Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

5 интересных фактов из биографии Франца Шуберта

Развлечения
Портрет Шуберта кисти Антона Депаули (1828)
Портрет Шуберта кисти Антона Депаули (1828) / Фото: wikipedia.org

Шуберт - одна из трагических фигур в истории мировой музыкальной культуры. Его недолгая, безрадостная, полная лишений жизнь оборвалась, когда ему не было и 32 лет – в расцвете сил и таланта. Рукописи композитора, часть из которых была утеряна, а другая – хранилась у родственников или друзей, долго не были собраны воедино. До конца XIX века значительная часть его произведений оставалась неопубликованной и даже неисполненной. Всего Шубертом было написано около 1000 произведений, в том числе шесть месс, восемь симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершённых и незавершённых фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с фортепиано.

Уже к 19 годам Шуберт написал более 250 песен, несколько симфоний и других музыкальных произведений. По масштабу творчества его сравнивают с Моцартом. Фортепианные сочинения, в числе которых сонаты, квартеты и другие камерно-инструментальные произведения, мессы, кантаты, оратории, вокальные ансамбли, оперы, зингшпили, составляют богатство, которое по-настоящему стало осваиваться только в XX веке. В это трудно поверить, но такой пианист, как Рахманинов, например, узнал, что Шуберт писал сонаты, только на празднование столетней годовщины со дня смерти композитора, то есть в 1928 году. Вопреки устоявшемуся представлению, мир прекрасно жил без Шуберта и жил бы без него до сих пор, если бы не усилия его поклонников, в первую очередь Роберта Шумана и Феликса Мендельсона. Именно первое исполнение "Большой" симфонии под управлением Мендельсона открыло миру Шуберта-симфониста.

Творчество Шуберта - это рассвет музыкального романтизма. Порой его называли "композитором песен", но он стал новатором и в симфоническом жанре, создав принципиально новый тип симфонии, который позже нашёл своё продолжение в творчестве Брукнера и Малера. "Бесспорно, в Шуберте есть искра Божья. Поверьте, когда-нибудь он прогремит на весь мир", - сказал Бетховен, когда друзья показали ему песни Шуберта. Сам композитор и не посмел придти к своему кумиру, хотя они жили в одном городе. На похоронах Бетховена, за два года до собственной смерти, 29-летний Шуберт нёс гроб в числе знаменитых венских музыкантов.

При жизни композитора был организован один единственный концерт из его произведений, который состоялся в 1828 году в Вене. Только однажды, он узнал, что такое настоящий успех, который превзошел все ожидания. Венские музыкальные критики замолчали тогда этот публичный концерт Шуберта потому, что их внимание целиком поглотило выступление кумира того времени Никколо Паганини. За свои венские гастроли Паганини получил в 807 раз больше Шуберта, 28 тысяч гульденов. Выручка же Шуберта составила 320 флоринов, и он наконец-то смог купить себе рояль. Несмотря на постоянные лишения, иногда ему не хватало денег даже на нотную бумагу, в отсутствии возможности исполнять и издавать свои произведения, он не терял трудоспособности до последних дней.

Шуберт подарил миру неоценимое сокровище, и в тоже время практически не осталось достоверных свидетельств о конкретных событиях его жизни. 19 ноября 1828 года его не стало. В предсмертном бреду Шуберт завещал похоронить его рядом с Бетховеном, на том же кладбище, но денег на это не было. Только через много лет останки двух великих композиторов перенесли на центральное венское кладбище, и сегодня памятники Бетховену и Шуберту стоят рядом. На памятнике Шуберту выгравированы слова поэта Франца Грильпарцера: "Здесь погребён большой музыкальный дар, но ещё более светлые надежды".

"Вечерняя Москва" предлагает вниманию читателей пять фактов из биографии гениального композитора.

1. Одно из самых известных произведений Шуберта, фантазия для четырех рук фа минор, посвящено графине Каролине Эстерхази. Композитор сочинил его в 1828 году всего за девять месяцев до рагической смерти. Каролина была ученицей гениального композитора, она начала заниматься с ним в возрасте 12 лет, а последние уроки он дал ей, когда Каролине исполнилось 22. Каролина всю жизнь оставалась его музой. Понятно, что никакие отношения между ними были не возможны: он простой учитель без дворянского звания, а она – дочь графа. Однажды она выразила досаду, что композитор не посвятил ей ни одного своего произведения, на что Шуберт якобы меланхолически ответил: "Для чего? Всё и так посвящено вам".

2. Шестая симфония Шуберта была отвергнута Парижским симфоническим оркестром. Лондонская филармония посмеялась над ней, а ее дирижер отказался даже репетировать. Пьеса не исполнялась публично ещё лет тридцать после написания. Как-то известный дирижер и скрипач Шуппанциг сказал, играя ре-минорный квартет Шуберта: "Нет, это плохо; не путайся с подобными вещами, держись лучше своих песен". Это было сказано при полной аудитории во время премьеры. Шуберт подошел к музыкантам, собрал с пюпитров листы с нотами, и больше при его жизни никто не слышал о квартете ре минор.

3. В апреле 1816 года Шуберт послал Гёте тетрадь тщательно переписанных песен на его тексты, включавшую ряд шедевров, в частности "Лесной царь". Жанр этой песни – баллада, которая была распространена в романтической поэзии. У Шуберта получилась настоящая драма, с несколькими действующими лицами, что требовало колоссального мастерства исполнителя. Шуберт чтил Гёте и поклонялся ему, дважды он пытался установить личный контакт с поэтом. Но все попытки не увенчались успехом, поэт не понял гениальности Шуберта. Тем не менее, Гёте оказал на личность композитора огромное влияние.

4. Вершиной творчества Шуберта принято считать Большую до-мажорную симфонию. Ее партитура была случайно обнаружена только через десять лет после смерти Шуберта. В 1838 году, Роберт Шуман, страстный поклонник его творчества, среди бумаг брата покойного композитора нашел эту партитуру. Точное время работы над ней композитора неизвестно. Рукой композитора в партитуре отмечено - март 1828 года. Но это может быть и дата окончания произведения, и дата его последней редакции. Первое исполнение Большой до-мажорной симфонии, как ее принято называть, состоялось 21 марта 1839 года в Лейпциге оркестром Гевандхауза под управлением Феликса Мендельсона и открыло миру Шуберта-симфониста. "Гигантское произведение, отличающееся громадными размерами и громадной силой и богатством вложенного в него вдохновения", - так отзывался об этой симфонии Чайковский.

5. Существует предание о том, как в один из осенних дней 1817 года Шуберт встретил на улице Вены богато одетую даму с белым лицом и старомодной прической. Назвав Франца по имени, она представилась его Судьбой и предложила ему на выбор определить будущее: остаться безвестным учителем и умереть в глубокой старости, окруженным детьми и внуками, или подарить миру сказочно-красивую музыку, но уйти из жизни в неполные тридцать два года. Через несколько дней Шуберт бросил школу, чтобы навсегда посвятить себя музыке.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.