Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Вещи, обессмерченные словом

Развлечения
В этом году отмечается 180 лет со дня смерти великого поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина.

Поэт ушел 10 февраля 1837 года. Причина смерти известна всем.

Сотрудники московского пушкинского музея уверены: среди сотен людей, собравшихся под стеклянной крышей просторного атриума и не перепутавших по традиции музей Пушкина с ГМИИ имени Пушкина, — обязательно будет и сам поэт. Почему нет, учитывая, что музей на Пречистенке давно стал музеем жизни.

— Пусть Пушкин никогда не жил и, возможно, не бывал в особняке Хрущева, но ведь он и никогда не умирал в Москве. С нашим городом связаны самые светлые его дни. И потому неудивительно, что все в этом огромном особняке дышит витальными силами, — говорит сотрудник музея Анна Хрусталева.

Здешние сотрудники давно перестали удивляться «чудесам». Например, тому, что в садике под открытым небом на снегу, вопреки законам природы, розы цветут чуть ли не до нового года. Между страниц книг пушкинского времени то и дело обнаруживаются то фиолетовая аквилегия, то лист папоротника, то домашняя фиалка, сохранившие, несмотря на почтенный двухсотлетний возраст цвет и слабый аромат прошлого.

— Как это ни парадоксально, но даже посмертная маска Пушкина, — лицо живого, а не мертвого человека, — говорит научный сотрудник музея Вера Невская.

Особенно хорошо с этим феноменом знакомы телевизионщики. Приезжая в музей для съемок того или иного экспоната, они до мурашек на коже ощущали присутствие Пушкина. Подсвеченная особым образом, маска превращается в «живое» лицо.

Вещи, обессмерченные словом На фото Государственный музей имени Пушкина - один из участников акции. / Фото: Александр Казаков, «Вечерняя Москва»

«Мнилося мне, что ему в этот миг предстояло как будто такое виденье. Что-то сбывалось над ним и спросить мне хотелось, что видишь», — написал поэт Жуковский, потрясенный преображением лица поэта после смерти.

Пройдет всего несколько часов и знакомые всем черты изменятся, но маска была снята вовремя, запечатлев не смерть, а момент перехода души, сквозь тело и гипсовую форму.

Сотрудники музея, проведя исследования, выяснили, что их экспонат — не очередная копия. Скрупулезный анализ позволил сделать открытие. С лица поэта было выполнено, как минимум, две формы.

— Столичная маска — это один из слепков второй формы, почти оригинал, - говорит Вера Невская.

В этом году Государственному музею Пушкина предстоит отметить еще одну памятную дату. Ему исполнится шестьдесят лет. Созданный в эпоху «музейного бума», когда интерес к музеям был сопоставим с теперешними очередями на выставки Серова и Айвазовского, он стал «музеем народной любви».

«На нас просыпался золотой дождь даров», — отмечал первый директор Александр Крейн и нисколько не лукавил. В новый музей, наконец-то созданный в столице, со всех уголков мира потекли удивительные дары и ценные артефакты, связанные с именем Пушкина.

Современному обывателю трудно представить, как музей МХАТа смог расстаться с каштановым, идеально круглым, словно нарисованным циркулем, локоном Пушкина, срезанным по просьбе одного из поклонников поэта. Удивительно, как люди отдавали музею целые коллекции и библиотеки, как удалось получить маленький, с указательный палец, оглодок — пушкинское перо, которое поэт имел привычку обкусывать по краям...

Конечно, любой музей принимает подарки. Но столичный музей Пушкина, более чем наполовину созданный из таких даров, в этом отношении — особенный. Он обессмертил не только имена Пушкина, но и имена своих дарителей, уводя их в бессмертие, как удачливого фаната Петра Максимовича Куницкого, не знакомого с Пушкиным, но оказавшегося обладателем локона, срезанного «тотчас после его смерти».

Вещи, обессмерченные словом Посмертная маска А. С Пушкина / Фото: Пресс-служба Государственного музея А.С. Пушкина

Любопытно, что караваны в музей не прекращаются и по сей день. Кто знает, может быть, распашонка Пушкина и не принадлежала Пушкину, а полотенце, вышитое Ариной Родионовной, было вышито кем-то иным. Но именно здесь знают, что мифы иногда не менее важны, чем подлинные факты.

За годы существования музея здесь вывели два закона. Первый — буквальной мемориальности почти не бывает. Умение воссоздать эпоху бывает важнее подлинника. А второй — наибольший трепет вызывает зачастую не просто подлинная вещь, а вещь, обессмерченная словом.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.