Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Денис Мацуев: Русскую публику не обманешь

Развлечения
 Денис Мацуев победил на международном конкурсе П. И. Чайковского в 1998 году - пианисту на тот момент было всего 23 года.
Денис Мацуев победил на международном конкурсе П. И. Чайковского в 1998 году - пианисту на тот момент было всего 23 года. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Второй пройдет в Московском международном Доме музыки. Здесь пианист выступит в сопровождении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова.

Насыщенный график гастролей мешает отечественной публике встречаться с ним чаще, чем хотелось бы. Сам же Денис Мацуев находит любую возможность, чтобы порадовать ценителей музыки в России.

При этом говорит, что российская публика — самая трудная.

Почему отечественная публика для вас самая трудная?

— Не только для меня. Российский слушатель, даже если он не музыкант, каким-то мистическим образом сразу понимает, что ты собой представляешь и чего на самом деле стоишь.

Российский слушатель настолько проницателен?

— Абсолютно. Поэтому каждый концерт — это бой с мистикой зала. Зал надо завоевывать потом и кровью. Если ты хочешь сделать себе имя в России, тебе надо положить на это минимум шесть, а то и восемь лет.

Недавно вы выпустили новый альбом, который открывается записью Второго концерта Рахманинова. И не кому-нибудь, а именно вам несколько лет назад фонд доверил исполнение неизвестных опусов композитора. Как эти сочинения попали к вам?

— Их передал мне внук композитора Александр Борисович. Это студенческие работы Рахманинова. Легенда гласит, что он, 19-летний студент консерватории, послал свои произведения Чайковскому.

Ноты были переданы через секретаршу, но она их потеряла, и до Чайковского они не дошли. Увидев партитуру, я очень удивился. Откровенно другая музыка, другой язык. Никогда бы не поду- мал, что это написал Сергей Рахманинов.

После вас кто-нибудь исполнял эти произведения?

— Теперь уже многие их играют. Они введены в музыкальный оборот. Рахманинова нельзя не играть. Он был гений во всех своих ипостасях. Мне Рахманинов очень близок и как человек.

Благодаря его внуку я окунулся в атмосферу рахманиновского дома. Я благодарен судьбе за то, что она соединила меня не только с произведениями Рахманинова, но и с его семьей, домом.

И даже с его роялем. Ведь мой альбом записывался на рояле самого композитора.

Это правда, что, гастролируя по миру, вы только на своих инструментах играете?

— Да, бывает, за мной возят рояль. Если я знаю, что на сцене, где мне предстоит выступать, стоит плохой рояль, я прошу, чтобы привезли хороший. Я пользуюсь услугами фирмы «Ямаха». Она имеет свои представительства по всему миру.

Чтобы стать выдающимся музыкантом, в детстве надо быть вундеркиндом?

— Совершенно необязательно. Вот я, например, был обыкновенным мальчиком.

И очень не люблю этого слова — «вундеркинд».

И все же… Как президент международного фонда «Новые имена» вы наверняка ставите перед собой задачу искать юные дарования, чтобы вырастить из них музыкальных звезд.

— Разумеется, мы ищем талантливых детей. Но выращивать из них звезд не входит в нашу задачу. Вундеркинды, достигнув пятнадцати-шестнадцати лет, как правило, растворяются в атмосфере. В этом «заслуга» и родителей, и тщеславных педагогов. Это не «Фабрика звезд». Мне, кстати, предлагали поучаствовать в аналогичном телепроекте — та же «Фабрика звезд», только с исполнением фортепианной классики. Я сразу отказался.

Почему российскому музыканту, чтобы состояться в России, надо сначала состояться в Европе, Америке?

— Тому много разных причин, но действительно существует такая закономерность.

Хотя я, например, никуда не уезжал, жил здесь. И свою музыкантскую карьеру я начинал в России. Мне представлялось важным состояться именно здесь. Я считал необходимым и полезным, прежде чем начать гастролировать по миру, закалиться на русской публике.

Она — самая трудная, что там ни говори. В Америке легче в одном отношении: если у тебя был дебютный триумф — все, дело сделано, публика и дальше пойдет за тобой. У нас же такая привязанность не гарантируется.

Если ты сегодня пережил успех, пусть даже очень громкий, это еще не значит, что на следующем концерте у тебя будет аншлаг.

Право на аншлаг надо все время доказывать?

— Обязательно! Концерт в Вологде, Костроме, Ярославле или Владимире требует от музыканта большего напряжения сил, чем концерт в Нью-Йорке или Лондоне. Это чистая правда.

ОБ АВТОРЕ

 

Валерий Выжутович — известный журналист и лауреат многих премий. Работал специальным корреспондентом «Комсомольской правды», обозревателем «Литературной газеты». Позже был обозревателем «Известий», «Московских новостей».

 

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.