Виктор Гришин. Портрет на фоне города
Корреспонденты «ВМ» наблюдали за окончанием монтажа экспозиции, где куратор Ирина Карпачева провела первую экскурсию и рассказала о человеке, которому довелось руководить столицей с 1967 по 1985 годы.
Время, когда Гришин возглавлял московскую организацию КПСС, принято называть «застоем». Но стоило стагнации кануть в историю, как появилось ностальгическая грусть, как у героя Сергея Жигунова в фильме «Принцесса на бобах»: «Хочу снова колбасы за 2 рубля 20 копеек, зарплату в 120 рублей и читать в рабочее время «Лолиту» под столом».
Москвичи помнят, как в столице в тот период рождались новые районы там, где еще недавно ветер вольно гулял: Крылатское, Строгино, Орехово-Борисово, Теплый Стан, как нарисовалось на карте станция метро «Беляево», как строилась МКАД.
Кстати, при Гришине сохранялся исторический центр города и тут же составлялся план Третьего транспортного кольца, реконструировались заводы «Серп и молот», «Красный пролетарий», «Динамо», зашумели новые станки текстильных фабрик «Красная Роза» и «Большевичка». Тогда же медики и их пациенты осваивали новые центры – онкологический, кардиологический, урологический, микрохирургии глаза… Обживался СЭВ, открыл двери филиал МХАТа на Тверском бульваре. А вот в панораму города вписался Большой цирк на Вернадского, Третьяковка расширила владения на Крымском валу.
Гостиницы «Россия», «Интурист», «Спутник», «Мир», «Дружба», «Белград» встречали гостей, а милиция около них отлавливала «интердевочек» и «утюгов» – фарцовщиков. Старики ругали Новый Арбат, а молодежь туда рвалась гулять в «Метелице», как говорили, в «Метелке», где появились коктейли с градусом. При Гришине началось строительство нового здания Театра на Таганке и именно он разрешил массовые похороны Высоцкого в 1980 году. Тогда шла Олимпиада – и в эти дни в Москве было все что душа пожелает: чистота и красота, тишина и благодать, а в магазинах сплошь деликатесы, можно купить что душа пожелает: от финского сервелата и невиданных соков в треугольных упаковках до спортивного костюма Puma. ВДНХ встречала гостей так хлебосольно, что все своих приезжих гостей вели туда. Но для иногородних в Олимпиаду-80 Москва была закрыта. И на опустевшую выставку смотрело стоглазое лицо построенной к спортивному событию гостиницы «Космос».
Правда, для укоризны всегда и всюду есть повод: тогдашний принцип строительства жилых массивов навсегда останется в истории в том числе и благодаря кино – в 1975-м вышел фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!», где Эльдар Рязанов подтрунивал над типовыми домами в Черемушках. Начинает повествование мульт-зарисовка о похожих как две капли воды городских кварталах.
В Провиантских магазинах каждый может поставить себя на место начальника мегаполиса и спросить себя: а как можешь ты изменить текущее время и как бы проявил себя в столичных масштабах?
Застой или не застой, а то время утекло. Московское время другое. Но Москва бурлила всегда. Той эпохи уже нет, но ностальгия по ней есть. В любую эпоху живут таланты, работяги, те, чей труд украшает город. И кто искренне его любит.
Кто-то, глядя на фото, вспомнит себя беззаботным школьником, кто-то – прогуливающим занятия студентом, стоящим за дефицитом в не имеющей ни начала ни конца очереди в обновленном ЦУМе.
Один скажет: «Застой!», другой – в СССР был масштаб. Хотеть назад проку нет, а всколыхнуть память приятно и небесполезно.
Сегодня перемены в «эпоху Гришина» воспринимаются как дела давно минувших дней, но когда-то они изменили лицо города – этому и посвящена выставка. Здесь есть воспоминания самого Виктора Гришина, фотографии из семейного архива, документы и материалы из личного архива госдеятеля и воспоминания людей, кому довелось встретиться и работать с ним. Гид рассказала, что умер Гришин в райсобесе, оформляя пенсию…
Прямая речь
Ирина Карпачева, куратор выставки:
– Мы хотели рассказать о человеке, который руководил Москвой в самые застойные времена. Вопросов к нему очень много. Мы родились в то время и тоже рассматриваем его под разными углами. Решили не обращать внимания на критику и «мнения», а обратились к воспоминания самого Гришина, благо они сохранились. Виктор Васильевич до конца оставался коммунистом, был верен своим идеалам. Я взяла объекты, которые он курировал, и когда дошла до 10-й страницы, поняла, что это был человек уникальной работоспособности. Он лично курировал стройки. При нем москвичи стали переезжать из бараков в новые квартиры, и среди них я. Кстати, он не «коробками» сдавал район, а комплексно: с универсамами, детсадами, стремился сохранить зелень… Пример: улица Лавочкина.
Гришин принимал решение, чтобы все олимпийские стройки перейдут москвичам. В том числе для жилья. Кстати, построенные им медицинские центры работают до сих пор. На выставке даже есть «кухня», где видно, он заказывал к столу для приемов… Мы показали, как он скрупулезно работал с информацией – ведь тогда не было Интернета.
Гришина все боялись: директор одной овощной базы вспоминал, как он дотошно все проверял – сам лез в костюме в контейнеры с овощами удостовериться, не сырой ли картофель. Строители, которые создавали олимпийские объекты, сдавали ему отчеты. Он мог сам доложить о них Брежневу. Но предоставлял это сделать строителям: благодаря этому 400 человек были удостоены государственных наград. И Замоскоречье было спасено благодаря ему. Из таких бытовых деталей складывается портрет человека. Гришин рос под шум железной дороги и мечтал водить поезда… 1990-е и развал СССР стали для него трагедией. В его статьях есть сценарий событий, которые происходят сегодня. Мы для гостей воспроизведем электронную версию его статей. Материалы предоставила его супруга Ирина Михайловна, ей 90 лет, но она будет на открытии, как и родные, друзья, коллеги, учителя, его помощники.
Они всегда собираются дружно: так было к 90-летию, 95-летию.
Тексты создали не авторы выставки: все написано самим героем. Он написал: «Я оставил наследство. Я сделал все, что мог, а вы судите, как можете». Мы не стремились сделать выставку ни бравурной, ни политической. Второе действующее лицо выставки – Москва.
В экспозиции редкие фото, которые из семьи никогда «не выходили». А также письма и благодарности горожан. Впервые представлена полемика Виктора Васильевича с Горбачевым и Ельциным. Здесь же документ, где упоминается «гришинская мафия». Ведь его обвиняли даже те, кого он назначал на должности. Из-за этого Гришин перенес два инфаркта. У него следователи дома искали «Золото партии». И тут же документ о полной реабилитации от 1989 года. Но через три года он умер… дописав мемуары. У него не было никаких материальных ценностей: даже своей дачи – он считал, что это неудобно. Госдачу отобрали в 1986-м…
В день открытия состоится презентация книги мемуаров Виктора Гришина «Катастрофа. От Хрущева до Горбачева». Выставка продлится до 5 октября.
Кстати
«Музей Москвы» открывает новую серию выставочных проектов – «Портрет на фоне города», где предполагается раскрыть основную проблему историко-психологического, научного исследования истории города – отношения личной судьбы и истории большого города.