3 главных кинообраза Лидии Вертинской
Лидия Вертинская готова была посвятить себя семье и знаменитому мужу. Однако Александр Николаевич не стремился ограничить ее жизнь «домашним кругом», наоборот, фактически заставлял ее делать карьеру, понимая, что жена, которая моложе его на 34 года, намного его переживет. «Меня не станет, и как ты будешь жить?» - повторял он.
Лидия не только выучилась на художницу, но и снималась в кино. Правда, она сыграла всего 5 ролей в детских сказках. Уж больно экзотический у нее был типаж: раскосые глаза, «птичий» нос с горбинкой. Но сами фильмы были выдающимися, и эти роли много значили не только для самой Вертинской, но и для ее мужа. 8 декабря 1956 года он написал ей письмо, которое начинается такими обращениями: «Дорогая Лиличка, и Пекуля, и Муничка, и Лапочка! И «Птица Феникс», и… наконец, «Герцогиня»!».
«Вечерняя Москва» предлагает вспомнить 3 лучших роли Лидии Вертинской.
1. Птица Феникс («Садко», 1952, режиссер Александр Птушко)
Героиня Вертинской пыталась усыпить Садко в подводном царстве. Но потом он ее похитил и привез в Новгород. Роль была очень сложной и актерски, и физически: ведь актриса «работала» только лицом, ее тело было заковано в корсет, а руки вдеты в крылья.
Лидия Вертинская вспоминала в книге «Синяя птица любви» (2004):
«Вся съемочная группа искала актрису с оригинальной внешностью. Кто-то рассказал Птушко, что у артиста Вертинского молодая… жена с нестандартной, оригинальной красотой, но она не актриса. (…) Мне сделали грим индийской красавицы, подчеркнули глаза, приклеили красный рубин на лоб, надели ожерелье и нарядную восточную корону с подвесками. Сняли лицо крупным планом.
Через два дня позвонили со студии и предложили приехать и заключить договор. Дальше возникли сложности. Для этого образа не нужны были ноги и мое «туловище». Птушко придумал положить меня животом на длинную доску, приподнять голову, снизу приделать туловище птицы, а мои руки вдеть в крылья и снимать только фронтально! Я опешила, быстро сообразила, что долго я эту съемку не выдержу. И, подумав, предложила ему свой вариант. В те годы я была очень тоненькая и худенькая, я села на стул, подобрала ноги, согнулась в коленках и стала совсем небольшой. Всем мое предложение понравилось. Мне сшили в мастерской Большого театра корсет из крепкой ткани, со шнуровкой, и меня затягивали в этот корсет, одновременно с металлическим помостом, на котором я сидела. Затем поверх корсета надевали на меня бирюзовые оперенья. Для их изготовления использовали перья двух павлинов, купленных в зоопарке».
Актрисе пришлось по многу часов проводить на маленьком железном сиденьи, поднятом на высокий помост, крепко стянутой жестким корсетом. «Мои коленки были как бы грудью птицы, ноги - лапами, а руки вдеты в крылья. Движения очень ограниченные - только повороты головы, руками я поднимала крылья. (…) Однажды после удачной и долгой съемки выключили свет, вся съемочная группа зашагала к выходу из павильона, забыв обо мне. И я жалобно крикнула: «А я, меня же забыли!» Лишь тогда они оглянулись и всплеснули от удивления руками».
Александр Вертинский очень гордился работой жены. А вот в Суриковском институте, где она тогда училась, разразился скандал. Когда картина вышла на экраны, по столице развесили огромные плакаты с изображением Птицы-Феникс.
Директор института вызвал Лидию в кабинет и стал стучать кулаком по столу. «Он орал, что либо я учусь в институте и становлюсь грамотным художником, либо ухожу вон и снимаюсь в кино. Как я тогда испугалась!».
2. Герцогиня («Дон Кихот», 1957, режиссер Григорий Козинцев).
Героиня Вертинской ходит вся в черном, движется вальяжно. «Мне прислали текст роли и назначили день пробы, – вспоминала актриса. – Я растерялась и попросила Александра Николаевича помочь мне. Муж прочитал текст роли и задумчиво сказал: «Во-первых, испанская знать была очень чопорная и высокомерная, поэтому произноси свой текст медленно, не торопись, растягивай слова, говори так, как будто ты делаешь одолжение». Но когда Вертинская начала демонстрировать это перед режиссером, Козинцев попросил читать текст в обычном темпе – как в жизни.
Черное бархатное платье, в котором снималась Лидия Вертинская, спустя 10 лет надела ее дочь Анастасия, которая сыграла у Козинцева Офелию в «Гамлете».
3. Анидаг («Королевство кривых зеркал», 1963)
Если прочитать имя злой красавицы наоборот, получится «гадина». Интересно, что многие зрители запомнили его как «Акюдаг» - «Гадюка». Анидаг – дочь Главнейшего министра Нушрока (Коршуна), они с отцом хотели бы захватить власть в королевстве, свергнув короля Ягупопа (Попугая). В конце фильма, когда чары рассеялись, Анидаг превращается в змею.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Птица Феникс» улетела под Новый год
В новогоднюю ночь пришло печальное известие: в возрасте 90 лет умерла актриса, вдова великого Александра Вертинского Лидия Вертинская.
Для зрителей любое ее появление на экране было памятным, но чаще всего, при упоминании ее имени, вспоминалась знаменитая «Птица Феникс», сыгранная Лидией Владимировной в сказке «Садко» (1952 год). Как известно, мифологическая птица Феникс – символ вечного обновления и возрождения.
Лидия Владимировна вела очень замкнутый образ жизни и много лет не участвовала даже в юбилейный событиях, посвященных Александру Николаевичу. В 2005 году Лидия Владимировна появилась на Московской книжной ярмарке, чтобы подписать свою книгу «Моя синяя птица». В тот день, а это был последний день работы книжной ярмарки на ВДНХ, за автографом божественной женщины выстроилась огромная очередь. Мало кто верил, что Вертинская придет. Говорили, что Лидия Владимировна живет воспоминаниями, что она не испытывает потребности в человеческом общении и больше всего на свете боится большого количества людей. Но она пришла минута в минуту – высокая, стройная, красивая, в черном велюровом пиджаке и белой атласной блузке с золотой булавкой, большим перстнем с аметистом. Лидия Владимировна была и осталась царицей – в осанке, манере держаться, говорить, общаться… (читайте далее...)