Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Гагарин

Гагарин

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Юрий Любимов: почти век сражений с рутиной, чиновниками и жизнью

Сюжет: 

Ушел из жизни Юрий Любимов
Развлечения
В воскресенье, 5 октября, на 98-м году жизни скончался прославленный театральный режиссер, основатель Театра на Таганке Юрий Любимов.

Когда Юре Любимову было 15 лет, на него напала шпана – приняла за вора и избила. Домой пришел в таком виде, что мать открыла дверь и рухнула в обморок. Отлежавшись, взял у приятеля финку и пистолет «монтекристо» и пошел искать обидчиков. Они хотели его похлопать по плечу: мол, извини, пацан, ошиблись. Любимов двинул тому, кто стоял ближе, и вытащил оружие: «Еще раз подойдете, стрелять и резать буду». Было это в 1932 г. в районе Таганки – Любимов учился там в фабрично-заводском училище. С тех пор Таганская площадь стала для него местом непрерывных боев.

«Зачем на сцене пыльные кусты?»

В 1939 году Юрий Любимов окончил Театральное училище имени Щукина и был призван в армию. С 1941 по 1946 год был артистом Ансамбля песни и пляски НКВД.

В 1946 году он вернулся в Театр Вахтангова и работал там до 1964 года. Был ведущим артистом, ставил и спектакли. А попутно преподавал в Щукинском училище. И в 1963 году поставил вместе с третьекурсниками пьесу Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана».

– Я в один прекрасный день устал играть, – рассказывал Юрий Любимов в 1975 году в интервью болгарскому журналу «ЛИК». – Мне казалось, я уже слишком стар. Мне было неприятно подчеркивать черты лица, накладывать грим толстым слоем, да и губы красить… А кроме того, на сцене было слишком много пыльных кустов. Я все время задавал себе вопрос: зачем так много кустов? Ведь природа гораздо красивее! Одним словом, у меня в душе зародился протест против этого натуралистического копирования природы и людей…

Любимовский спектакль был организован по совсем другим принципам. Минимум бутафорики, вместо декораций – таблички вроде «Дешевый ресторан». Актеры без грима и в современных костюмах. Никакого стремления к «жизнеподобию» – наоборот, яркая театральность, резкость жеста, условность. Такое уже бывало на советской театральной сцене – в 1920-е годы, во времена Мейерхольда.

ФОТОГАЛЕРЕЯ - ПАМЯТИ ЮРИЯ ЛЮБИМОВА

Любимову пеняли: мол, это для нашего искусства пройденный этап.

– Вот именно, что пройденный: прошли мимо и не заметили, – парировал Любимов.

На дворе была хрущевская «оттепель», и творческие эксперименты приветствовались. Однако «Добрый человек…» все равно привел в ужас многих, даже ректора училища Бориса Захаву. Спектакль могли закрыть.

Но в поддержку молодого режиссера выступил Константин Симонов, к тому времени уже классик. В самой главной газете страны – «Правде» – он напечатал статью «Вдохновение юности» (1963, 8 декабря). В ней говорилось: «...может быть, коллектив молодых актеров, сыгравших эту пьесу, способен… вырасти в новую молодую театральную студию? Ведь именно так в истории советского искусства и рождались молодые театры!». Очень помогло и одобрение «класса-гегемона»: спектакль был с успехом показан рабочим двух московских заводов.

[OBJ Фрагмент из спектакля «Добрый человек из Сезуана»]

«Теперь Таганку по театру знают»

И Любимову доверили целый театр. Сейчас он прочно ассоциируется с именем Юрия Петровича, и даже раскол театра этому не помешал. Мало кто знает, что Московский театр драмы и комедии был создан в 1946 году, и 18 лет работал под руководством заслуженного артиста РСФСР Александра Плотникова. К 1963 году театр был в явном кризисе:

«Я опускаю перечень спектаклей репертуара, чтобы не впадать в тон сожаления и упреков, – писал Вениамин Смехов, который работал в этом театре с 1962 года. – Ложные позы и мизансцены, комикование и заигрывание со зрителем, выбор пьес и прочее никак не отвечали ни духу эпохи, ни запросам дня. Театральная Москва обходила Театр драмы и комедии. Аншлагов не было».

Юрий Петрович Любимов, какая бы шумиха не поднималась вокруг его легендарного имени, продолжает творить, удивлять публику. Иначе просто и быть не может. Ведь он — режиссер от Бога, и возраст в этом случае не значит абсолютно ничего... Юрий Петрович Любимов, какая бы шумиха не поднималась вокруг его легендарного имени, продолжает творить, удивлять публику. Иначе просто и быть не может. Ведь он — режиссер от Бога, и возраст в этом случае не значит абсолютно ничего... / Фото: Карпов Сергей

И вот 23 апреля 1964 года премьерой «Доброго человека…» фактически открылся новый театр. Владимир Высоцкий, одна из звезд нового театра, написал о нем:

Таганский зритель раньше жил во тьме,
Но... в нашей жизни всякое бывает:
Таганку раньше знали по тюрьме,
Теперь Таганку по театру знают.

И очереди перед театром – очереди, в которых стояли ночами, стали постоянной приметой Таганской площади. Образовалась даже «таганская мафия», которая эту очередь контролировала.

«Шомпол» для зрителя и «отмычка» для актера

«Он не возьмется ставить спектакль, пока не придумает шомпол в задницу зрителя», – написал о Любимове в своем дневнике Валерий Золотухин. Сказано грубовато, но точно.

Во всех любимовских спектаклях обязательно есть, говоря современным языком, сценическая «фишка». В «Десяти днях, которые потрясли мир» актеры, одетые солдатами и матросами образца 1917 года, встречали зрителей у дверей и накалывали билеты на штыки.

Казалось бы, какой театр без занавеса? А в любимовских постановках его сперва не было. До начала спектакля можно было спокойно подойти к сцене, рассмотреть декорации.

В ранних спектаклях сцена была отгорожена от зрителей «завесой» из лучей: 50 фонарей, укрепленных на рампе, светили в зал, чуть выше голов зрителей. В лучах клубилась неистребимая театральная пыль. Говорят, однажды делегация японских актеров удивилась:

– Где вы такой порошок берете?

– Это мы по блату достаем, – не моргнув глазом, - ответили «таганцы».

А когда занавес появился, он стал… одним из действующих лиц. Для «Гамлета» (премьера – 1971) связали огромное шерстяное полотно, оно, как крыло судьбы, сметало героев в могилу.

[OBJ Отрывок из спектакля «Гамлет»]

В любимовском театре действо происходило с обеих сторон зрительного зала. Режиссер всегда стоял в проходе и подавал актерам знаки фонариком, в котором было три лампочки.

– Если загорится красная, значит, мне пора уходить из театра, – объяснял Любимов в интервью журналу «ЛИК» в 1975 году. – До сих пор я только один раз ее зажигал. Зеленый цвет значит – прилично, нет, хорошо, потому что мне еще не приходилось видеть что-то по-настоящему хорошее. А когда актеры играют очень заученно, шаблонно, когда притворяются, и я вижу, что они врут, тогда подаю им белый сигнал. То есть напряжение спало, связь получается слабая, заученная. Тогда бывает, что и кулаком погрожу. Сначала актеры кричали, что это, видите ли, их унижает. Но если фонарика нет, актеры попадают в заколдованный круг, и мне хочется их оттуда вывести. Они замыкаются в себе, а мне хочется, чтобы они раскрылись. У хорошего режиссера, как у опытного взломщика, должно быть много «отмычек» – на каждого актера.

«Работать с ним мучительно… приятно»

«Любимов – художник жестокий, и работать с ним мучительно… приятно», - говорил один из ведущих актеров «Таганки» Готлиб Ронинсон.

Любимов отличался непростым нравом. Его обвиняли в том, что его театр сугубо режиссерский, актеры в нем – марионетки. Впрочем, он и сам, не стесняясь, говорил: «Артист – существо с минимальной ответственностью. Что от него нужно? Выучить текст, сыграть роль, стараться играть лучше... И все. Он не может быть режиссеру другом».

Многие актеры считали, что режиссер мешает раскрыться их творческой индивидуальности. Не смогли «сработаться» с Любимовым Станислав Любшин, Александр Филипенко, Александр Калягин...

1973 год. Юрий Любимов во время репетиции спектакля "Товарищ, верь!" по письмам Александра Пушкина 1973 год. Юрий Любимов во время репетиции спектакля «Товарищ, верь!» по письмам Александра Пушкина / Фото: РИА Новости

Работать на «Таганке» было непросто и потому, что требования к актерам были очень высоки. Любимов требовал от них, чтобы они занимались гимнастикой и выполняли в спектаклях акробатические трюки. Играть на спектаклях приходилось буквально «на разрыв аорты».

– Когда ты приходишь в девять утра и видишь около театра зимой замерзших людей, которые стояли в очереди и отмечали, на руках писали номерки, то просто после этого рука не подымается играть вполсилы, – говорил на одном из выступлений Владимир Семенович.

И в то же время Юрий Любимов всячески поощрял творческое развитие актеров и стремился в полной мере использовать их потенциал. Песни на стихи Высоцкого использовались в «Десяти днях…», «Пугачеве», «Пристегните ремни!», «Преступлении и наказании», к спектаклям «Послушайте» и «Час пик» инсценировку сделал Вениамин Смехов, ко многим спектаклям писал музыку Борис Хмельницкий.

В конфликте с властью и коллегами

При советской власти пожалуй, ни один спектакль Любимова не проходил через цензуру без скрипа. Дело было не только в авангардной эстетике, но и в смелой режиссерской трактовке произведений. К середине 1980-х гг негативные эмоции у Любимова достигли критической точки. Были запрещены спектакли «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов» (вышли в 1988 году, первый пробивался к зрителю 7 лет, второй – 6). В 1984 году Любимов, будучи на гастролях в Англии, дал интервью газете «Times», где резко отозвался о культурной политике в СССР. За это его заочно лишили советского гражданства.

За годы вынужденной эмиграции Любимов много работал на Западе, ставил спектакли в Австрии, Англии, США и Италии, Франции, Швеции, получал престижные премии.

Вернуться в Москву он смог только во время перестройки, в мае 1988 года Любимов восстановил «Бориса Годунова», спектакль «Владимир Высоцкий». В следующем, 1989 году состоялась премьера спектакля «Живой» по повести Бориса Можаева – через 21 год после запрета постановки.

Однако вскоре между Любимовым и частью актеров возник конфликт. С одной стороны, режиссер не мог уделять Театру на Таганке столько же времени, как прежде – он должен был совмещать работу с постановками по уже заключенным зарубежным контрактам. С другой стороны, за годы жизни за границей Юрий Любимов в полной мере сумел оценить преимущества западной контрактной системы. Он решил приватизировать театр и перевести труппу на контракты. Возникла конфликтная ситуация, которая привела «Таганку» к расколу (в 1993 года из нее выделился театр «Содружество актеров Таганки» во главе с Николаем Губенко).

Второе прощание с Таганкой

После возвращения Любимов поставил на Таганке спектакли «Пир во время чумы» Пушкина (1989), «Самоубийца» Эрдмана (1990), «Электра» Софокла (1992), «Живаго. (Доктор)» Пастернака (1993), «Медея» Еврипида (1995), «Подросток» Достоевского (1996).

С 1997 года Любимов отказался от ряда контрактов на Западе, решив целиком посвятить себя только своему театру. Спектакли словно помолодели, а к Таганке пришло второе дыхание.

В 1990 году Юрий Петрович набрал новый актерский курс в Щукинском училище.

В 1997 году создатель Театра на Таганке отметил свое восьмидесятилетие премьерой спектакля «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского.

11 декабря 1998 года премьерой «Шарашки» по роману «В круге первом» был отмечен 80-летний юбилей А. И. Солженицына. А месяцем раньше этого же года была показана премьера «Марат и маркиз де Сад» П. Вайса. В 1999 году к 35-летию театра Юрий Любимов поставил с молодыми актерами новую редакцию брехтовского «Доброго человека из Сезуана», ставшего в 1964 году символом Таганки.

После конфликта с актерами в 2011 году Юрий Любимов покинул «Таганку» во второй раз и вернулся в свой родной Вахтанговский театр. Поставил четырехчасовой спектакль «Бесы».

В июне 2013 года в Большом театре на исторической сцене состоялась премьера оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Ее ждали еще в декабре предыдущего года, но в октябре режиссер попал в больницу с жалобой на боли в сердце, двое суток провел в коме.

Билеты на все представления «Князя Игоря» были проданы задолго до премьеры, интерес был огромный, а зал аплодировал стоя.

Последним спектаклем мастера (или «шефа», как его в свое время называли на Таганке) стала опера-буфф «Школа жен» по одноименной комедии Мольера в театре «Новая опера» (премьера - 20 мая 2014 года).

Предположительно, прощание с режиссером Юрием Любимовым пройдет в среду, 8 октября. 

- Прощание с Юрием Петровичем пройдет в Театре имени Вахтангова, предположительно, в среду. Но точная дата будет определена в ближайшее время, - сообщил директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок.

Все расходы и организационные вопросы, связанные с похоронами режиссера, возьмет на себя Департамент культуры Москвы. 

- Скорее всего, прощание с Юрием Петровичем будет проходить в Театре Вахтангова, но это решение должна принять его жена Каталина, - сказал Сергей Капков.

 Режиссер Юрий Любимов на репетиции пьесы "Борис Годунов" в московском театре драмы и комедии на Таганке.  Режиссер Юрий Любимов на репетиции пьесы «Борис Годунов» в московском театре драмы и комедии на Таганке.  / Фото: РИА Новости

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алла Демидова, народная артистка РСФСР

– Ушел могиканин, ушел гений театра, возмутитель спокойствия. Любимов взорвал в 1960-е годы академический театр и дал ему новые формы, новые направления, по которым работает современный театр. Конечно, о нем будут писать книги и диссертации защищать по его творчеству и более досконально изучать (далее).

Феликс Антипов, народный артист России

– Величайшая утрата... Я с ним работал более 40 лет: по-моему, я в театре провел больше времени, чем дома в семье. Вся жизнь прошла там. Поэтому мне трудно смириться с этой новостью, несмотря на то, что Юрию Петровичу было 97 лет и он очень болел последнее время… Любимову удалось создать свой, новый театр с неповторимой эстетикой (далее).

Никита Михалков, актер, режиссер, народный артист РСФСР

- Это очень печальное событие. Он прожил долгую жизнь и был мощным человеком. То, что он делал, могло нравиться или не нравиться, но он никогда не делал ничего просто чтобы сделать - у него не было ни одной проходной постановки. Он всегда держал марку и терпел все унижения. Когда я учился в Щукинском училище, все ломились на "Доброго человека из Сезуана" как на главную столичную премьеру... Его всегда заводила борьба - это было видно. - Я очень сожалею, но самое главное, что все его спектакли останутся с нами! Его имя заслуженно вписано в историю культуры России и мира.

Алексей Граббе, заслуженный артист России

– Мы сегодня закончили гастроли в Крыму: в Севастополе, Симферополе и в Ялте были как раз с первым спектаклем Юрия Любимова «Добрый человек из Сезуана» и с последним, сделанным к 50-летию театра, его учеником Владом Маленко в честь Таганки и в честь Юрия Любимова. Едем в аэропорт и, конечно, обсуждаем эту скорбную весть, которая пришла утром.

Мы помним все самое лучшее, что дал Юрий Петрович всем нам, особенно тем, кто с ним работал долгие годы. И наша задача, как мы ее понимаем, тащить как можно дальше все то, что он нам завещал, даже тогда, уходя, два года назад. Мы отделяем все неурядицы бытовые, которые к привели к... (далее)

Николай Дупак, бывший директор Театра на Таганке

– Любимов – выдающийся режиссер. Наш театр с 1963 года до 1990-х был одним из ведущих творческих коллективов страны. Спектакли шли при аншлагах. Люди с энтузиазмом шли смотреть: что там, на Таганке?

Вот такая беда сегодня у меня в мой день рождения. Недавно был у него день рождения… Есть фото, где мы вместе отмечали юбилеи… (далее)

Сергей Собянин, мэр Москвы

- С глубокой скорбью узнал о кончине народного артиста России Юрия Петровича Любимова. Ушёл из жизни великий режиссер, актёр и педагог, внёсший огромный вклад в развитие отечественного и мирового театра. (далее)

Дмитрий Медведев, председатель правительства России:

- Невозможно представить театральную жизнь России без Юрия Петровича Любимова. Мои самые искренние соболезнования близким и всем ученикам, коллегам и поклонникам мастера. Память о великом человеке всегда сохраняется в его работах и воспитанниках. Память о Юрии Петровиче навсегда вписана в историю культуры нашей страны. 

ПАМЯТИ ЮРИЯ ЛЮБИМОВА

Век Юрия Любимова. Неподвластный и недостижимый

Колонка обозревателя Ольги Кузьминой

Да, недостижимый. Несносный, невыносимый.

Тяжелый. И неподвластный пониманию большинства.

Скала – недоступная. Океан – бурный, с водой то прозрачной – на отмели, такой влекущей, то – мутной и скребущей песком, обдирающей до крови.
Все это – Юрий Любимов.

Он весь, от непокорной шевелюры до кончиков нервных, таких театральных пальцев, - был целостен и един, неделим и – казалось – вечен.
Впервые бабушка привела меня на Таганку пятилетней. Нас не хотели пускать – говорили, что спектакль не по возрасту, но бабушка настаивала. В фойе почему-то пахло осенью и каплями Вотчела. Перед спектаклем Любимов мелькнул в фойе, велел, нахмурившись, чтобы нас пустили, и бабушка толкнула меня: «Запоминай, это великий человек!» Я послушно запомнила, хотя было непонятно – почему надо запоминать его, а не того, другого, что рвал связки на сцене и прожигал глазами зал, чей голос я знала так хорошо – его же слушали мои родители… (читайте далее)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вениамин Смехов: «Поэзия продолжает жить на сцене "Таганки" благодаря Юрию Любимову»

30 сентября российскому театральному режиссеру, народному артисту РФ и лауреату Сталинской премии второй степени Юрий Любимов исполнилось 97 лет.

Специально к этой дате давний соратник Любимова по легендарной «Таганке», актер и писатель Вениамин Смехов рассказал корреспонденту «ВМ» об истории театра и его великом руководителе.

— Вениамин Борисович, Юрий Любимов и его Театр на Таганке — целая эпоха в культурной жизни страны. Какое, по-вашему, место вы в ней занимаете?

— С «Таганкой» мы живем уже 51-й год. Каждый новый день — это прямая и яркая ассоциация с золотым веком «Таганки» Юрия Любимова и его команды. Мое счастье, что Юрий Петрович наградил меня правом считаться себя частью этого узкого круга.

— То есть «золотой век Таганки» не закончился?

— Нет, давайте говорить по-честному. То, что составило славу имени Театра на Таганке — Юрий Любимов и Давид Боровский, великий тандем великих художников — давно в прошлом. Золотой век, конечно же, кончился после того, как умер Владимир Высоцкий и фактически был изгнан из страны создатель театра. Но я говорю о прямых ассоциациях с тем временем, которые постоянно возникают. Например, недавно я был на гастролях в Иркутске, выступал в спектакле «Нет лет» по Евтушенко; перед этим я, несмотря на все передряги, «доложил» о своем намерении Юрию Петровичу, он дал мне доброе напутствие, спектакль состоялся, радует людей. И к нашей радости, к радости молодых актеров, сегодняшних питомцев Любимова — это продолжение поэтической рубрики, которой и прославился Театр на Таганке (далее).

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.