Талант — ничто без совести и души
В истории о девочке из приюта, одержимой едва ли не с рождения мечтой стать танцовщицей, смешалось все до боли знакомое и родное. И это, с одной стороны, нашпиговало мультфильм, словно баранину розмарином, расхожими «культурными» штампами, а с другой — обеспечило смотрящему радость узнавания, поскольку штампы эти тут не бьют под дых, а весьма вежливо заставляют мыслить в правильном направлении.
Сюжет прост: юная Фелисс и ее друг Виктор сбегают из приюта в Париж конца XIX века, чтобы стать великой балериной и великим же изобретателем. И если у Виктора все развивается на периферии и более-менее гладко — он попадает в мастерскую к самому Эйфелю, то у Фелисс все складывается куда драматичнее.
Как в классической «Золушке», она попадает в дом к сволочи-богачке и ее стерве-дочери, также бредящей балетом. От них героиня, конечно, натерпится всякого. Фея? Есть и она — эту функцию тут выполняет ставшая хромоножкой и уборщицей в результате пожара некогда великая танцовщица по имени Одиллия (что отсылает еще и к «Лебединому озеру», с одной стороны, и российскому репертуарному балету — с другой, ведь Одиллию в русскоязычной версии озвучивает Илзе Лиепа).
Одиллия научит Фелисс всему, что умеет сама, включая главное — быть человеком при любых обстоятельствах. Ну, а для пущего узнавания та самая мама-сволочь тут — вылитая героиня-злодейка из «101 далматинца», а неудавшийся ухажер главного действующего лица — почти копия принца Чарминга из «Шрэка», да, к тому же еще и русский.
Все это как бы намекает на бесконечные повторы, однако же нет — «Балерина», начисто лишенная диснеевской дури и пиксаровской избыточности, кажется совершенно свежей историей с очень правильными посылами о том, что талант — ничто без совести и души, что на пути к успеху необходимо изрядно потрудиться, а мечты стоят того, чтобы от них не отказываться. Недаром слоган «Балерины»: «Чудеса начинаются с мечты». Звучит это, конечно, наивно, но тут уже просто не стоит забывать, что мультфильм этот рассчитан на детей до шести лет, а с ними иначе — никак.
Расчет продюсеров, уже знакомых отечественной публике по работе над нашумевшей в 2011 году мелодрамой Оливье Накаша и Эрика Толедано «1+1», оказался точен: дети на выходе из зрительского зала пытались изображать балетные па на кафельном полу, играя на нервах родителей и ничуть не сожалея об отсутствии в «Балерине» дурацких говорящих зверушек, навязчивых мелодий и прекрасных принцев, без которых коммерческая анимация последних лет, кажется, уже себя не представляет.
Если же тут о чем и сожалеть, то лишь о том, что питерская премьера этого мультфильма прошла в Мариинском театре, в Большом же места для него не нашлось.