Газета помогла найти пропавший шедевр скульптора Александра Опекушина
28 ноября – 175 лет со дня рождения скульптора Опекушина. Александр Михайлович Опекушин родился в Ярославской губернии, в семье крепостных крестьян. В 12 лет отец забрал его с собой в Петербург, где будущий скульптор окончил Рисовальную школу общества поощрения художников, затем работал и учился в скульптурной мастерской Д.И. Иенсена.
За 25 рублей в год как вольноприходящий ученик под руководством Давида Ивановича занимался в академии художеств. Пройдя все ступени иерархической лестницы, в 1872 году за статую Петра I и бюст старшего сына Александра II цесаревича Николая получил звание академика. Более 20 лет состоял действительным членом академии. Отличавшийся огромным трудолюбием, скульптор выполнил десятки произведений разных жанров для многих необъятной Российской империи.
Несмотря на то, что почти 70 лет Опекушин прожил в Петербурге, творчество его неразрывно связано с Москвой. Трудно представить нашу столицу без памятника Пушкину, который уже более 130 лет является визитной карточкой Белокаменной. Тверской бульвар, в самом начале которого до 1950 года стоял монумент, с первых дней был излюбленным местом отдыха москвичей. Памятник Пушкину был целью прогулок Марины Цветаевой, которая еще ребенком приходила сюда с няней из Трехпрудного переулка. Любил прогуливаться здесь и Александр Александрович Пушкин. Журнал «Искры» писал в августе 1913 года, что жителям соседних домов была «прекрасно известна симпатичная фигура старика-Пушкина, которого нередко можно видеть гуляющим на Тверском бульваре. Каждый раз, когда он проходит мимо памятника Пушкину, старик бросает нежный и пытливый взгляд на бронзовое изображение своего отца».
Популярен бронзовый Пушкин и сейчас. Многие россияне приезжают в Москву только для того, чтобы увидеть его. Когда три года назад Центральный административный округ Москвы проводил конкурс «12 символов ЦАО», победил шедевр Александра Опекушина – памятник Пушкину. По этому поводу пресса писала: «Когда любуешься творением Опекушина, вспоминаешь, что Москва не только столица бюрократии и официоза. Что это родина великого поэта и просто красивый город». Это ли не высшая награда автору?!
Поистине жемчужиной можно назвать еще одно произведение Опекушина, выполненное им по заказу городского головы Николая Алексеевича Алексеева.
Лет десять назад проживавшая в Москве внучка скульптора Галина Владимировна Опекушина подарила мне вырезку из газеты «Вечерняя Москва» за 20 августа 1997 г. со статьей «В детективе о памятнике – хэппи энд». В ней рассказывалось о пропавшем произведении ее деда – статуе Екатерины II. Памятник был открыт в 1896 году в Московской городской думе. 21 год оно простояло в зале заседаний МГД на Воскресенской площади (ныне Музей отечественной войны 1812 года – филиал Исторического музея). После октябрьских событий выполненная из белого статуарного мрамора царица была свергнута с пьедестала и отправлена на задворки музея изобразительных искусств. Много лет прозябала там. Затем вдруг исчезла. Долго о ней не было никаких сведений.
Первым пропажей статуи был встревожен праправнук скульптора Юрий Климаков. На его письмо откликнулся ереванский журналист Давид Петросян. Опубликованная в «Вечерке» статья, прояснила ситуацию: оказалось, что «пропажа» много лет находилась Армении, куда её в 1952 году переправил скульптор Сергей Меркуров, чтобы спасти от разрушения.
Читатели «ВМ» внимательно следили за развитием событий. Бывший первый посол России в Армении Владимир Ступишин нашел в своем личном архиве и прислал в редакцию снимок памятника. Москвичи, наконец, увидели, как выглядела пропавшая мраморная царица. А через шесть лет благодаря договоренности властей Москвы и Армении статуя специальным рейсом МЧС была доставлена на свою «родину». С 2007 года ее постоянное «место прописки» - Екатерининский зал Большого дворца музея-заповедника «Царицыно».
Фигуру Екатерины II Опекушин выполнял в скульптурной мастерской, основанной его земляком Александром Козловым в Петровском парке столицы. Следует отметить, что Александр Михайлович несколько лет заведовал здесь фигурными работами. По его моделям изготовлены декоративные скульптуры для украшения фасадов столичных особняков и государственных зданий, в частности, торгово-промышленной палаты на Ильинке и Госбанка на Неглинной; бывшего здания Катковского лицея, ныне Дипломатическая академия МИД, на Остоженке 53/2 (фигуры Платона и Аристотеля), дома Викулы Елисеевича в Подсосенском переулке, 21 и других.
Если этим творениям ваятеля повезло – они до сих пор радуют москвичей своим видом, то два важных не только для столицы - для всей России монумента Опекушина были свергнуты вскоре после октябрьского переворота. Это памятники царю-освободителю Александру II в Кремле (открыт в 1898 году) и Александру III возле храма Христа Спасителя (1912 г.). Пройдет время и, возможно, они будут восстановлены, как опекушинский памятник генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Муравьеву-Амурскому в Хабаровске, вернувшийся в 1992 году на родной пьедестал. Изображение возрожденного монумента можно видеть на пятитысячной купюре. Символично. Дорого «оценено» произведение. Такое бы внимание и его автору!
К сожалению, в этом отношении скульптор оказался менее удачливым.
По-прежнему возле памятника Пушкину нет таблички с именами его создателей – скульптора Александра Опекушина и архитектора Ивана Богомолова. Может кто-то стесняется их крестьянского происхождения?
СПРАВКА
Александр Михайлович Опекушин родился в Ярославской губернии в семье крепостных.
В 12 лет отец забрал его с собой в Петербург, где будущий скульптор, пройдя все ступени ученичества, в 1872 году за статую Петра I и бюст старшего сына Александра II цесаревича Николая получил звание академика. Более 20 лет состоял действительным членом академии. Отличавшийся огромным трудолюбием, скульптор выполнил десятки произведений разных жанров для многих городов необъятной Российской империи.