Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

У Эльдара Рязанова была привычка снимать великое кино

Сюжет: 

Скончался режиссер Эльдар Рязанов
Развлечения
ПАМЯТЬ. Кто-то может представить себя, всю свою жизнь без фильмов Эльдара Рязанова? Уверены, что нет, потому что, кажется, он и есть наша жизнь, и мы сами.

В ночь на понедельник, 30 ноября, известный кинорежиссёр Эльдар Рязанов скончался в московской больнице, в возрасте 88 лет.

Причиной смерти знаменитого российского режиссёра стала острая сердечная недостаточность. Прощание с Рязановым состоится 3 декабря, похороны пройдут на Новодевичьем кладбище.

Решение о госпитализации Эльдара Рязанова в одну из московских клиник было принято 21 ноября, когда несколько ухудшилось его состояние. После госпитализации столичные врачи оценивали состояние Эльдара Рязанова как тяжелое.

Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре. Такая-то семья. Такое-то образование. Такая-то биография. Все — как бы важное. Но все — ровным счетом ничего не значащее, потому что Рязанов уже давно не строчки из анкеты, а мир созданных им фильмов, в которых все родные, все — родное и давно уже не поймешь, где заканчивается та или иная его картина и начинается реальность. Все смешалось, сплелось, объединилось.

1956-й. Рязанов снимает «Карнавальную ночь». И вся страна немедленно подхватывает песенку про пять минут, смеется над товарищем Огурцовым, восхищается молоденькой Людмилой Гурченко, но, главное, начинает воспринимать Новый год как-то немного иначе. Акценты смещаются. Семейный праздник становится немного волшебством, немного чудом, немного вызовом, немного протестом и много — фейерверком эмоций, слов и нот.

1962-й. «Гусарская баллада», превратившая сухую казалось бы историю в искрометный сюжет, где и атаки, и любовь, и смех, и юнец безусый, оказывающийся симпатичной девицей, и поручик Ржевский, неожиданно оказывающийся не героем анекдотов, а бравым гусаром, и снова праздник, праздник без конца.

1964-й. «Дайте жалобную книгу», где, казалось бы, совсем о другом — каких-то журналистах, ресторанах, их директорше и хамоватых официантках. Но… Но ведь и тут все о любви — такой, о которой до этого с экрана никто не говорил.

1966-й. «Берегись автомобиля» — шедевр, ну, правда ведь, шедевр. Помните, помните вот это:

— А ты почему убегал?

— Привычка. Ты догоняешь — я убегаю. А ты почему догонял?

— И у меня привычка.

Рязанов никогда ни от кого не бежал. Его привычкой, кажется, было совсем другое — снимать великое кино (далее....)

ПАМЯТИ ЭЛЬДАРА РЯЗАНОВА 

Сергей Собянин, мэр Москвы: 

- Мы потеряли великого режиссера, чьи фильмы дарят нам светлые ощущения радости, сказки, веры в любовь и доброту. Творческое наследие Эльдара Рязанова – это целый мир, созданный гением мастера и художника. (далее)

Ирина Мазуркевич, народная артистка России, сыгравшая главную роль Настеньки Бубенцовой в фильме «О бедном гусаре замолвите слово»:

- К сожалению, все мы смертны, хотя в такие минуты утраты это не утешается. Кажется, что великие люди, как Эльдар Рязанов должны жить вечно. Мы привыкли эксплуатировать их талант бесконечно, привыкли к тому, что они нас радуют, удивляют и мы думаем, что так будет всегда. Эльдар Александрович многим-многим людям своими картинами продлил жизнь. Соболезную не только близким режиссера, но и всем нам. (далее)

Лариса Голубкина, народная артистка России, сыгравшая главную роль Шурочки Азаровой в фильме «Гусарская баллада»:

- В день смерти надо молчать. Когда похороним Эльдара Александровича, тогда скажем о нем все слова. Я очень-очень любила Эльдара Александровича и поэтому сейчас, когда он только что ушел от нас, распространяться о нем не могу.

Виктор Проскурин, народный артист России, сыгравший Василия Вожеватова в фильме «Жестокий романс»:

- Все слова, которые скажут артисты про Рязанова, записаны в историю советского кино. Сейчас можно добавить только вздох сожаления и собственное внутреннее сердцебиение, которое не передается с помощью текста.

Безусловно, я сожалею, что ушел Эльдар Александрович, но, сожалей-не сожалей, - спектакль закончен. Остались его фильмы, которые мы должны смотреть ради продолжения жизни.

Валерий Гаркалин, народный артист России, сыгравший короля в фильме «Андерсен. Жизнь без любви»:

- Очень страдаю в связи с уходом из жизни Эльдара Александровича. Я участвовал в последней картине мастера «Андерсен. Жизнь без любви» - играл короля. Для меня это была первая картина с ним, а для Рязанова, увы, последняя. Конечно, я счастлив, что соприкоснулся с творчеством великого режиссера. (далее)

Анатолий Лобоцкий, народный артист России, исполнивший роль Алексея Ежикова в фильме «Тихие омуты»:

- Ушел человек, который определяет эпоху в советском и постсоветском кино. Безумно жалко, что с нами больше нет Эльдара Рязанова. С другой стороны, Эльдар Александрович сделал так много хорошего, что другой не сделает за три жизни. (далее)

Светлана Немоляева, народная артистка России: 

- Уход Эльдара Александровича – страшная утрата. Второго такого нет, не было и не будет. Он - бесконечно талантливый человек и его картины остались и останутся на долгое время. Рязанов снимал доброе кино. Он очень хорошо ощущал жизнь, отношения людей, и каждого персонажа, который был в его картине. Эльдар Александрович был замечательным человеком, с огромным чувством юмора, с большим сердцем, с невероятном добротой. Не знаю ни одной злой сцены в его картине. И за самим Эльдаром Александровичем нет злых поступков. Есть драматические картины, есть сатира, но злобы, насилия, низменных страстей в его фильмах нет. (далее)

«О БЕДНОМ ГУСАРЕ...» БЫЛА САМОЙ СЛОЖНОЙ, НО САМОЙ ЛЮБИМОЙ РАБОТОЙ РЕЖИССЕРА

В первый день нового 1981 года в Советском Союзе впервые показали новый фильм Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово». Картина тут же полюбилась зрителям, но для самого режиссера стала настоящим испытанием. В своей книге «Заэкранье» Эльдар Рязанов писал: «Работа над фильмом «О бедном гусаре…» была не только проверкой профессионализма, она была экзаменом на честность, порядочность и благородство. Содержание картины перекликалось с нашей жизнью, с нашей работой. Провокации, интриги, гнусности, о которых рассказывалось в нашем сценарии, мы испытывали на себе, снимая картину. Пожалуй, «О бедном гусаре…» была моя самая непосильная работа».

Директор фильма Борис Криштул в интервью «ВМ» рассказал о том, как рождалась самая трудная и самая дорогая сердцу  картина Эльдара Александровича.

— Борис Иосифович, расскажите об актерском ансамбле фильма. Кто выбирал артистов?

— Разумеется, сам Рязанов — и выбирал, и отвергал. Так, Эльдар Александрович не утвердил Леонида Филатова на роль Плетнева, хотя я очень настоятельно его рекомендовал. Но Рязанов сказал как отрезал: «Леня — хороший артист, но в этой роли убедительнее Стас Садальский». Александра Абдулова он тоже отверг. Нельзя не сказать о том, что правой рукой на этой картине была жена Эльдара Александровича — Нина Скуйбина. Ниночка (увы, она умерла от рака) была потрясающим человеком: умным, тонким, любящим и лучшим на свете редактором.

— Как Эльдар Рязанов общался с артистам? Возможно, потакал их капризам?

— Смотря что за капризы. Так, Рязанов не сводил глаз с Георгия Буркова, который был любитель выпить. Точнее, в ресторанах, где обедала съемочная группа, Эльдар Александрович сажал рядом с собой Буркова, и тот был под его пристальным контролем. Правда, Жора умудрялся найти выход из положения.  Рязанов искренне не понимал — где Бурков умудряется принять на грудь, и однажды спросил у него: «Ты что, бутылку в рукаве носишь?». А вот влюбленности Вали Гафта в очаровательную певицу Эльмиру Уразбаеву Рязанов не мешал. Эльмира приехала к нам на съемки, и мы сняли для нее люкс, и Валя был счастлив, а как играл, как играл…

[OBJ Фрагменты из фильмов Эльдара Рязанова]

— Кто был самой главной звездой фильма «О бедном гусаре»?

— Вне всякого сомнения — Евгений Леонов. Актера просто разрывали на части, и он даже сбежал со своего номера гостиницы в мой, потому что звонки не прекращались. Евгений Павлович обожал Рязанова и готов был сниматься у него где угодно и в какой угодно роли. И Рязанов обожал Леонова, и, по моим наблюдениям, очень дорожил его мнением и спрашивал совета.

ОСЕНЬ ЖИЗНИ, КАК И ОСЕНЬ ГОДА, НАДО НЕ СКОРБЯ БЛАГОСЛОВИТЬ

Среди ипостасей Рязанова — кинематографиста,  драматурга, писателя — нет  такой, в которой ни прозвучал бы  лейтмотивом его творческий дар. Кажется, все знают его строки:

У природы нет плохой погоды,
Каждая погода — благодать!
Дождь ли, снег — любое время года
Надо благодарно принимать.

Отзвуки душевной непогоды,
В сердце одиночества печать
И бессонниц горестные всходы
Надо благодарно принимать.

Смерть желаний, годы и невзгоды,
С каждым днем  все непосильней кладь,
Что тебе назначено природой,
Надо  благодарно принимать.

Смену лет, закаты и восходы
И любви  последней благодать,
Как и дату своего ухода,
Надо благодарно принимать.

У природы нет плохой погоды,
Ход времен нельзя остановить.
Осень жизни, как и осень года,
Надо не скорбя благословить.

Он написал эти стихи в 49 лет: «...случилось необъяснимое: строчки полезли одна за другой. Казалось, я нахожусь не в тридцати километрах от Москвы, а за тысячи верст, и живу не в двадцатом веке, а лет эдак двести назад.

Свежий сухой воздух покалывал щеки, бодрил, походка была упругой, а душу наполняло беспричинное ощущение счастья. И вдруг сама собой в голове возникла первая строчка. Не успел я изумиться этому явлению, как следом родилась вторая. Не прошло и двадцати минут, как стихотворение сочинилось само, не обращая на меня никакого внимания, как бы помимо моей воли», — вспоминает Рязанов, не прибегавший к рифме до того дня целых тринадцать лет.

А с тех пор минуло еще 38 зим, выросло несколько поколений, изменилась страна и мы, но рефреном звучит вот это:

У природы нет плохой погоды,
Ход времен нельзя остановить.
Осень жизни, как и осень года,
Надо не скорбя благословить

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ЦИТАТЫ ИЗ ФИЛЬМОВ ЭЛЬДАРА РЯЗАНОВА

Комедии режиссера Эльдара Рязанова знает наизусть не одно поколение зрителей. Реплики любимых героев цитируют в разговорах, в книгах и даже в СМИ. «ВМ» вспомнила самые известные цитаты из рязановских картин.

«Берегись автомобиля», 1966 год

— Жениться нужно на сироте!

— Твой дом — тюрьма!

— Тебя посодют, а ты не воруй.

— Что делать, что делать… Сухари сушить.

«Ирония судьбы, или С легким паром», 1975 год

— Какая гадость эта ваша заливная рыба.

— Нашлись добрые люди: обобрали, подогрели… Нет — подобрали, обогрели.

— Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню.

«Служебный роман», 1977 год

— Не бейте меня по голове — это мое больное место.

— У меня двое детей, мальчик и… мальчик.

— Да на тебе пахать надо!

— Именно обувь делает женщину женщиной.

— Она не женщина. Она директор.

«Гараж», 1979 год

— Мой ребенок: хочу кормлю, хочу — нет!

— У вас потрясающая профессия. Вы занимаетесь тем, чего нет.

— Завидую, как вы с мужем-то живете! Не жизнь, а именины сердца!

— Прошу факт продажи Родины зафиксировать в протоколе!

— Будь проклят тот день, когда я купил машину!

— Законным путем идти можно. Дойти трудно.

«Приключения итальянцев в России», 1973 год

— Осторожно, рыбку задавишь!
— Докладываю со дна Невы!

— Пустите меня! Я единственный ребенок в семье!
— И тот дефективный…

— По матрешкам!

— А невеста у тебя есть?
— Есть! Только она пока об этом не знает.

— А как ее зовут?
— А этого пока я не знаю…

 «О бедном гусаре замолвите слово», 1981 год

— Игры кончились, теперь жизнь начинается, только, увы, недолгая.

— Чем угощаете, голубчики?
— Извините, ваше сиятельство, опять икрой!
— Опять?! Безобразие!

НИКОГДА НЕ УСТАНУ ОТ ФИЛЬМА «ИРОНИЯ СУДЬБЫ»

Андрей Мягков, актер

— Я преклонялся перед талантом, жизнелюбием, юмором Эльдара Александровича. Любил, ценил, почитал и благодарен ему за все, что он для меня сделал. Никогда в жизни не скажу, что устал от фильма «Ирония судьбы, или с легким паром» или от «Служебного романа». Устать от того, что пронизано вдохновением, полетом, искренностью, — невозможно. К сожалению, с Эльдаром Александровичем мы так редко виделись — до безобразия редко, до непростительности редко. Ну, такова жизнь! И созванивались редко, по телефону режиссеру и актеру, двум старым друзьям, болтать неинтересно.

РЯЗАНОВ ЗАМОЛВИЛ ОБО МНЕ СЛОВО ВСЕМУ КИНЕМАТОГРАФУ

Валентин Гафт, актер

— В кино меня стали звать только после того, как я снялся в фильме Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово». Так что Эльдар Александрович открыл меня кинематографу. Причем Рязанов так хорошо ко мне относился, что другим режиссерам говорил: «Снимайте Валю Гафта — не пожалеете!» Я очень люблю свою роль в фильме «О бедном гусаре замолвите слово». Не только потому, что это первая серьезная роль, не потому, что мой герой выражает гражданские чувства, а потому, что она подарила мне дружбу с Эльдаром Александровичем.

МЫ, АРТИСТЫ, ПОЛНОСТЬЮ ДОВЕРЯЛИ ЕМУ. ЭТО И ЕСТЬ ДРУЖБА

Лия Ахеджакова, актриса

— Время, проведенное вместе с Эльдаром Александровичем, было и желанным, и волшебным, и дорогим. Здесь и чудесные перерывы между дублями, и придумывание различных сцен, и, конечно же, наши шутки. Все это происходило в атмосфере юмора, невероятной любви к актеру, в желании рассказать самую интересную историю в мире. В свою очередь, мы, артисты, полностью доверяли ему. Это и есть дружба. До последнего думала: если Эльдар Александрович позвонит мне и пригласит играть, тут же к нему приду. Между прочим, нередко я приходила на замену другим актрисам. В «Небесах обетованных» я сыграла вместо Люси Гурченко — она отказалась. В «Старых клячах» — вместо Инны Чуриковой.

ЭТО ПОДАРОК СУДЬБЫ — РАБОТАТЬ С РЯЗАНОВЫМ

Валерий Гаркалин, актер

— Это подарок судьбы — работать с великим Эльдаром Александровичем Рязановым! Правда, мой первый съемочный день в фильме «Андерсен. Жизнь без любви» не обошелся без курьезов. Я играл короля и, как полагается королю, сидел в ложе театра (снимали в одном из ведущих театров Петербурга) с величественным видом. В таком положении слышу, как Рязанов зовет меня к себе. Я же с высоты своего высокого положения уточняю: «Вы меня зовете?» И в ответ слышу ироничный ответ режиссера: «Да, ваше величество, спуститесь вниз и посмотрите, что вы там натворили?!» И я, уже как провинившийся мальчишка, помчался «на ковер» к мэтру. Столько юмора, доброты, любви к людям я не встречал больше ни у одного режиссера.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.