Русская нечисть вышла в просторы Дарвинского музея
Чертенок, якутские предания и Леший-Игорь с мухоловкой
«С 10 утра у нас идут мастер-классы, а в 13:00 будет праздничное мероприятие, где дети попрощаются с лешим. Не забудьте прийти на лесное дефиле в 15:00» - читаю я в афишке. Пока я размышляю, мимо меня проносятся маленькие домовики, кикиморы и всякая нечистая сила.
За столом сидит маленький чертенок Катя с карими сверкающими глазами - первоклассница помогает своей маме Елене в организации мастер-класса.
- Попробуйте определить, какому дереву принадлежит каждый из этих листиков, - обращается к посетителям Елена и раскладывает картинки. Участники мастер-класса задумываются: оказалось, найти соответствие не так и просто. Для этого нужно развивать память и обращать внимание на вещи, которые кажутся обыденными и обыкновенными.
Недалеко от леса чудес располагается мастерская по изготовлению подделок из природных материалов. За столом оживленно переговариваются Евгения Сидорова – работник Дарвинского музея – и искусствовед Антонина Нефедова.
- Я сама приехала из Якутии. У нас с лешим связаны особые приметы: например, перед едой принято кусочек хлеба бросать в сторону леса и только потом приступать к трапезе. В отличие от других регионов, у нас леший – Бог диких животных, а не леса.
- А у нас леший является скорее в образе соседа или босса, - смеется Евгения. – И вообще, леший может являться ребенком, мужчиной и вовсе животным.
Пока Тоня, как ласково ее называет Евгения, занимается поделкой (сооружает лешего), к Евгении подходит мальчик лет 7 с самым серьезным выражением лица.
- Как тебя зовут? – чуть улыбнувшись серьезности мальчика, спрашивает Евгения.
- Я Леший! Игорь! Но я Леший! – выразительно сказал мальчика, и трудно не поверить ему, глядя на обсыпанный листочками костюм. - Я буду делать мухоловку. На все предложения о ежиках, леших и кикиморах он отрицательно качал головой. Мухоловка. И все тут. Евгения с Лешим взяли пластилин и приступили к подделке.
– Такие мастер-классы помогают в развитии моторики. Каждое движение носит смысловую нагрузку: тут прикрепить, тут сгладить или собрать вместе несколько частей. У детей развивается четкость движений, - объясняет Евгения. – Вот и получилась мухоловка, заберешь домой себе? Леший-Игорь утвердительно кивнул: «Спасибо!».
Возвращаемся к славянским традициям
Ольга Алексеевна Гвоздева, организатор «Дня Лешего» в Дарвинском музее, родилась в Москве, но долгое время прожила вместе с семьей около подмосковных лесов. Предания о лешем она знает не понаслышке. Папа Ольги Алексеевны был охотником, но в течение последних октябрьских дней он в лес не ходил.
- Славяне очень бережно относились к лесу: его нельзя было мучать, пастухи пасли своих животных в лесу, но не собирали ни ягод, ни грибов для себя. Считалось, что все дары леса нужно отдавать животным.
Удивительно, именно отношение крестьян к священному и оберегаемому лесу! Они наделяли его мифическими качествами. Наши предки считали, что в эти октябрьские дни леший бегает по лесу, чудит и охает. Поэтому в лес никто не ходил. Ведь это действительно был переломный момент в природе: температура резко падает, природа меняется, скоро снег пойдет – все так или связано с этими днями. Крестьяне понимали, что окружающей среде надо подготовиться к долгой утомительной зиме. Они возвращались в лес только после того, как выпадет снег и земля замерзнет.
Как ни странно, потребность вернуться к нашему культурному прошлому возрождается. Количество людей, посещающих «День Лешего», увеличивается с каждым годом. Особый интерес проявляются маленькие дети лет 6-7. Видно, как люди положительно реагируют: они включаются к игре и мастер-классам. Кроме того, «День Лешего» собирает самое большое количество посетителей – 5000- 6000 тысяч. Так я понимаю, что потребность возродить культурные традиции у наших посетителей велика.
День лешего и Хэллоуин - один и тот же праздник?
День Лешего и Хэллоун (от англ. Halloween) различаются по многим критериям. Западный праздник во многом похож на нашу рождественскую неделю, в ходе которой девушки и молодые люди колядовали. Тогда люди наряжались, выворачивали одежду наизнанку и ходили в соседние дома просить вкусности. Западные дети также наряжаются и отправляются пугать соседей, в итоге собирая большие ведерки сладостей.
День Лешего же имеет другие традиции: в этот день славяне не выходили никуда из дома, так как он считался семейным праздником. У крестьян было даже принято не выходить за территорию деревни. Они сидели дома и отмечали окончание лета, а песни и пляски считались необходимой частью праздничного вечера.
Однако День Лешего и Хэллоуин имеет общую черту – это возможность украсить себя. Как жители Запада одевались в чудищ и приведений, так и у нас были ряженые в леших, кикимор и так далее.
КСТАТИ
Славяне относились к лесу как к живому существу, которым управляет леший – лесной черт и творение Дьявола. По народному поверью, в старину на Ерофея (17 октября) в лес не ходили – боялись лешего. Существовала даже поговорка «Лес видит, а поле слышит». Однако леший не представлял реальной угрозы для человека, он кричал, хохотал, хлопал в ладоши и ломал под корень деревья, а после первых петухов проваливался в этот день сквозь землю до самой весны.
Этот же день славяне связывали с началом долгих зимних холодов. Крестьяне ждали первого снега - «с Ерофея зима шубу надевается» - прощались с летом песнями и традиционными обрядами.