Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

От Революции до Блокады. Памяти Веры Инбер

Развлечения
Инбер была невысокого роста, однако умела "подать себя" - именно ей принадлежит авторство фразы "Маленькая собачка - до старости щенок"
Инбер была невысокого роста, однако умела «подать себя» - именно ей принадлежит авторство фразы «Маленькая собачка - до старости щенок» / Фото: wikipedia.org

Инбер родилась 28 июня 1890 года в Одессе. Её отец, Моисей Филиппович Шпенцер, владел типографией и издавал научный журнал, мать была учительницей русского языка в казённом еврейском девичьем училище. Впоследствии поэтесса в подробностях описала своё радостное детство в книге "Как я была маленькая".
По окончании гимназии Вера поступила на филологический факультет Высших Женских курсов, но вскоре бросила учёбу. Впоследствии она вспоминала это время с радостью - 1910-е годы были для девушки временем путешествий, друзей, литературных кружков.

Инбер была невысокого роста, однако умела "подать себя" - именно ей принадлежит авторство фразы "Маленькая собачка - до старости щенок". "Мои далекие подруги, маленькие женщины, не сердитесь на меня, ибо и мой собственный рост не превышает полутора метров с каблуками. И я не хочу обидеть вас своей поговоркой. Я хочу только сказать, что мы, обиженные ростом, но вознагражденные долгой моложавостью, должны идти по отведенной нам природой дороге", - писала она.

Творчеством Вера начала заниматься ещё в гимназии. Ее стихи немного пугали родителей - для девочки из хорошей еврейской семьи они были слишком разнузданными и свободными. Возможно, именно за эту внутреннюю свободу в неё влюбился талантливый журналист Натан Инбер, женившийся на Вере и увезший её в город мечты - Париж. В Одессу она присылала статьи о парижских модах и писала мудрые, глубокие стихи. В Париже вышел её первый сборник стихов "Печальное вино" (1914), снискавший похвалу Александра Блока, а критик Разумник Иванов-Разумник поставил её в один ряд с Анной Ахматовой.

Прямо перед войной семья Инбер вернулась из Парижа в Одессу. Вера считала себя знатоком моды и даже её законодательницей. Она писала статьи, которые с восторгом раскупали одесские модницы. Девушки восторгались "парижской штучкой", которая научила их одеваться по-европейски. После революции столичные литераторы были вынуждены уехать в Одессу, поэтому в доме Инбер все время проходили поэтические вечера, где читали свои стихи Бальмонт, Цветаева, Маяковский, Белый. Блок вспоминал, что их дом всегда был филиалом "Литературки", а за ужином Вера читала свои жеманные и очень женственные стихи. Хотя вскоре и в радостной южной Одессе стало неспокойно. Вера писала уже что-то декадентское: "Одесса пустела, глохла, разрушалась. Дома из хрупкого желтого камня каждой своей трещинкой вопияли о ремонте, но их огораживали веревкой и не ремонтировали. Море подсасывало безвольный берег. И когда с сырым шуршаньем оседала земля, обнажая корни трав и фундаменты домов, волны отбегали далеко назад и там шумели: "Не устроите дренажа, так мы вас покроем. Мы все себе заберем. Скоро на вашей Соборной площади будут рыбы плавать…" (Из рассказа "Уравнение с одним неизвестным")

В повести "Место под солнцем" она описала 1920-е годы - дикое, весёлое и страшное время, в которое всё вокруг вертелось, как в цирке. Когда её спрашивали, приходится ли она сестрой Льву Троцкому, она всегда отвечала "Жаль, но только двоюродной". От этой суеты она всё искала чего-то, но всё по своим местам расставила поездка в Константинополь. Уехала она туда вместе с мужем, а вернулась одна и уехала в Москву - её кузен Лев Троцкий ещё не считался врагом народа, напротив, был правой рукой Владимира Ленина, и она могла рассчитывать на его помощь. Она металась между Москвой и Европой, примкнула к московским конструктивистам и сотрудничала с несколькими печатными изданиями.

Кто-то правильно заметил, что первые 20 лет жизни Вера Инбер жила, остальные - выживала. Она постепенно наполняла сборник "Смерть луны" рассказами, не отражавшими того, что происходит вокруг - маленькими историями о жизни, а не о выживании. "За окном весна. Тяжелая, темно-красная, еще епархиальная сирень цветет в саду против окон сапожника Иосифа Коринкера. В конце улицы зеленеет весеннее море. Уже скоро оно потеплеет, и дочь старого Иосифа, юная Цецилия, восемнадцати лет от роду, белая, темно-рыжая и сладкая, словно кокосовый орех, пойдет купаться и загорать на бархатном песке" (из рассказа "Бывают исключения").

Коммунистический строй сломал хрупкую декадентскую девушку. Она пыталась слиться с этой гигантской машиной, ломающей судьбы. Инбер начала писать про Октябрь и революцию, стараясь не думать о творившемся вокруг. Она наблюдала, как режим расправлялся с родственниками врагов народа, но её не трогали. Из жеманной красавицы литературных салонов она превратилась в усталую женщину с грустными глазами. Инбер во второй раз вышла замуж - за знаменитого электрохимика Александра Фрумкина. В 1927 году она приняла участие в коллективном романе "Большие пожары", публиковавшемся в журнале "Огонёк".

К началу Второй Мировой Вера жила в Ленинграде с третьим мужем - профессором медицины Ильёй Давыдовичем Страшуном. Инбер выступала на радио, ездила со стихами в госпитали, рвалась на линию фронта. Вела блокадный дневник, продолжала писать стихи, но они были уже совсем не так хороши, она и сама это чувствовала. Нет, ей не изменяла ни точность слова, ни образность. Просто ушла искра, которая была в ранних, искренних стихах. Она попыталась приспособиться - и выиграла жизнь, но литератор внутри неё так и не смог приспособиться.

У нас теперь одно лишь чувство — Месть.

Но мы иначе понимаем это;

Мы отошли от Ветхого завета,

Где смерть за смерть. Нам даже трудно счесть...

С лица земли их будет сотни стертых

Врагов — за каждого из наших мертвых.

Мы отомстим за все: за город наш,

Великое творение Петрово,

За жителей, оставшихся без крова,

За мертвый, как гробница, Эрмитаж,

За виселицы в парке над водой,

Где стал поэтом Пушкин молодой.

("Пулковский меридиан", 1946)

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.