Денис Мацуев: Русскую публику не обманешь
Второй пройдет в Московском международном Доме музыки. Здесь пианист выступит в сопровождении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова.
Насыщенный график гастролей мешает отечественной публике встречаться с ним чаще, чем хотелось бы. Сам же Денис Мацуев находит любую возможность, чтобы порадовать ценителей музыки в России.
При этом говорит, что российская публика — самая трудная.
— Почему отечественная публика для вас самая трудная?
— Не только для меня. Российский слушатель, даже если он не музыкант, каким-то мистическим образом сразу понимает, что ты собой представляешь и чего на самом деле стоишь.
— Российский слушатель настолько проницателен?
— Абсолютно. Поэтому каждый концерт — это бой с мистикой зала. Зал надо завоевывать потом и кровью. Если ты хочешь сделать себе имя в России, тебе надо положить на это минимум шесть, а то и восемь лет.
— Недавно вы выпустили новый альбом, который открывается записью Второго концерта Рахманинова. И не кому-нибудь, а именно вам несколько лет назад фонд доверил исполнение неизвестных опусов композитора. Как эти сочинения попали к вам?
— Их передал мне внук композитора Александр Борисович. Это студенческие работы Рахманинова. Легенда гласит, что он, 19-летний студент консерватории, послал свои произведения Чайковскому.
Ноты были переданы через секретаршу, но она их потеряла, и до Чайковского они не дошли. Увидев партитуру, я очень удивился. Откровенно другая музыка, другой язык. Никогда бы не поду- мал, что это написал Сергей Рахманинов.
— После вас кто-нибудь исполнял эти произведения?
— Теперь уже многие их играют. Они введены в музыкальный оборот. Рахманинова нельзя не играть. Он был гений во всех своих ипостасях. Мне Рахманинов очень близок и как человек.
Благодаря его внуку я окунулся в атмосферу рахманиновского дома. Я благодарен судьбе за то, что она соединила меня не только с произведениями Рахманинова, но и с его семьей, домом.
И даже с его роялем. Ведь мой альбом записывался на рояле самого композитора.
— Это правда, что, гастролируя по миру, вы только на своих инструментах играете?
— Да, бывает, за мной возят рояль. Если я знаю, что на сцене, где мне предстоит выступать, стоит плохой рояль, я прошу, чтобы привезли хороший. Я пользуюсь услугами фирмы «Ямаха». Она имеет свои представительства по всему миру.
— Чтобы стать выдающимся музыкантом, в детстве надо быть вундеркиндом?
— Совершенно необязательно. Вот я, например, был обыкновенным мальчиком.
И очень не люблю этого слова — «вундеркинд».
— И все же… Как президент международного фонда «Новые имена» вы наверняка ставите перед собой задачу искать юные дарования, чтобы вырастить из них музыкальных звезд.
— Разумеется, мы ищем талантливых детей. Но выращивать из них звезд не входит в нашу задачу. Вундеркинды, достигнув пятнадцати-шестнадцати лет, как правило, растворяются в атмосфере. В этом «заслуга» и родителей, и тщеславных педагогов. Это не «Фабрика звезд». Мне, кстати, предлагали поучаствовать в аналогичном телепроекте — та же «Фабрика звезд», только с исполнением фортепианной классики. Я сразу отказался.
— Почему российскому музыканту, чтобы состояться в России, надо сначала состояться в Европе, Америке?
— Тому много разных причин, но действительно существует такая закономерность.
Хотя я, например, никуда не уезжал, жил здесь. И свою музыкантскую карьеру я начинал в России. Мне представлялось важным состояться именно здесь. Я считал необходимым и полезным, прежде чем начать гастролировать по миру, закалиться на русской публике.
Она — самая трудная, что там ни говори. В Америке легче в одном отношении: если у тебя был дебютный триумф — все, дело сделано, публика и дальше пойдет за тобой. У нас же такая привязанность не гарантируется.
Если ты сегодня пережил успех, пусть даже очень громкий, это еще не значит, что на следующем концерте у тебя будет аншлаг.
— Право на аншлаг надо все время доказывать?
— Обязательно! Концерт в Вологде, Костроме, Ярославле или Владимире требует от музыканта большего напряжения сил, чем концерт в Нью-Йорке или Лондоне. Это чистая правда.
ОБ АВТОРЕ
Валерий Выжутович — известный журналист и лауреат многих премий. Работал специальным корреспондентом «Комсомольской правды», обозревателем «Литературной газеты». Позже был обозревателем «Известий», «Московских новостей».