседали в Москве.
Начиная с середины 80-х годов, периода расцвета просветительских и масонских занятий Николая Ивановича, ему приходилось бороться с растущим недовольством царских чиновников. В 1792 году общественного деятеля, обвиняемого в сотрудничестве с иностранцами, осуждаемого за участие в масонстве, по указу Екатерины II заключили в Шлиссельбургскую крепость на пятнадцать лет, а освободили только уже при императоре Павле I. После освобождения истощенный, постаревший Новиков не смог продолжать свою работу и до самой смерти прожил в селе Авдотьино.
3. Василий Валентинович Мусин-Пушкин-Брюс (1773-1836)
Граф Василий Валентинович Мусин-Пушкин, в 1813 году получивший чин тайного советника, родился в семье генерала-фельдмаршала. Он обучался в Геттингенском университете, в Германии, и служил камергером при императорском дворе. Василий Валентинович, увлеченными различными видами искусства, поддерживал связь с представителями театральных и литературных кругов Петербурга, с 1835 года председательствовал в Императорском обществе поощрения художеств. Мусин-Пушкин прославился, прежде всего, тем вкладом, который он внес в работу российских масонских лож начала XIX века.
В середине 1810-х годов в среде вольных каменщиков разразилась революция: несколько лож, в основном представленные многочисленными тогда в масонских кругах немцами, выступили против контроля со стороны Великой Директориальной ложи «Владимира к порядку», возглавляемой Иваном Васильевичем Бебером и негласно разрешенной правительством. Конфликт возник из-за того, что Бебер, посредник между масонами и правительством, в управлении ложей «Владимира к порядку», объединившей под своим крылом многие масонские организации, отказался от Циннендорфской системы «слабого подчинения» и перешел к подчинению «сильному», подразумевавшему крайнюю мистическую направленность франкмасонства и сохранение беспрекословного подчинения членов низших степеней перед высшими.
В 1815 году Бебер неофициально предложил российскому правительству признать существование в России двух масонских союзов: первого, консервативного, во главе с ним, и второго, «революционного», принуждающего членов высших степеней отчитываться перед младшими братьями. Как неудивительно, власти дали на разделение свое согласие. Вскоре после объявления этого решения на базе четырех масонских организаций, лож «Петра к правде», «Палестины», «Изиды» и «Нептуна» была создана «Астрея», Великим мастером которой был избран Василий Валентинович Мусин, единственный русский из всего руководящего состава ложи.
Чтобы привлечь больше сторонников, представители «Астреи» гарантировали членам право свободно избирать управленцев и освобождала их от финансовых обязательств, кроме сбора на благотворительные нужды. Позже в союз вступили еще три объединения: ложи «Александра к коронованному пеликану», «Елизаветы к добродетели» и «Соединенных друзей». «Астрея» ознаменовала собой реформаторскую идею, и своим появлением предвещала развитие политической ситуации в стране. Союз был распущен в 1822 году в связи с введением запрета на тайные объединения императором Александром I.