Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Алла Сурикова: "Я люблю "про любовь" и никогда не унижаю своих героев"

Развлечения
В четверг, 6 ноября, режиссеру Алле Суриковой исполняется 74. Поверить в это невозможно — Алла Ильинична молодая и энергичная, как девочка. Неспроста, в день рождения режиссера состоится премьера ее нового фильма для семейного просмотра «Полный вперед!» (в рамках кинофестиваля «Лучезарный ангел», проходящего в Москве с 1 по 7 ноября).

В интервью «ВМ» Алла Сурикова рассказывает о своей жизни, с ее буднями и праздниками, артистами и студентами, победами и препятствиями.

— Алла Ильинична, ваш новый фильм «Полный вперед!» 6 ноября участвует в конкурсе кинофестиваля «Лучезарный ангел». Что побудило вас именно сейчас создать картину для юных зрителей и их родителей?

— Дело в том, что из всех моих 24 картин — 23 можно смотреть с детьми. Практически почти все мои фильмы - детские или семейно-детские. Я окончила Высшие режиссерские курсы режиссеров Детского кино. Когда-то придумала для детей юмористический киножурнал. Придумала и «пробила». Потом он стал называться «Ералаш». У меня есть еще одна абсолютно детская картина «Тайна Волчьей Пасти», а также целый ряд идей, как сделать наших детей счастливее — с помощью кино. Но об этом — в следующем специальном интервью.

— Ваш фильм «Ищите женщину» я смотрела раз 20 — со дня ее премьеры (в моем детстве). Каждый диалог знаю наизусть. Уже осознанно пыталась объяснить себе: «Что же есть в этом фильме такое, что смотрю, смотрю, смотрю и… восхищаюсь?». И ответила: «Есть кино – с блистательным актерским ансамблем, хорошим юмором, с новогодней атмосферой, с магией, ярким характерами…». Чего же сегодня, в первую очередь, не хватает отечественному кинематографу, чтобы создавать кино для людей, причем всех возрастов?

— Во-первых, не хватает Брагинского и Горина, во-вторых, у продюсеров не хватает смелости делать кино в не-рейтинговой зоне…., в третьих, мы тогда могли взять любого иностранного автора и не спрашивать у него разрешения на киновоплощение. И, конечно же, не платили ему ничего.

С «Ищите женщину» было забавно. Я приехала в Париж вскоре после того, как закончила картину. Уже наслышана была всяких приятностей и решила сделать приятное и автору пьесы Роберу Тома. Во Франции она шла под названием «Цыпленок и попугаиха». С огромным трудом мы с дочерью (Кира прекрасно говорит по-французски) разыскали его по телефону. Дочь переводила мои слова, дрожащие от желания одарить и обрадовать немолодого человека и преподнести ему наше почтение и кассету с фильмом!

Но… через пару минут общения лицо Киры начало вытягиваться. Сперва удивленное, потом огорченное, потом гневное: «Мама, он требует денег, он там топает ногами, и брызжет слюной! А кино ему наше на фиг не нужно». Я собрала все мысли в кучку. «Скажи ему, раз так, мы деньги отдадим англичанину Джону Поплуэллу, у которого он эту пьеску «стырил» (я знала, что у пьесы есть еще один автор — англичанин Джон Поплуэл, но не знала, кто был первым)», — говорю дочери. Хотя, конечно, я блефовала. А наши «деревянные» никакому Джону тогда не были бы нужны… Как и тому же Роберу, если б он разобрался. Но Кира слишком хорошо говорила по-французски. И он так и не понял, что кино снималось за рубли.

— Вы работали только с лучшими артистами — самыми-самыми, и в каждом открывали комедийный талант. Хотя до вас никто не предполагал, что, например, серьезный драматический артист Николай Караченцов — еще какой комедиант! На ваш взгляд, в каждом ли талантливом человеке живет «смешной человек» или «клоун»? Были ли случаи, когда все-таки не находили юмора у артиста, хотя очень старались?

— На моей первой картине «Суета сует» родилось мое главное кредо: в актере — фокус, на актере — свет, все остальное — суета сует! Я не знаю, есть ли актеры без чувства юмора? Возможно, просто я с такими не встречалась. Значит мне с ними везло. Или им со мной. Но у каждого человека чувство юмора — как шестой орган чувств! Один различает все цвета радуги, а другой видит все серым…

— Говорят, Алла Сурикова — комедийный режиссер, а ведь многие ваши фильмы — очень социальные, и даже пророческие. Так, «Искренне ваш» — диагноз всех болезней, которыми сегодня болеет наше общество — непрофессионализм, «все решают связи и знакомства», вечный компромисс, отказ от высокой цели… В этом фильме картина того, что сегодня происходит в нашей науке, театре и театральных вузах. Что же такое комедия – просто когда смешно и весело или как?

— Петр Фоменко шутил так: «Комедия — это трагедия, которая произошла не с тобой». А в моем фильме «Снимать по-русски, или Человек с бульвара КапуциноК» герой Булдакова говорит: «А если не получится комедия — будет трагедия»

Я знаю только, что в жизни всегда есть место… Улыбке, Смеху, Комедии. Чаплин говорил: «Жизнь — не есть чередование похорон». Как бы сложно мы не жили сегодня, сколько бы агрессии, злобы, неверия и человеконенавистничества ни обрушивалось на нас — не должны мы впадать в отчаянье, закрываться от света и опускать навсегда углы губ… Даже Библия утверждает, что «веселое сердце полезно как врачевание, а унылый дух сушит кости».

— Алла Ильинична, есть ли у вас кумиры в режиссуре? Например, Кира Муратова, отметившая 5 ноября 80-летие, своим кумиром называет Чарли Чаплина.

— Кумиров нет. Есть бесконечно уважаемые, пересматриваемые, любимые: Бастер Китон, Данелия, Рязанов, Феллини, конечно, Чаплин, еще Вуди Аллен, Гайдай.

— Еще до создания фестиваля «Улыбнись, Россия!» вы сказали: «Отдала бы комедию, да некому». За годы работы фестиваля, который вы возглавляете, появились достойные наследники комедийного жанра, если да, то кто?

— Я сказала не совсем так. Одному моему знакомому, сильно пьющему человеку сказали: «Лёня, брось водку». Он ответил: «Бросил бы, не на кого». Вот я это же про комедию… Хотя сегодня проросло целое поколение комедиографов. Но есть и кОмЕкадзе. На фестивале голосуют зрители. Они выбирают - над чем смеяться. Побеждает добрая, веселая, мудрая. В этом году было много картин, которые доставили зрителю радость. Победил «Дедушка моей мечты» Александра Стриженова. Хотя отличное голосование было и у таких фильмов, как «В спорте только девушки», «Веселые ребята», «Гена Бетон», «7 главных желаний». А вот такая нежная и ироничная грузинская картина как «Слепые свидания» - обладательница приза за режиссуру на Сахалинском фестивале , не получила настоящего отклика у тульских зрителей (правда, она и не была в конкурсе - мы просто привезли ее как спецпоказ)

— Первая ваша работа — короткометражка «Солнечный зайчик» (до сих пор вас называют «солнечным человеком»). Как вы думаете: последовательный ли вы человек (имею в виду последовательность в режиссуре). Есть ли у вас одна линия, которой вы следуете в своем творчестве?

— Я не следую линии. Я люблю «ПРО ЛЮБОВЬ» и никогда не унижаю своих героев. Я хочу, чтоб человек выходил после моих картин с чувством, что завтра будет лучше, чем вчера.

— Вы сняли фильм о рождении кинематографа «Человек с бульвара Капуцинов». Сегодня много споров о будущем кино. Одни говорят, что «большое кино умерло»… Другие говорят, что «кино — настолько молодое искусство, и оно только развивается, и новые технологии создадут принципиально новый кинематограф»… В вопросе перспектив кинематографа вы — пессимист или оптимист? Не хотите ли снять фильм на мобильный телефон?

— Во-первых, я сняла фильмик на мобилку — про моих кота и кошку. «Нежность». Я получила за него приз: электронную книгу и айпод. Во-вторых, в будущем году на меня надвигается юбилей. Я подала заявку в Минкульт на документальный фильм «Про себя любимую». Денег мне не дали. Видимо, не поверили, что я могу снять про себя кино. А могло быть забавно — ведь я собиралась снимать «от противного»… Вот, значит, тогда я и сниму это кино на мобилку…. Я оптимист с вопросительным взглядом: Ну и ?...

— Виктория Токарева в предисловии к вашей книге «Любовь со второго взгляда» сказала о вас: «Главные враги человека — лень, страх и аппетит. Алла победила всех троих. Она никого не боится, и ей ничего не трудно». Действительно, вы ничего не боитесь? Ничего-ничего? Даже мышей?

— Просто Токарева ко мне хорошо относится. Из всех трёх ипостасей, пожалуй, лень — единственная полу-побежденная. Пока. Но еще не вечер. Боюсь? Да, боюсь людей жестоких, подлых, предающих. А аппетит не победила. Но это так приятно — вкусно поесть в хорошей компании.

— Любите ли вы отмечать свой день рождения? Принимаете ли в этот день гостей, готовите ли им угощения? А подарки любите? Какой подарок мог бы вас поразить?

— Не то, чтоб люблю. Но так как-то получается… А подарки люблю и получать и дарить. В подарках самое главное — развязать розовую ленточку, разорвать оберточную бумагу и посмотреть, что внутри…. А остальное — неважно….

— Я неоднократно слушала ваши выступления на пресс-конференциях и мастер-классах, и пришла к выводу, что для вас нет стереотипов и стандартов, что на все у вас свое мнение и свой «второй взгляд». Мы же придумываем мифы про артистов, мифы о фильмах, и живем ими… Как вы относитесь к мифотворчеству в плане кино? В связи с этим, что вы говорите артистам, которые безбожно используют свои штампы?

— Мне повезло: у меня артисты не используют старые штампы. Мы придумываем новые. А потом дарим их в другие картины… Нам не жалко. А про Мифы — это процесс естественный. Артист на виду. И он кажется небожителем. А про небожителя надо сочинять мифы - либо чтоб спустить его на землю и встать рядом, либо, чтоб никто и никогда не посмел дерзнуть, либо про «это».

— Интересно ваше мнение о том, что сегодня происходит в России. Более конкретно — о том, куда мы идем? В фильме «Дети понедельника» - с чудесной работой Игоря Скляра вы показали рождение нового класса — бизнесменов, и показали очень точно, остро…Нет ли у вас желания снять новую картину о том, кем сегодня, через почти 20 лет стал Медякин?

— У меня лежат пару сценариев. Один называется «Любовь и Сакс». Музыкальный. Семейный. Ироничная мелодрама. Я бы его сняла. И даже уже однажды запустилась. Но… кончился энтузиазм и деньги у «Медякина», бизнесмена, который хотел… А Минкульт денег не дал.

— Алла Ильинична, все вас любят, восхищаются…Может, у вас есть секрет — как добиться того, чтобы никто не сказал о тебе плохого слова — во-первых, а во-вторых, быть не только «хорошим человеком, но и супер-профессионалом»?

— Ой-ой-ой-ой….. Так уж и прямо… А вы разве не видите пару пистолетов за моей спиной? Нет? Присмотритесь… Когда любят и восхищаются по-настоящему — дают деньги на кино. А когда на праздники телеграммы — это не любовь, а шуршание.

Когда-то я получала премию Москвы. Заместитель Лужкова, поздравляя, сказал: «Желаем Вам новых фильмов». Я сказала: «Дайте денег — сниму». Он сказал: «За деньги каждый дурак снимет». Я сказала: «Не каждый. И я даже знаю одного, который не снимет». Мне показалось, что он покраснел. Может быть, только показалось…

— У вас – мастерская режиссуры на ВКСР и в МИТРО. На ваш взгляд, каким главным качеством должен обладать режиссер?

Не надо уводить меня к врачу
Себе диагноз я поставила давно:
Я ничего другого не хочу –
Хочу снимать, снимать, снимать свое кино.

Вот как-то так… Режиссер — это диагноз.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.